Индивидуальный план работы по самообразованию.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Перова Ирина Викторовна

Развитие межполушарного взаимодействия методом кинезиологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема:

«Развитие межполушарного взаимодействия  методом кинезиологии»

на 2020-2021 учебный год

                                                                               

Стаж педагогической работы   - 29 лет

Высшая квалификационная категория

Перова Ирина Викторовна

 воспитатель детей дошкольного возраста

с отклонениями в развитии

 и с сохранным развитием

Специальное дошкольное образование

Мозг, хорошо устроенный

стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

                                                                                                 Рука является вышедшим             наружу головным мозгом

                                                                                                              И. Кант

Актуальность.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

Коснулась эта проблема и нашего детского сада. Дети стали менее активными, слабыми и раздражительными. Тревожность и заболеваемость повышаются.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц. Особенность кинезиологических упражнений в том, что они основаны на

сочетании попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей противоположных частей тела, а следовательно, и регулирующих их действия полушарий. Поэтому их осуществление и автоматизация приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга.

Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях.

Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Цель:  создание условий для развития  межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

          Задачи:

  • повышать умственную работоспособность, синхронизацию работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
  • развивать графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
  • развивать  внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
  • совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  • консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОВЗ.
  • создать  картотеку игр, как средств развития графомоторных навыков;
  • работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования: методическая  литература ,интернет- ресурсы , вебинары , курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • обобщение опыта работы.

Этапы работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3. Апробировать возможности использования подобранных методик.

Дата

Задачи

Реализация

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

-Проанализировать

психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

- Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.

8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

9Подрезова.И .А. Школа умелого карандаша. Система работы по развитию графических навыков у детей5-7 лет с речевыми нарушениями.-Москва Издательство ГНОМ 2013.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

-Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

- Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).

- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Предложить детям выполнить следующие задания:

1. Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Обведи по точкам.

8. Дорисуй узор по клеткам и др.

9.Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков  

Н

О

Я

Б

Р

Ь

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов(в течении всего года).

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Лепка из пластилина с использованием природного материала.

6. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.

7. Различные виды аппликаций.

8. Рисование по трафаретам.

9. Штриховка.

10. Дорисовка.

11. Лабиринты.

12. Дидактические игры.

13. Шнуровка.

14. Игры с мелкими предметами.

15. Пазлы, мозаика.

- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в клетку.

- Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

- Знакомство с опытом работы других воспитателей.

Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

-Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду  группы  для развития мелкой моторики рук.

-Продолжать работать с детьми в тетрадях в крупную клетку.

-Составление картотеки игр для

развития мелкой моторики рук.

-Изучение интернет-ресурсов по теме.

Индивидуальная  консультация для родителей: «Кинезиологические упражнения – это просто и весело»

-Кинезиологическая сказка для детей.

-Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.

Я

Н

В

А

Р

Ь

-Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности ( включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей).

-Составить конспекты занятий по развитию графомоторных навыков.

-Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку,а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

-Расширять знания родителей о том, как надо  развивать

графомоторные  навыки у детей.

-Предоставить родителям  педагогическую информацию по данной теме.

-Продолжать развивать у детей воображение и графический навык.

-Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования».

-Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

-Мастер класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

-Кинезиологическая сказка для детей.

-Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).

М

А

Р

Т

-Знакомство с опытом работы других воспитателей.

-Продолжать изучать литературу по данной теме.

-Продолжать развивать у детей графический навык.

 -Знакомство с литературой:

1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка  к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.

2.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.

-Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

А

П

Р

Е

Л

Ь

-Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

-Продолжить знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина( «У Лукоморья дуб зелёный…») и с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Включить пальчиковую игру  в конспект занятия, развивать связную речь.

-Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать узор по клеткам.

-Проведение графического диктанта.

- Помощь родителей в создании иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

- Кинезиологическая сказка для детей.

М

А

Й

-Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

-Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

-Анализ результатов исследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...