Театральная студия
рабочая программа
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать
на себя роль и действовать, вместе с
тем помогая ему приобретать
жизненный опыт, – все это помогает
осуществить – ТЕАТР".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnoy_studii.docx | 88.76 КБ |
prikaz_po_navigatoru_ot_05.07.2021_no133_1.pdf | 285.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №9 «Россиянка»
Пояснительная записка
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать
на себя роль и действовать, вместе с
тем помогая ему приобретать
жизненный опыт, – все это помогает
осуществить – ТЕАТР".
Направленность Программы – художественно-эстетическая
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самих себя.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность
Данная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика, танцевальные движения, пение).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Отличительные особенности программы (идеи)
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Адресат программы – воспитанники со 2й младшей группы (3-4 года) до подготовительной группы (6-7лет).
Объем и срок освоения программы
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет (со второй младшей группы - до подготовительной группы). Образовательный процесс ведется с сентября по май.
Данный вид деятельности рекомендуется:
1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15 минут во второй младшей группе, 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе. Общее количество занятий в год - 36.
Форма обучения – очная. Образовательная деятельность проводится в период пребывания ребенка в учреждении.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый – в мае.
Особенности организации образовательного процесса
Организованная образовательная деятельность осуществляется на занятиях в соответствии с требованиями СанПиН в процессе кружковой работы с детьми дошкольного возраста 3-7 лет общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Содержание программы построено с учетом следующих принципов: систематичности и последовательности; сочетания научности и доступности; интеграции.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год обучения | Возрастная категория воспитанников | Общее количество часов в год | Количество часов и занятий в неделю | Продолжительность занятий |
1 год | 2 младшая группа, 3-4 года | 36 | 1 | 15 мин |
2 год | средняя группа | 36 | 1 | 20 мин |
3 год | старшая группа | 36 | 1 | 25 мин |
4 год | Подготовительная к школе группа | 36 | 1 | 30 мин |
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Ознакомление с Художественной литературой - дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
Развитие речи - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Изобразительная деятельность - дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля отдельные персонажи.
Ознакомление с Окружающим - дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, культурой, бытом, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Музыкальное воспитание - дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние, передавать его голосом, движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Содержание программы:
Содержание программы включает четыре основных блока:
1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра.
2. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)
3. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
4. «Работа с родителями». Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.
Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации
театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
Принцип психологической комфортности.
Это прежде всего - создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие
стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости,
получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества.
Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире.
Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариантности.
Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
Формы аттестации и демонстрации результатов: наблюдение, педагогическая диагностика, творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации результатов: аналитическая справка
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: театрализованное представление.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Материально-техническое
Настольный театр игрушек, настольный театр картинок, фланелеграф, теневой театр, пальчиковый театр, театр Би-ба-бо, детские костюмы для спектаклей, взрослые костюмы для спектаклей, элементы костюмов для детей и взрослых, атрибуты для занятий и для спектаклей, ширмы для кукольного театра.
Информационное обеспечение
Аудио, видео, фото материалы, презентации по тематике занятий, интернет источники с мультипликацией на канале ютуб. Музыкальный центр, видеоаппаратура, медиотека (аудио- и CD диски), декорации к спектаклям, методическая литература.
Кадровое обеспечение
Столбова Ольга Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Образование среднее специальное, Тульское педагогическое училище, 1995г. Квалификация «Воспитатель дошкольных учреждений», специальность «Дошкольное образование».
Еремизина Анна Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Образование высшее, Московский гуманитарный институт,2013г. Квалификация «Художник», Профессиональная переподготовка по теме: «Педагогика и психология общего и дошкольного образования», АНО ВПО Московский гуманитарный институт, 2013г.
Методическое обеспечение
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный, экспериментирование, наблюдение и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Формы организации занятия - беседа, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация.
Педагогические технологии – проблемно-диалогическая технология, личностно ориентированная технология, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм занятия
Все этапы занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит времени года (начало, середина или коней учебного года) и от задач, которые ставит педагог.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- Ритмическая разминка (создание эмоционального настроения);
- Речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию; на мимику и жесты;
- Театрализованные игры (игры-импровизации);
- Беседа с детьми (чтение, рассказ воспитателя, рассказ детей, показ воспитателем способа действия);
- Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
- Поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.
