конспект занятия "Магнит и его свойства"
план-конспект занятия (старшая группа)
в конспекте представлены различные опыты по теме исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnit-_zanyatie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское управление образования Администрации города Абакана
Городской методический кабинет
Конкурс: «Эффективные практики формирования универсальных учебных действий»
Тема: «Магнит и его свойства»
Образовательная область «Социализация»
Старшая группа
Подготовила:
Сырникова Анжела Анатольевна –
воспитатель МБДОУ «ЦРР
– д/с «Колокольчик
Абакан – 2012г.
Магнит и его свойства.
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Образовательные задачи:
- познакомит детей с понятием «магнит»;
- сформировать представление о свойствах магнита;
- активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
- развивать поисковую деятельность детей6 умение находить металлические предметы в ближайшем окружении; аргументировать свой выбор; умение свободно пользоваться методами исследования;
- развивать умение давать характеристику металлическим предметам, магниту, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- закреплять навык работы в мини-группах;
- развивать информационную компетентность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и интерес к физическим явлениям и бережное отношение к окружающему миру.
Методические приемы:
- методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия);
- методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа);
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация);
- метод стимулирования познавательной деятельности (экспериментирование));
- метод самоконтроля (рефлексивное задание).
Словарная работа: магнит, магнетизм.
Оборудование: коробка, рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, большой демонстрационный магнит, пуговицы пластмассовые, булавки, кнопки, удочки, надувной бассейн с водой, болты и гайки, гвозди, пластмассовые рыбки.
Оборудование на каждого ребенка: металлические предметы, резиновый шарик, деревяшка, скрепки, бумага , магниты, стаканы с водой и скрепкой на дне, удочки, береты ученых.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?»
Ход деятельности:
Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости.
- Что нужно сделать, чтобы их поприветствовать? (дети проходят в зал и здороваются с гостями)
- А чтобы передать гостям свое хорошее настроение, давайте подарим им свою улыбку!!
I.Мотивационно-ориентировочный этап.
- Ой, ребятки, я совсем забыла вам рассказать. Представляете, я вчера ходила в цирк и мне фокусник в конце своего номера подарил необычный ящик с «чудо-рукавицей», а вот почему она так называется понять не могу, с виду обычная рукавица. А еще с рукавицей в ящике вместе с рукавицей лежали разные предметы. (У воспитателя в руках коробка с «чудо-рукавицей» и различными металлическими и другими предметами: пластмассовая и металлическая ложки, резиновый шарик, ножницы, деревяшка, карандаш, скрепка, вилка)
- Давайте вместе проверим эту «чудо-рукавицу»!! А как же нам это сделать? (воспитатель выслушивает предположения детей)
II. Поисковый этап.
- Давайте мы с вами наденем «чудо- рукавицу» и выясним, в чем заключаются ее чудеса. Почему она так называется? (каждый ребенок надевает рукавицу и берет по одному предмету из ящика)
- Что же происходит с предметами?
- А какие тут предметы, из чего они сделаны? (металлические, пластмассовые, резиновые и деревянные).
- Что же можно сказать об увиденном?
- Какие предметы при разжимании не падают? (металлические)
- А какие падают? (пластмассовые, резиновые, деревянные)
- Теперь можно ее назвать «чудо-рукавицей»? Она перестала делать «чудеса».
III.Практический этап.
- А сейчас, чтобы разобраться, в чем же дело, я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями, учеными.
- Для начала, скажите, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов)
- А где же он ведет свою работу? (в лаборатории)
-Так вот и мы с вами сегодня отправимся в лабораторию где и будем экспериментировать и изучать свойства одного предмета. (воспитатель заводит детей в созданную лабораторию и надевает шапки ученых, затем достает и показывает детям «магнит»)
- Кто знает, что это за предмет? (воспитатель выслушивает предполагаемые ответы детей и знакомит с понятием «магнит» )
Магнит – это кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы.
- У каждого ученого на столе стоят коробки с необходимыми для работы предметами, здесь же вам нужно найти «магнит». (дети находят в коробке магнит и берут в руки)
- Возьмите его в руки и рассмотрите?
- Какой же он на ощупь? (холодный, твердый, тяжелый, гладкий)
- Сейчас мы приступим с вами к первому опыту.
Опытно- экспериментальная деятельность.
Опыт№1.
Цель: опытно - экспериментальное исследование, направленное на выявление свойства магнита притягивать к себе только металлические и стальные предметы.
- Вам нужно взять коробку с предметами и поднести каждый из них к магниту. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите на стол, а те которые не притянутся, оставьте в коробке.
