Играем с пальчиками (особенности организации пальчиковых игр в разных группах)
методическая разработка
Выполняя пальчиками различные движения (упражнения) ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т.к. индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_palchikami.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем с пальчиками
(особенности организации пальчиковых игр в разных группах)
Выполняя пальчиками различные движения (упражнения) ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т.к. индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем обеспечивает более легкое приобретение навыков письма.
В случае, когда пальчиковые упражнения сопровождаются стихотворным текстом – происходит автоматизация звуков, а так же развивается интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность координации мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с дефектами (проблемами) речи.
Пальчиковая гимнастика – это определенные движения пальцами рук – упражнения, которые, как правило, сопровождаются стихотворным текстом.
Упражнения могут быть:
- статичными – изображения с помощью пальцев каких-либо предметов (стол, стул, очки ит.п.), животных (коза, заяц, кошка), птиц, растений и т.п.
- динамичными – выполнение пальцами нескольких движений в соответствии с текстом.
Эти виды упражнений можно давать детям с 1 – 1,5 лет. Хорошую тренировку движений пальцев рук дают народные игры потешки типа «Сорока - белобока». При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Если эти упражнения вызывают у маленьких детей некоторые трудности, то взрослый помогает ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагаются.
При проведении пальчиковых упражнений (игр):
- взрослый сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения;
- затем упражнение повторяется, и дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую взрослым;
- в дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом.
Выбор упражнения (игры) и речевого материала определяются темой занятия. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3–5 лет на каждом занятии.
Существую определенные правила проведения пальчиковой гимнастики:
- при сжатии кулачка большой палец руки должен всегда находиться поверх остальных пальцев.
- при выбрасывании 1-2 пальцев («коза», «зайчик») большой палец должен быть прижат к оставшимся.
- «ребро» - все пальцы сжаты плотно, большой палец вытянут вверх.
- «ладонь» - 4 пальца прижаты друг к другу, большой палец вытянут в сторону («ворота»).
- руки сжаты в «замок» - большой палец левой руки прижимает большой палец правой руки.
- большой палец прижимается к ладошке с боку, если имитируется держание какого-либо предмета («горсть», «пирожок»).
- при проведении пальчиковой гимнастики, сидя за столом, руки обязательно должны иметь упор на столе.
- если проводится упражнение стоя, то воспитатель сидит, а дети стоят, чтобы дети видели руки воспитателя (т.о. руки ребенка фиксируются на уровне груди).
- после 1-2 минут упражнений необходимо делать расслабление – потрясти кистями рук.
Я в своей работе использую комплекс пальчиковой гимнастики разработанной Ткаченко Т.А., дополняю его по своему усмотрению другими упражнениями, ориентируясь на тему занятия и индивидуальные особенности детей в плане нарушения звукопроизношения.
Чтобы разнообразить деятельность детей на занятиях, в плане развития мелкой моторики пальцев рук, я использую и другие виды игр, которые можно назвать своеобразной пальчиковой гимнастикой:
- игры со счетными палочками
- составление различных геометрических фигур,
- на основе этого умения – составление плоскостных предметов (квадрат + добавочные элементы =окно),
- составление букв, узоров и т.д.,
- использование как усложнение для пальчиковой гимнастики («вышли пальчики гулять»),
- для автоматизации звуков в речи и т.п.
- игры с мелким материалом
- разноцветные пуговицы, семечки,
- бусы на плоскости, на леске,
- составление узоров, букв, составление плоскостных предметов, геометрических фигур,
- расположение пуговиц по цвету на игровом поле.
В принципе все эти игры многофункциональные, многоцелевые:
- автоматизация звуков
- закрепление цвета, формы, размера
- ориентировка в пространстве
- развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация нервных окончаний.
- игра на «рояле» (кроме развития мелкой моторики)
- автоматизация звуков,
- совершенствование темпа речи,
- как усложнение пальчиковой гимнастики
- «гороховый бассейн»
- поиск и узнавание предмета,
- поиск формы предмета,
- поиск качеств предмета.
- «футбол» с помощью резиновой медицинской груши. Дети нажимают тремя пальцами на грушу, направляют получаемую воздушную струю на ватку так, чтобы она двигалась по столу.
- перекладывание, «счет» крупы – упражнение «зимушка» (рис отделяем от гороха или наоборот).
- пальчиковый театр.
- разрезные картинки.
Особое внимание на занятиях я уделяю самомассажу кистей и пальцев рук (комплекс упражнений):
- пальцами одной руки массируются пальцы и ладонь другой руки;
- массаж обеих рук с помощью предметов (грецкие орехи, «киндеры» с насечками, карандаши с гранями).
Сейчас много издается литературы с рекомендациями по поводу развития мелкой моторики пальцев рук. Очень интересная книга «Массаж лицевых мышц для малышей» (мы с детьми начали разучивать первый комплекс). Упражнения этой книги способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, т.к. в этот комплекс включены занятия для пальчиков и массаж дети делают пальчиками сами.
Кроме специальных упражнений развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют и другие виды деятельности:
- вырезание ножницами;
- аппликация;
- лепка;
- конструирование;
- игры с водой.
Эти виды деятельности, так же как и пальчиковая гимнастика, могут проходить в игровой форме, сопровождаться стихотворным текстом, проводиться в эмоциональной и доступной для детей форме.
В результате этой деятельности (и пальчиковой гимнастики тоже) дети получают не только эмоциональное удовлетворение, развлечение, знания, умения, навыки, но и путем активизации (стимуляции) нервных окончаний пальцев рук положительно отражается на развитии моторных (двигательных) речевых зон головного мозга, а следствием этого является развитие речевой функции ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада
Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...
Презентация"Особенности организации работы в детско-родительских группах". (Группа «Неваляшки»)
Особенности организации работы в детско-родительских группах.(Группа «Неваляшки»)...
Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...
Особенности организации занятий для детей разного дошкольного возраста.
Особенности организации занятий для детей разного дошкольного возраста....
Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими
Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство имиВозрастные особенности развития дошкольников различных групп ДОУ находят свое отражение в специфичных черта...