Литература
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. - 256 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
М.Д.Маханёва Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергева, Е.С.Петрова Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями: 2000г.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018года N 298н (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 года, регистрационный N 52016). «Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленные кафедрой дополнительного образования и
сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Вторая младшая группа 3-4 года
Характеристика особенностей развития детей 3-4 года
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенок знает наизусть стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – 2 младшая группа (3- 4года)
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Т.И.Петрова с.6-7 (1 нед.) М.Д.Маханёва с.18-20 | 1 неделя 2 неделя | «Давайте познакомимся!» «Для деда, для бабы курочка ряба яичко снесла золотое» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Познакомить со сказкой «Курочка Ряба», обращать внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. Побуждать детей к активному общению, развивать речь, умение строить диалог. Развивать пластику движений. |
3. | «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки» | Познакомить детей с «перчаточным» театром. Обогащать словарный запас детей. Познакомить детей подвижной игре «Курочка и Цыплята». | |
4. | «Курочка Ряба» | Способствовать развитию выразительных средств, передавать характер персонажей в сказке жестами и мимикой. Учить разыгрывать сказку «Курочка Ряба». | |
Октябрь М.Д.Маханёва с.29-31 | 1. | «Выросла репка большая-пребольшая» | Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков. Познакомить детей со сказкой «Репка» в аудизаписи. |
2 | «Тянут – потянут – вытянуть не могут» | Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого. Показ сказки «Репка» с использованием «перчаточного» театра. | |
3. | «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» | Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. | |
4. | «Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой» | Учить разыгрывать сказку «Репка». | |
Ноябрь М.Д.Маханёва с.23-27 | 1. | «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» | Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. Учить детей отгадывать загадки. Познакомить детей со сказкой К.Чуковского «Цыплёнок». Познакомить детей с подвижной игрой «Курочка-хохлатка». |
2. | «Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет» | Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения персонажей сказки. | |
3. | «Волшебный сундучок» | Способствовать развитию актерских данных у детей.(ряженье в сказочных героев). Обогащать словарный запас воспитанников. | |
4. | «Мешок с сюрпризом» | Формировать исполнительские умения. Продолжать развивать умение вести диалог. Драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок». | |
Декабрь М.Д.Маханёва с.20-23 | 1. | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» | Познакомить детей со сказкой «Почему плакал котёнок». Развивать более точные имитационные движения. Способствовать развитию диалогической речи. Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем. Познакомить с подвижной игрой «Котята». |
2. | «Каждому хочется котёночку помочь» | Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отдельных звуков. | |
3. | «Волшебная шкатулка» | Учим отгадывать загадки, пересказывать сказку. | |
4. | «Котёнок наелся молока, стал довольным и веселым он тогда» | Познакомить детей с элементами игры - драматизации. Формировать четкое произношение отдельных звуков. Игра-драматизация сказки «Почему плакал котёнок» | |
Январь | 1. | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Познакомить с новой сказкой С. Маршака «Перчатки». Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением Познакомить детей с подвижной игрой «Грустный котик». |
М.Д.Маханёва с.28-29 Т.И.Петрова с.12-14 | 2. | «Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!» | Продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. Драматизация сказки С.Маршака «Перчатки». |
3. | «Игровая викторина по стихам А.Барто» | Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения персонажей. Развивать фантазию, эмоциональную память. | |
4. | «Сценки по произведению А.Барто» | Обучать разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты). | |
Февраль М.Д.Маханёва с.32-35 | 1. | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Познакомить с новой сказкой «Как собака друга искала». Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. |
2. | «Очень жить на свете туго без подруги или друга» | Развивать более точные имитационные движения. Способствовать развитию диалогической речи. Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность. | |
3. | «Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться» | Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности. | |
4. | «Как собачка друга искала» | Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки «Как собачка друга искала». Активизировать словарь детей. | |
Март М.Д.Маханёва с.36-38 | 1. | «Воробей клевал зерно, кот хозяйский – цап его!» | Обучать детей отгадывать загадки. Учить детей следить за сюжетом сказки «Почему кот моется после еды». |
2. | «Воробей и кот» | Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. Познакомить детей с подвижной игрой «Воробышки и кот». Учить детей пересказывать сказку вместе. | |
3. | «Хитрый воробышек обманул кота» | Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку. | |
4. | «Почему кот моется после еды» | Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз. | |
Апрель | 1. | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей. Познакомить детей с подвижной игрой «Лиса и зайцы». |
2. | «Каждый хочет заиньке помочь» | Продолжать учить детей следить за сюжетом сказки «Лиса. Заяц и петух», развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения, через подражание повадок животных, их движениям и голосу; воспитывать желание им помогать. Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях. | |
3. | «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!» | Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершенствовать умение вести диалог. | |
4. | «Уходи, лиса, с печи!» | Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух». Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. | |
Май | 1. | «Кто в теремочке живёт?» | Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи. Учить отгадывать загадки. |
2. | «В тесноте, да не в обиде» | Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонематический слух. | |
3. | «Дайте только срок, построим теремок!» | Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. Развивать фантазию, эмоциональную память. | |
4. | «Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок!» | Драматизация сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз. |
Средняя группа от 4 до 5 лет
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности. В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться. В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем. Развивается моторика дошкольников.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения». Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения.