- На рабочем столе ученых порядок, а в лаборатории - тишина. (дети проверяют все предметы на то, как они действуют на магнит)
- Что же происходит с предметами рядом с магнитом?
- Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите предметы, которые притягивает к себе магнит? (дети перечисляют: металлическая ложка, скрепки)
- Из чего же они сделаны? Какие они? (металлические)
- А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны? (пластмасса, резина, дерево)
- Какой вывод можно сделать? (магнит притягивает к себе только железные предметы)
- Именно это свойство магнита притягивать к себе железные предметы называется «магнетизмом», (воспитатель вводит новое понятие «магнетизм» и вывешивает слово на доску)
- Ребята, скажите, а какие металлические (железные) предметы вы еще знаете? (ведро, болты, гайки, скрепки, кнопки и т.д.) Эти предметы приносят пользу для человека, природы? Они нужны ему для работы?
- А эти предметы полезны для природы, для окружающей среды? Почему?
- Поэтому я предлагаю вам сейчас это проверить и заодно немного развлечься от опытов, сходив на рыбалку к ближайшему водоему.
Физминутка.
Цель: воспитание бережного отношения к окружающему миру.
- Скажите, а с чем люди ходят на рыбалку? (с удочкой) Как их называют? (рыбаки)
- У нас удочки будут необычными, вместо крючков –магниты.
(воспитатель вместе с детьми идет к водоему)
- А вот и наше озеро, что мы видим в озере? (рыбы плавают) А на его дне? (болты, гайки скрепки)
-Можно сказать что это мусор? Он полезен для водоема? (Да можно, но он не полезен)
- Сейчас мы с вами тоже побудем немножко рыбаками, но необычными. Мы будем ловить не рыбок, а мусор, который загрязняет наш водоем. (Дети вылавливают весь мусор из водоема)
- Молодцы!! Я думаю, мы с вами сделали доброе дело, почистили водоем от мусора.
- Какое свойство магнита здесь сработало? Как оно называется? (магнетизм)
- Хорошо отдохнули, отвлеклись, а теперь нам вновь нужно отправиться в нашу лабораторию и продолжить свои опыты.
Опыт№2
Цель: опытно - экспериментальное исследование, направленное на выявление свойства магнита действовать на предметы через стекло и воду.
- Предлагаю вам решить такую задачку: нужно достать из стакана с водой скрепку, не намочив рук.
- Как это сделать? (предполагаемые ответы детей)
(если дети не могут сообразить, что делать, воспитатель показывает им как с помощью магнита можно достать скрепку со дна стакана, не намочив руки)
- Какой вывод можно сделать из увиденного? (магнитная сила действует через стекло и воду).
Опыт№3
Цель: опытно - экспериментальное исследование, направленное на выявление свойства магнита действовать на песок через бумагу.
- Возьмите лист бумаги и насыпьте немного песка, затем поводите под бумажкой магнит и посмотрите, что происходить с песком?
- Сделайте вывод? (магнит действует на песок через бумагу).
Опыт№4
Цель: опытно - экспериментальное исследование, направленное на выявление свойства металлических предметов намагничиваться и становиться магнитами.
- Можно сказать, что они тоже магниты? (да, скрепки притягиваются друг к другу)
-Какой вывод можно сделать из этого опыта? (металлические предметы рядом с магнитом могут намагничиваться и становиться магнитами)
- Молодцы, справились с работой!!!
IV.Рефлексивно-оценочный этап.
- Ребята, давайте, вспомним, что вы сегодня узнали, проводя исследования? (ответы детей)
- С какими понятиями вы познакомились? (магнит, магнетизм)
- Какие предметы притягивает к себе магнит? (металлические)
- Что еще узнали нового о магните?
(работа с таблицей на доске)
Металлический болт | + |
карандаш | - |
Резиновый шарик | - |
Книга (бумага) | - |
Пластмассовая игрушка | - |
Гайка | + |
Кубик деревянный | - |
скрепка | + |
Что помогло вам справиться с работой?
- Что было трудным? Интересным?
- Скажите, а в чем же был секрет той «чудо-рукавицы», которую мы видели в начале нашей работы, кто-нибудь догадался? (внутри нее лежал магнит)
- Я думаю, что вы очень хорошо с работой ученого, вам можно присвоить звание «юного ученого», поэтому я вручаю вам шапку ученых и дарю вам магниты, чтобы вы самостоятельно могли изучать и показывать фокусы с магнитом своим родителям и друзьям!!!
- Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....