конспект занятия "Магнит и его свойства"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сырникова Анжела Анатольевна

 в конспекте представлены различные опыты по теме исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magnit-_zanyatie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское управление образования Администрации города Абакана

 Городской методический кабинет

Конкурс: «Эффективные практики формирования универсальных учебных действий»

Тема: «Магнит и его свойства»

Образовательная область «Социализация»

Старшая группа

Подготовила:

Сырникова Анжела Анатольевна –

воспитатель МБДОУ «ЦРР

– д/с «Колокольчик

Абакан – 2012г.

Магнит и его свойства.

Цель:  развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Образовательные задачи:

- познакомит детей с понятием «магнит»;

- сформировать представление о свойствах магнита;

- активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

- развивать поисковую деятельность детей6 умение находить металлические предметы в ближайшем окружении; аргументировать свой выбор; умение свободно пользоваться методами исследования;

- развивать умение давать характеристику металлическим предметам, магниту, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- закреплять навык работы в мини-группах;

- развивать информационную компетентность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и интерес к физическим явлениям и бережное отношение к окружающему миру.

Методические приемы:

- методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия);

- методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация);

- метод стимулирования  познавательной деятельности (экспериментирование));

- метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Словарная работа: магнит, магнетизм.

Оборудование: коробка, рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, большой демонстрационный магнит, пуговицы пластмассовые, булавки, кнопки, удочки, надувной бассейн с водой, болты и гайки, гвозди, пластмассовые рыбки.

Оборудование на каждого ребенка:  металлические предметы, резиновый шарик, деревяшка, скрепки, бумага , магниты, стаканы с водой и скрепкой на дне, удочки, береты ученых.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?»

Ход деятельности:

Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости.

- Что нужно сделать, чтобы их поприветствовать? (дети проходят в зал и здороваются с гостями)

- А чтобы передать гостям свое хорошее настроение, давайте подарим им свою улыбку!!

I.Мотивационно-ориентировочный этап.

- Ой, ребятки, я совсем забыла вам рассказать. Представляете, я вчера ходила в цирк и мне фокусник в конце своего номера  подарил необычный ящик с «чудо-рукавицей», а вот почему она так называется понять не могу, с виду обычная рукавица. А еще с рукавицей в ящике вместе с рукавицей лежали разные предметы. (У воспитателя в руках коробка с «чудо-рукавицей» и различными металлическими  и другими предметами: пластмассовая и металлическая ложки, резиновый шарик, ножницы,  деревяшка, карандаш, скрепка, вилка)

- Давайте вместе проверим эту «чудо-рукавицу»!! А как же нам это сделать? (воспитатель выслушивает предположения детей)

II. Поисковый этап.

- Давайте мы с вами наденем «чудо- рукавицу» и выясним, в чем заключаются ее чудеса. Почему она так называется? (каждый ребенок надевает  рукавицу и берет по одному предмету из ящика)

- Что же происходит с предметами?

- А какие тут предметы, из чего они сделаны? (металлические, пластмассовые, резиновые и деревянные).

- Что же можно сказать об увиденном?

- Какие предметы при разжимании не падают? (металлические)

- А какие падают? (пластмассовые, резиновые, деревянные)

- Теперь можно ее назвать «чудо-рукавицей»? Она перестала делать «чудеса».

III.Практический этап.

- А сейчас, чтобы разобраться, в чем же дело, я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями, учеными.

- Для начала, скажите, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов)

- А где же он ведет свою работу? (в лаборатории)

-Так вот и мы с вами сегодня  отправимся в лабораторию где и будем экспериментировать и изучать свойства одного предмета. (воспитатель заводит детей в созданную лабораторию и надевает шапки ученых, затем достает и показывает детям «магнит»)

- Кто знает, что это за предмет? (воспитатель выслушивает предполагаемые ответы детей и знакомит с понятием «магнит» )

 Магнит – это кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы.

- У каждого ученого на столе стоят коробки с необходимыми для работы предметами, здесь же вам нужно найти «магнит». (дети находят в коробке магнит и берут в руки)

- Возьмите его в руки и рассмотрите?

- Какой же он на ощупь? (холодный, твердый, тяжелый, гладкий)

- Сейчас мы приступим с вами к первому опыту.

Опытно- экспериментальная деятельность.

Опыт№1.

Цель: опытно - экспериментальное  исследование,  направленное  на выявление свойства магнита     притягивать к себе только  металлические и стальные предметы.

- Вам нужно взять коробку с предметами и поднести каждый из них к магниту. Те предметы, которые  притянутся к магниту, положите на стол, а те которые не притянутся, оставьте в коробке.