В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. | «Мир театра» | Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. Игра «Измени голос». Хоровод-игра «Мышки на лугу». |
М.Д.Маханёва с.46-47 М.Д.Маханёва с.47-48 М.Д.Маханёва с.48-50 | 2. | «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я» | Вызывать интерес к театрализованной деятельности. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению. Познакомить детей с игрой «Радио». |
3. | «Пойми меня» | Способствовать развитию выразительных средств, передавать характер персонажей в сказке жестами и мимикой. | |
4. | «Игры с бабушкой Забавушкой» | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | |
М.Д.Маханёва с.50-51 | 1. | «Колобок наш удалой» | Познакомить с новой сказкой В.Бианки «Колобок-колючий бок». Познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. |
Октябрь М.Д.Маханёва с.51-52 | 2. | «Колобок не тот, а другой» | Учить детей бесконфликтно распределять роли. Формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки. |
М.Д.Маханёва с.52-53 | 3. | «Колобок-колючий бок» | Развивать творческие способности, вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями. |
4. | «Про богатый кошкин дом» | Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. Познакомить детей с новой сказкой С.Маршака «Кошкин дом». | |
Ноябрь | 1. | «Бедные котята» | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты). Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. |
2. | «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!» | Развивать фразовую речь у детей; память, воображение; развивать этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов. Воспитывать у детей чувства сострадания, доброты, взаимовыручки. | |
3. | «На порог нас не пустили, наши прежние друзья» | Формировать навыки художественного исполнения различных образов. Учить изображать сказочных животных и птиц, развивать навыки инсценирования; воспитывать коллективизм, самостоятельность. | |
4. | «Тили-тили-тили-бом! Приходите в новый дом!» | Драматизация сказки С.Маршака «Кошкин дом». | |
Декабрь | 1. | «Пела ночью мышка в норке» | Познакомить детей с новой сказкой С.Маршака «Сказка об глупом мышонке». Формировать умение эмоционально выражать художественный образ. |
2. | «Побежала мышка-мать, стала разных нянек звать» | Способствовать эмоциональному восприятию произведения, своей роли. Развивать диалогическую речь. Воспитывать терпеливость, умение своевременно подавать реплику. | |
3. | «Прибежала мышка-мать, а мышонка не видать…» | Развивать творческое воображение, умение передавать образы героев. Обучать детей своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой. | |
4. | «Глупый мышонок» | Инсценировка сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Обучать детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу. | |
Январь М.Д.Маханёва с.61 | 1. | «Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом мяу»! | Познакомить детей с новой сказкой В.Сутеева «Кто сказал мяу?» Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание. |
М.Д.Маханёва с.61-62 | 2. | «Только «мяу» где сыскать?» | Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. |
М.Д.Маханёва с.62-63 | 3. | «Это ты сказал мяу?» | Развивать память, воображение;фразовую речь у детей; развивать этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов. Воспитывать у детей чувство доброты. |
4. | «Кто сказал «мяу»?» | Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. Драматизация сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?» | |
Февраль | 1. | «Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл…» | Познакомиться со сказкой В.Сутеева «Петух и краски» (с использованием пальчикового театра игрушки). |
2. | «Это ненастоящий Петух!» | Развивать творческое воображение, умение передавать образы героев. | |
3. | «Краски, Краски, помогите мне!» | Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. | |
4. | «Теперь ты настоящий Петух» | Обучать детей своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой. | |
Март | 1. | «Вот так яблоко». | Познакомиться со сказкой В.Сутеева «Яблоко». |
2. | «Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!» | Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра.. | |
3. | «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»» | Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. | |
4. | Медведь «нас всех помирил и уму-разуму научил!» | Продолжать учить детей принимать на себя роль, удерживать ее до конца игры, строить ролевое поведение. | |
Апрель | 1. | «Одна девочка ушла из дома в лес» | Познакомиться с русской народной сказкой «Три медведя». Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета. |
2. | «В домике жили три медведя» | Отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | |
3. | «В домике было две комнаты» | Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | |
4. | «Вот она! Держи, держи!» | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | |
Май | 1. | «Маша и медведь» | Познакомиться с русской народной сказкой «Маша и медведь». Учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. |
2. | «Деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко…» | Воспитывать у детей добрые чувства к близким людям и чувства сострадания к тем, кто попал в беду. Совершенствовать речь, как средство общения. Развивать свободное общение со сверстниками. | |
3. | «Думала , думали и придумала…» | Формировать навыки творческой деятельности, навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства, хореографического искусства. | |
