Играем с пальчиками (особенности организации пальчиковых игр в разных группах)
методическая разработка

Селезнева Елена Николаевна

Выполняя пальчиками различные движения (упражнения) ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т.к. индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и  подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_s_palchikami.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с пальчиками

(особенности организации пальчиковых игр в разных группах)

        Выполняя пальчиками различные движения (упражнения) ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т.к. индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и  подготавливает ребенка к рисованию и письму.

        Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем обеспечивает более легкое приобретение навыков письма.

        В случае, когда пальчиковые упражнения сопровождаются стихотворным текстом – происходит автоматизация звуков, а так же развивается интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность координации мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с дефектами (проблемами) речи.

        Пальчиковая гимнастика – это определенные движения пальцами рук – упражнения, которые, как правило, сопровождаются стихотворным текстом.

        Упражнения могут быть:

  1. статичными – изображения с помощью пальцев каких-либо предметов (стол, стул, очки ит.п.), животных (коза, заяц, кошка), птиц, растений и т.п.
  2. динамичными – выполнение пальцами нескольких движений в соответствии с текстом.

Эти виды упражнений можно давать детям с 1 – 1,5 лет. Хорошую тренировку движений пальцев рук дают народные игры потешки типа «Сорока -  белобока». При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

        Если эти упражнения вызывают у маленьких детей некоторые  трудности, то взрослый помогает ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.  Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагаются.

         При проведении пальчиковых упражнений (игр):

  1. взрослый сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения;
  2. затем упражнение повторяется, и дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую взрослым;
  3. в дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом.

Выбор упражнения (игры) и речевого материала определяются темой занятия. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3–5 лет на каждом занятии.

        Существую определенные правила проведения пальчиковой гимнастики:

  1. при сжатии кулачка большой палец руки должен всегда находиться поверх остальных пальцев.
  2. при выбрасывании 1-2 пальцев («коза», «зайчик») большой палец должен быть прижат к оставшимся.
  3. «ребро» - все пальцы сжаты плотно, большой  палец вытянут вверх.
  4. «ладонь» - 4 пальца прижаты друг к другу, большой палец вытянут в сторону («ворота»).
  5. руки сжаты в «замок» - большой палец левой руки прижимает большой палец правой руки.
  6. большой палец прижимается к ладошке с боку, если имитируется держание какого-либо предмета («горсть», «пирожок»).
  7. при проведении пальчиковой гимнастики, сидя за столом, руки обязательно должны иметь упор на столе.
  8. если проводится упражнение стоя, то воспитатель сидит, а дети стоят, чтобы дети видели руки воспитателя (т.о. руки ребенка фиксируются на уровне груди).
  9. после 1-2 минут упражнений необходимо делать расслабление – потрясти кистями рук.

Я в своей работе использую комплекс пальчиковой гимнастики разработанной Ткаченко Т.А., дополняю его по своему усмотрению другими упражнениями, ориентируясь на тему занятия и индивидуальные особенности детей в плане нарушения звукопроизношения.

        Чтобы разнообразить деятельность детей на занятиях, в плане развития мелкой моторики пальцев рук, я использую и другие виды игр, которые можно назвать своеобразной пальчиковой гимнастикой:

  1. игры со счетными палочками
  • составление различных геометрических фигур,
  • на основе этого умения – составление плоскостных предметов (квадрат + добавочные элементы =окно),
  • составление букв, узоров и т.д.,
  • использование как усложнение для пальчиковой гимнастики («вышли пальчики гулять»),
  • для автоматизации звуков в речи и т.п.
  1. игры с мелким материалом
  • разноцветные пуговицы, семечки,
  • бусы на плоскости, на леске,
  • составление узоров, букв, составление плоскостных предметов, геометрических фигур,
  • расположение пуговиц по цвету на игровом поле.

В принципе все эти игры многофункциональные, многоцелевые:

  • автоматизация звуков
  • закрепление цвета, формы, размера
  • ориентировка в пространстве
  • развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация нервных окончаний.
  1. игра на «рояле» (кроме развития мелкой моторики)
  • автоматизация звуков,
  • совершенствование темпа речи,
  • как усложнение пальчиковой гимнастики
  1. «гороховый бассейн»
  • поиск и узнавание предмета,
  • поиск формы предмета,
  • поиск качеств предмета.
  1. «футбол» с помощью резиновой медицинской груши. Дети нажимают тремя пальцами на грушу, направляют получаемую воздушную струю на ватку так, чтобы она двигалась по столу.
  2. перекладывание, «счет» крупы – упражнение «зимушка» (рис отделяем от гороха или наоборот).
  3. пальчиковый театр.
  4. разрезные картинки.

Особое внимание на занятиях я уделяю самомассажу кистей и пальцев рук (комплекс упражнений):

  • пальцами одной руки  массируются пальцы и ладонь другой руки;
  • массаж обеих рук с помощью предметов (грецкие орехи, «киндеры» с насечками, карандаши с гранями).

Сейчас много издается литературы с рекомендациями по поводу развития мелкой моторики пальцев рук. Очень интересная книга «Массаж лицевых мышц для малышей»  (мы с детьми начали разучивать первый комплекс).  Упражнения этой книги способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, т.к. в этот комплекс включены занятия для пальчиков и массаж дети делают пальчиками сами.

        Кроме специальных упражнений развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют и другие виды деятельности:

  • вырезание ножницами;
  • аппликация;
  • лепка;
  • конструирование;
  • игры с водой.

Эти виды деятельности, так же как и пальчиковая гимнастика, могут проходить в игровой форме, сопровождаться стихотворным текстом, проводиться в эмоциональной и доступной для детей форме.

        В результате этой деятельности (и пальчиковой гимнастики тоже) дети получают не только эмоциональное удовлетворение, развлечение, знания, умения, навыки, но и путем активизации (стимуляции) нервных окончаний пальцев рук положительно отражается на развитии моторных (двигательных) речевых зон головного мозга, а следствием этого является развитие речевой функции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада

Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...

Презентация"Особенности организации работы в детско-родительских группах". (Группа «Неваляшки»)

Особенности организации работы в детско-родительских группах.(Группа «Неваляшки»)...

Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"

Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....

Особенности организации занятий для детей разного дошкольного возраста.

Особенности организации занятий для детей разного дошкольного возраста....

Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими

Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство имиВозрастные особенности развития дошкольников различных групп ДОУ находят свое отражение в специфичных черта...