Родительское собрание " Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"
материал (младшая группа)

Татаринцева Светлана Вячеславовна

Ребёнку исполнилось 3 года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.  Основной особенностью трех летнего возраста является кризис трех лет.

Что же именно происходит с ребенком в период 3-4 лет? Другими словами можно сказать, что у детей происходит формирование такого понятия, как:

«ПРОТИВО-ВОЛИ»! Что выражается в желании делать все по-своему.

Эти проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Это, однозначно, трудный период не только для нас, как для взрослых, но и для детей, потому что отстаивание своего «Я» в обществе требует больших усилий! Поэтому, вам как родителям важно с терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помнить, что так называемое упрямство

— это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому,

что ему этого очень хочется, а потому, что ребенку важно,

чтобы с его мнением считались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarintseva_rodit.sobranieno1.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             Родительское собрание

     Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

                                                    Подготовила :  воспитатель Татаринцева С.В.

Цели собрания:

 1. Знакомство родителей с особенностями развития ребенка 3- 4-х лет.

2. Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей, целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.

3.Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров  в  общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей.

Ход проведения собрания:

Воспитатель 1: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас сегодня на собрании посвященному теме «Возрастные особенности детей 3-4лет».

Ребёнку исполнилось 3 года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.  Основной особенностью трех летнего возраста является кризис трех лет.

Что же именно происходит с ребенком в период 3-4 лет? Другими словами можно сказать, что у детей происходит формирование такого понятия, как:

«ПРОТИВО-ВОЛИ»! Что выражается в желании делать все по-своему.

Эти проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Это, однозначно, трудный период не только для нас, как для взрослых, но и для детей, потому что отстаивание своего «Я» в обществе требует больших усилий! Поэтому, вам как родителям важно с терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помнить, что так называемое упрямство

— это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому,

что ему этого очень хочется, а потому, что ребенку важно,

чтобы с его мнением считались.

Чтобы помочь ребенку легче справиться с этим периодом, мы с вами должны бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Например: «Я понимаю, что ты не выспался. Мне тоже хочется спать, но мы должны поторопиться на зарядку».

Что же характерно для ребенка 3 - 4,5 лет? Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности.

Ребенок хочет быть взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возможность этого осознания себя как отдельного человека ему дает общение с взрослым.

В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. 

Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.

Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности. 

В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение. Например, ребенок решил вечером рассказать сказку. В сюжете могут встретиться и сказочные персонажи и реальные люди; и события из прочитанных книг и яркие эпизоды из жизни. Это пока не глубокое воображение, а желание и тяга к словесному творчеству. Поэтому, чтобы расширить кругозор ребенка, нам нужно как можно больше общаться с детьми, читать, рассматривать картины.

Признаки кризиса трех лет

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

- Машенька, пойдем гулять?

- Не-ет! Не пойдем!

- Ну хорошо, тогда дома поиграем!

- Не-ет! Не хочу дома!

- Пойдем тогда в гости сходим.

- Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

- Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

- Купи машинку!

- Она тебе нужна?

- Да-а-а!

Через минуту интерес к машинке иссяк и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

- Подними! - командует маме.

- Нет уж, сам подними.

- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает«Я здесь главный!».

7. Деспотизм и ревность.

- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Как помочь ребенку пережить кризис.


1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него. 
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». 

Задачи развития и воспитания детей 3-4 лет

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4лет в нашем детском саду дается по 5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Я хочу познакомить Вас с основными  целями и задачами по образовательным областям.

Образовательная область

 «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Постепенно формировать образ Я. Беседовать с ребенком о членах его семьи. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.

Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам.

Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Формировать элементарные навыки поведения за столом.

Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Побуждать детей к выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Рассказывать детям о профессиях (врач, продавец, повар, шофер, строитель).

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных.).

Знакомить детей с правилами дорожного движения. Понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении.

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название поселка, в котором они живут.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.

Дать элементарные представления о растениях данной местности. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Проводить сезонные наблюдения.

Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. В целях развития инициативной речи предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления.

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.

Учить располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах пластилина и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.  Учить аккуратно пользоваться клеем. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; эмоционально на них реагировать.

Способствовать развитию певческих навыков: передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Развивать умение кружиться в парах.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Родители информируются о режиме дня группы, содержании образовательного процесса в соответствии с реализуемой программой, о расписании ООД, номерах контактных д-сада.

Выбор родительского комитета.

Спасибо за внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.Будет учебная деят...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».(Родительское собрание во второй младшей группе.)Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 л...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание  "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.Уважаемые родители!Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необх...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет».

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет»....