4. | «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» | Драматизация русской народной сказки «Маша и медведь». |
Старшая группа от 5 до 6 лет
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Сентябрь М.Д.Маханёва с.76 М.Д.Маханёва с.78-79 | 1. | «Наш театр очень рад, вновь встречает он ребят» | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Формировать у детей чувство уверенности. |
2. | «Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть?» | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | |
М.Д.Маханёва с.80-82 | 3. | «Игровой урок» | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Обучать имитации характерных движений сказочных персонажей. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика». |
М.Д.Маханёва с.83-84 | 4. | «Одну простую сказку хотим мы показать» | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Развивать коммуникативные способности, желание участвовать в театрализованных представлениях, умение слушать, запоминать, повторять за педагогом. Развивать у детей воображение, фантазию, пантомимические навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. |
Октябрь М.Д.Маханёва с.86-87 | 1. | «Постучимся в теремок» | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
М.Д.Маханёва с.87-88 | 2. | «Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно» | Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение охарактеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. |
М.Д.Маханёва с.88-89 | 3. | «Многим домик послужил, кто только в домике не жил» | Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. |
М.Д.Маханёва с.89-90 | 4. | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки «Теремок» В.Бианки. |
Ноябрь | 1. | «Козлятушки, ребятушки!» | Познакомить детей с р.н.сказкой «Волк и семеро козлят». Развивать интерес к театрализованной игре, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях. |
2. | «Слышим, слышим — да не матушкин это голосок!» | Формировать умение свободно чувствовать себя в роли, учить уметь договариваться, уступать друг другу. Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. Совершенствовать диалогическую форму речи. | |
3. | «На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?» | Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности Обогащать и активизировать словарь: афиша, зрительный зал, сцена, декорации, гримёр, костюмер, антракт. | |
4. | «Сказочка на новый лад- Волк и Семеро козлят» | Драматизация сказки «Волк и семеро козлят». Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями. | |
Декабрь М.Д.Маханёва с.90-91 | 1. | «Учимся говорить по-разному» | Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. |
М.Д.Маханёва с.91-92 | 2. | «Учимся четко говорить» | С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. |
М.Д.Маханёва с.92-94 | 3. | «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять» | Развивать у детей дикцию. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. |
М.Д.Маханёва с.94-95 | 4. | «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем» | Создать положительно эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма». Поощрять совместное стихосложение. |
Январь М.Д.Маханёва с.96-97 | 1. | «Рассказываем про любимые игры и сказки» | Познакомить детей со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка», помочь детям понять смысл сказки. Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. |
М.Д.Маханёва с.97-98 | 2. | «Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился» | Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Развивать творческое воображение, фантазию; Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности. |
М.Д.Маханёва с.98-99 | 3. | «Гордится Петенька собой, ног не чует под собой» | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитать уверенность в себе, в своих силах. Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние. |
М.Д.Маханёва с.99-101 | 4. | «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался» | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. |
Февраль М.Д.Маханёва с.101-102 | 1. | «Сочиняем новую сказку» | Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. |
М.Д.Маханёва с.102-103 | 2. | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки). |
М.Д.Маханёва с.103-104 | 3. | «Наши эмоции» | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли |
М.Д.Маханёва с.104-105 | 4. | «Изображение различных эмоций» | Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. |
Март М.Д.Маханёва с.105-107 | 1. | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. |
М.Д.Маханёва с.107-108 | 2. | «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого комара» | Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей». Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. |
М.Д.Маханёва с.108-109 | 3. | «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» | Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. |
М.Д.Маханёва с.109-110 | 4. | «Друг всегда придет на помощь» | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки. |
Апрель М.Д.Маханёва с.110-112 | 1. | «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!» | Драматизация сказки «Айболит и воробей». Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения. |
М.Д.Маханёва с.112-113 | 2. | «Когда страшно, видится то, чего нет» | Познакомить детей с р.н.сказкой «У страха глаза велики». Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки. |
М.Д.Маханёва с.113-114 | 3. | «Каждому страх большим кажется» | Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам. |
М.Д.Маханёва с.114-115 | 4. | «Преодолеем страх» | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку. |