- На рабочем столе  ученых порядок, а в лаборатории  - тишина. (дети проверяют все предметы на то, как они действуют на магнит)

- Что же  происходит с предметами рядом с магнитом?

- Молодцы, справились с заданием. А теперь  перечислите предметы, которые притягивает к себе магнит? (дети перечисляют: металлическая  ложка, скрепки)

- Из чего же они сделаны? Какие они? (металлические)

- А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны? (пластмасса, резина, дерево)

- Какой вывод можно сделать? (магнит притягивает к себе только железные предметы)

- Именно это свойство магнита притягивать к себе железные предметы называется «магнетизмом», (воспитатель вводит новое понятие «магнетизм» и вывешивает слово на доску)

- Ребята, скажите, а какие металлические (железные) предметы вы еще знаете? (ведро, болты,  гайки, скрепки, кнопки и т.д.) Эти предметы приносят пользу для человека, природы? Они нужны ему для  работы?

- А   эти предметы полезны для природы, для окружающей среды? Почему?

- Поэтому я предлагаю вам сейчас это проверить и заодно немного развлечься   от   опытов, сходив на рыбалку к ближайшему водоему.

Физминутка.

Цель: воспитание  бережного отношения  к  окружающему миру.

- Скажите, а с чем люди ходят на рыбалку? (с удочкой) Как их называют? (рыбаки)

- У нас удочки будут необычными, вместо крючков –магниты.

(воспитатель вместе с детьми идет к водоему)

- А вот и наше озеро, что мы видим в озере? (рыбы плавают) А на его дне? (болты, гайки скрепки)

-Можно сказать что это мусор? Он полезен для водоема? (Да можно, но он не полезен)

- Сейчас мы с вами тоже побудем немножко рыбаками, но необычными. Мы будем ловить не рыбок, а мусор, который загрязняет наш водоем. (Дети вылавливают весь мусор из водоема)

- Молодцы!! Я думаю, мы с вами сделали доброе  дело,  почистили водоем от мусора.

- Какое свойство магнита здесь сработало? Как оно называется? (магнетизм)

- Хорошо отдохнули, отвлеклись, а теперь нам вновь нужно отправиться в нашу лабораторию и продолжить свои опыты.

Опыт№2

 Цель: опытно - экспериментальное  исследование,  направленное  на выявление свойства магнита     действовать на предметы через стекло и воду.

- Предлагаю вам решить такую задачку: нужно достать из стакана с водой скрепку, не намочив рук.

- Как это сделать? (предполагаемые ответы детей)

(если дети не могут сообразить, что делать, воспитатель показывает им как с помощью магнита можно достать скрепку со дна стакана, не намочив руки)

- Какой вывод можно сделать из увиденного? (магнитная сила  действует через стекло и воду).

Опыт№3

Цель: опытно - экспериментальное  исследование,  направленное  на выявление свойства магнита      действовать на песок через бумагу.

- Возьмите лист бумаги и насыпьте  немного песка, затем поводите под бумажкой магнит и посмотрите, что  происходить с песком?

- Сделайте вывод? (магнит действует на песок через бумагу).

Опыт№4

 Цель: опытно - экспериментальное  исследование,  направленное  на выявление свойства     металлических предметов  намагничиваться и становиться магнитами.

- Можно сказать, что они тоже магниты? (да, скрепки притягиваются друг к другу)

-Какой  вывод можно сделать из этого опыта? (металлические предметы рядом с магнитом могут намагничиваться и становиться магнитами)

- Молодцы, справились с работой!!!

IV.Рефлексивно-оценочный этап.

- Ребята, давайте, вспомним, что вы сегодня узнали, проводя исследования? (ответы детей)

- С какими понятиями вы познакомились? (магнит, магнетизм)

- Какие предметы притягивает к себе магнит? (металлические)

- Что еще узнали нового о магните?

(работа с таблицей на доске)

Металлический болт

+

карандаш

-

Резиновый шарик

-

Книга (бумага)

-

Пластмассовая игрушка

-

Гайка

+

Кубик деревянный

-

скрепка

+

 

Что помогло вам справиться с работой?

- Что было трудным? Интересным?

- Скажите, а в чем же был секрет той «чудо-рукавицы», которую мы видели в начале нашей работы, кто-нибудь догадался? (внутри нее лежал магнит)

- Я думаю, что вы очень хорошо с работой ученого, вам можно присвоить звание «юного ученого», поэтому я вручаю вам шапку ученых и дарю вам магниты, чтобы вы самостоятельно могли  изучать и показывать фокусы с магнитом своим родителям и друзьям!!!

- Спасибо за  внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

занятие по экологии о лекарственных растениях....