Цель: продолжать формировать и закреплять знания о профессии водителя.
Задачи:
Образовательные:
закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта;
формировать умение составлять описательные рассказы об автолюбителях, используя схему-модель
развивать связную речь, распространяя предложения путем второстепенных членов предложения
формировать словарь по теме - закрепить знания о частях машины: мотор, кабина, кузов, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары
активизировать использование в речи прилагательных и закреплять новый навык согласования прилагательных с существительными.
Развивающие:
развивать коммуникативные умения и навыки: вежливое обращение продавца и покупателя, уважение к труду шофера;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к труду людей транспортных профессий, уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта (8-10 штук) , силуэт грузовичка и детали к нему, смятый грузовичок из бумаги, светофор, мольберт, детская тележка – мастерская, вывеска магазина "Автомобили" и «Мастерской» , 5 разных машин, аудиозапись звуков, издаваемых роботом-трансформером.
Предварительная работа: разгадывание загадок о различных видах транспорта, чтение рассказов по теме ("Машины на нашей улице". М.Ильин и Е.Сегал) , стихов о машинах, профессиях; проигрывание подвижной игры «Светофор» и игры «Собери грузовичок» ; прогулки по улицам города (знакомство с работой светофора, с правилами дорожного движения, видами машины) , наблюдение за работой водителя в автомобиле, автобусе, на перекрестке.
Ход занятия
I. Занятие проходит в группе. Дети сидят на своих местах за столом, воспитатель стоит напротив них.
1. Воспитатель загадывает загадку:
Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртку и пальто?
Кто кует металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Дети: Это люди разных профессий.
Воспитатель: О людях каких профессий эта загадка? Послушайте:
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех по утрам
Отвозить на работу.
Дети: это шоферы, водители.
Воспитатель: Какие это люди по характеру?
Дети: Они добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.
2. Дидактическая игра "Назови профессию"
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображение видов транспорта и, задавая по ним вопросы, выслушивает ответы детей.
Кто водит автобус, автомобиль? (Внимательный шофер)
Кто управляет поездом. (Зоркий машинист)
Кто летает на ракете? (Умелый космонавт)
Кто управляет кораблем? (Добросовестный капитан)
Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде? (Храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист) .
Кто летает на самолёте? (Ответственный летчик) .
3. Воспитатель (показывает на все картинки) . Назовите одним словом, что это?
Дети: Это транспорт.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице - бежит,
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Воспитатель: Большой - автомобиль, а маленький? …
Дети: автомобильчик.
Воспитатель: К какому виду транспорта относится автомобиль?
Дети: К наземному виду транспорта.
Воспитатель: Что еще относится к наземному транспорту? (автобус, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус...)
Воспитатель: Для чего транспорт нужен людям?
Дети: Перевозить грузы, людей, убирать улицы...
Воспитатель: А транспорт, который перевозит пассажиров?
Дети: Пассажирский.
Воспитатель: Транспорт, который перевозит грузы, как называется?
Дети: Грузовой.
4. Дидактическая игра "Сборка автомобиля".
Воспитатель: Включается аудиозапись: скрип, скрежет, рокот, шум.
Дети слушают, зажимают уши…
Этот грохот ухо режет.
Ну и звуки! Шум и скрежет!
На плохое робот скор,
В нем компьютер и мотор.
Воспитатель: Какие ужасные звуки, правда, ребята? Так громко скрипел и скрежетал красивый маленький грузовичок, когда его ломал плохой Робот-Злюка. Посмотрите, что он сделал с игрушечным грузовичком! (Показывает картонный грузовичок) . Он просто раздавил его! Робот - Злюка повадился к нам прилетать с планеты Разломай. Он грозится разломать все наши игрушки.
Но и мы с вами не простаки. Давайте снова соберем грузовичок из частей.
Дети из деталей собирают машину, накладывая части на изображение грузовика.
Воспитатель: Какие детали есть у грузовичка?
Дети: мотор, кабина, кузов, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары. (Один из детей в конце игры перечисляет все детали.)
Воспитатель: Какая красивая получилась машина! Ребята, а как вы считаете, удобно ли с ней будет играть? Почему?
Дети: Она плоская, детали могут развалиться.
Воспитатель:
Шуршат по дорогам
Веселые шины
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове - важные
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!
5. Физкультминутка "Красный, желтый, зеленый"
Воспитатель: Ребята, хотите немного поиграть?
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в знакомую нам игру, которая называется «Светофор» . Для начала выберем, кто у нас станет светофором, кто будет регулировать движение на дороге. (Один из ребят считалкой выбирает водящего.)
Считалка:
Встану утром спозаранку,
Сразу сяду за баранку…
Выпью чаю, съем сметану,
А баранку есть не стану!
Я баранку покручу
И по свету покачу!
Выбранный ребенок - «Светофор» должен объяснить правила дорожного движения.
Ребенок: На красный – хлопаем в ладоши, на желтый - готовимся - заводим моторы, на зеленый – едем.
Воспитатель: Заведем моторчики (закрепление произношения звука "р-р-р") . Поехали! (Игра повторяется 3 раза со сменой водящего.)
6. Автомагазин.
Воспитатель: Отдохнули немного? А теперь я приглашаю вас посетить автомагазин.
Едем, едем, не спешим,
Прямо в автомагазин.
(Выставляется табличка "Автомагазин")
Воспитатель: В автомагазин приходят взрослые люди для того, чтобы приобрести себе машину. Я хочу вам предложить почувствовать себя взрослым, как ваши папы или мамы, хотя бы на короткое время, и купить ту машину, которая вам больше всего понравится.
Воспитатель выбирает покупателя по желанию одного из ребят.
Воспитатель: Чтобы что-то купить необходимы деньги (дает ему бумажные деньги) . Итак, продавцом буду я, а покупателем у нас будет …
Воспитатель («продавец» ) : Добрый день, мы рады приветствовать вас в нашем магазине!
Ребенок «Покупатель» : Добрый день.
Воспитатель: Что вас привело к нам?
Ребенок: Хочу купить машину.
Воспитатель: Прекрасно! Какую именно машину вы хотели бы приобрести?
Ребенок: описывает машину (ёё назначение, цвет, размер по схеме) . Воспитатель помогает наводящими вопросами, если ребёнок затрудняется с ответом.
Воспитатель: Отличный выбор! Эта машина стоит 5 рублей.
Ребенок расплачивается, берет машинку.
Воспитатель: До свидания! Приходите к нам ещё!
Ребенок: До свидания.
Воспитатель проигрывает эту игру еще с одним ребенком.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с … (имя ребенка - покупателя) показали вам, как правильно покупать нужные вам вещи в магазинах, как нужно вести беседу с продавцом. Надеюсь, когда вы будете делать свои покупки, это вам поможет.
II. Подведение итогов:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодня на занятии? Что именно вам понравилось больше всего?
Что нового вы узнали для себя?
Спасибо большое вам, ребята, за хорошую работу на занятии.