Май М.Д.Маханёва с.115-116 | 1. | «У страха глаза велики» | Драматизация сказки «У страха глаза велики». Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты. |
М.Д.Маханёва с.116-117 | 2. | «Если с другом ты поссорился» | Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. |
М.Д.Маханёва с.117-118 | 3. | «Как Луне и солнцу быть, не могут ссору разрешить» | Познакомить детей со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна». Продолжать учить детей распознавать злость. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. |
М.Д.Маханёва с.115-116 | 4. | «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил!» | Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна». |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Возрастные особенности седьмого года жизни выражены в том, что ребёнок использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Передаёт в речи причины эмоционального состояния: плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчился, потому что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей. Испытывает гордость за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких, друзей. Эмоционально включается в дела семьи и детского сада. Стремится к общению со сверстниками, уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности. Выбирает более сложные способы взаимодействия со взрослыми и другими детьми. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с партнёрами на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и т. д.). Может включаться в коллективную деятельность как исполнитель, соотнося и координируя свои действия с действиями других участников. Начинает управлять своим поведением. Осознаёт общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. Обнаруживает самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость, ответственность в освоенных видах деятельности: самостоятельно ставит цель, планирует все этапы деятельности, контролирует промежуточные и конечные результаты. Ребенок самостоятельно разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Календарно-тематическое планирование 4- год обучения
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. | «Основы театральной азбуки» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены), закрепить трудовые навыки. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб». Игра на развитие памяти: «Художник», «Я ем». |
яя | 2. | «Мы идем в театр» «Зрительская культура». | Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как «опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка». Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка». Воспитывать желание узнать новое. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Закреплять правила поведения в театре. Формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил. |
3. | «Театральная игра» | Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест) привлекать детей к играм: Игра «И я тоже!», Игра «Птицы, на гнезда!» Игра на развитие внимания: «Будь внимателен», «Слушай хлопки». Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». | |
4. | «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»
| Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать у детей умение пользоваться жестами, мимикой. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Драматизация сказки «Почему помидор стал красным». | |
Октябрь | 1. | «Скороговорку, ты послушай и попробуй повторить» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок. Привлекать детей к проговариванию скороговорок. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль», “Радость”, “Хвастовство”. |
2. | «Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок» | Учить разыгрывать несложные этюды и диалоги по знакомым литературным сказкам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест и др.) Развивать способность свободно и раскрепощённо держаться перед зрителями. Воспитывать и поддерживать желание доставлять удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх». Этюды «Жадина», «Дырки в сыре». | |
3. | "Веселые сочинялки" | Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Продолжать работу над выразительностью жестов и мимики, сценической речью. | |
4. | «Гуси-Лебеди» | Вспомнить с детьми русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Просмотреть иллюстрации по сказке. Совершенствовать воображение, фантазию детей. Развивать дикцию у детей. | |
Ноябрь | 1. | «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» | Просмотреть с детьми рисованный мультфильм, 1949г. «Гуси-лебеди». Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость. Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа. |
2. | «Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
| Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом», «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела». | |
3. | «Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?» | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. Работать над голосом, над дыханием и артикуляцией. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | |
4. | «В избушке на курьих ножках Баба-Яга сидит» | Драматизация сказки «Гуси-Лебеди» на День Матери. Учить действовать на сцене согласованно. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках. | |
Декабрь | 1. | Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» «Снежная королева» | Познакомить детей со сказкой «Снежная королева». Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета. Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях. |
2. | «Кай и Герда» | Учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. | |
3. | «Герда спасает Кая» | Продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | |
4. | «Ну, вот и сказке конец!» | Разыгрывание сказки при помощи кукольного театра. Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. | |
Январь Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» | 1. | «Двенадцать месяцев» | Познакомить детей с зимней сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета. |
2. | «В лес, за подснежниками» | Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Скороговорка «В перелеске перепел перепелку перепел» (медленно, быстро, тихо, громко). | |
3. | «Дары братьев месяцев» | Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию, выразительность мимики. Развивать детскую пластику «Волна», «Поющие руки».. | |
4. | «У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят!» | Поддержать желание детей активно участвовать в драматизации. Драматизация сказки «Двенадцать месяцев». | |
Февраль | 1. | «Морозко» | Познакомить детей с русской сказкой «Морозко». Создать эмоционально положительный настрой на сказку. Просмотреть с детьми фильм «Морозко», 1964г. Игра «Узнай героя сказки. |
2. | «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Работа над голосом «Муха». Упражнение «Мое настроение». | |
3. | «Старикову дочь везут» | Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. Работать над дикцией. Игровое упражнение "Веселая дорожка". Загадывание описательных загадок о героях сказки. Работа над техникой речи: Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан». | |
4. | «Вот и сказке конец!» | Драматизация сказки «Морозко». Учить действовать на сцене согласованно. | |
Март Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» | 1. | «Порадуем своих родных» | Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Сценка «Спор мальчиков и девочек». |
2. | «Подарю улыбку я мамочке, бабуле!» | Сценки «Разговор двух мамочек», «Кулек конфет», «Подарок Бабушкам на 8 Марта». Создать атмосферу праздника на утреннике «8 Марта». Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. | |
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». | 3. | «Красная Шапочка» | Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка». Совершенствовать воображение, фантазию детей. Работать над голосом. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке». |
4. | «Навестить больную бабушку Красная Шапочка пошла» | Совершенствовать памяти, внимание, общение детей. Работать над дыханием, артикуляцией.. | |
Апрель | 1 | «Красная Шапочка и Волк» | Разыгрывание сказки при помощи кукольного театра. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
2. | «Красная шапочка в гостях у ребят» | Развлечение по сказке «Красная шапочка» с младшими воспитанниками. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | |
3. | «Слоненок пошел учиться» | Познакомить детей со сказкой в стихах «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлова. Сформировать представление о различных чертах литературного персонажа. Познакомить детей с кукольным мультфильмом, 1984г. «Слоненок пошел учиться». Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач». | |
4. | «Мышиная школа и Слоненок" | Познакомить детей с театрализованной игрой с элементами кукольного театра «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлов. Напомнить приемы управления театральными куклами системы «люди – куклы», участвующие в диалоге. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для сопоставления различных эмоций литературного персонажа. | |
Май | 1. | "Слон играет на трубе, а мышата пляшут» | Драматизация пьесы-сказки «Слоненок пошел учиться». Изображать героев с помощью мимики и движения. Закреплять четкое произношение в речи дошкольниками отдельных фраз. |
2. | «Золушка» | Прослушать сказку Ш.Перро «Золушка» и обсудить с детьми. Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) Упражнения для развития выразительной мимики: «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Грязная бумажка». | |
3. | «Как аукнется, так и откликнется» | Поддержать желание детей принимать активное участие в празднике, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях. Игра «Забавные стихи». Игры – этюды по отрывкам произведения «Золушка». Изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и пластику. | |
4. | «Выпускной бал у Золушки» | Создать атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей у детей. Доставлять детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед зрителями. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми театральной студии
Занятие совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста театральной студии.В процессе занятия у детей:Разви...
Презентация музыкально-театральной студии "Светлячок"
Понимая важную роль воздействия театрального искусства на личность ребёнка, в нашем детском саду всегда придавали большое значение о...
Музыкально-театральная студия "Светлячок"
Уже много лет в нашем детском саду работает музыкально-театральная студия «Светлячок». Ведёт её музыкальный руководитель высшей квалификац...
План работы театральной студии "Золотой ключик".
План работы на год....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы
Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры на развитие эмоций, ...
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста
Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...
Студия « Талан – ты » презентация по театральной деятельности Немножко из опыта работы в театральной студии "У Лукоморья"
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стр...