Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Шемент Марина Александровна

Индивидуальный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shement_samoobrazovanie.docx644.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Индивидуальный план по самообразованию

на  2019- 2020 учебный год

воспитателя

Шемент Марины Александровны

Педагогический стаж 10 лет, первая категория

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Срок реализации:

01.09.2019- 31.05.2020г.

Актуальность работы по самообразованию

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

• не оставлять вопрос без внимания;

• радоваться успехам вместе с детьми, поощрять их.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Цель работы по самообразованию:

- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи работы по самообразованию:

 • Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей

Ожидаемые результаты у детей:

• Привиты навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

• Дети проводят элементарные и доступные опыты, строят гипотезы, ищут ответы на вопросы и делают простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформированы у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Дети сопоставляют факты и выводы из рассуждений, повышен уровень речевой активности, обогащён активный словарь, развита связная речь;

• Развит познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Развита у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

• Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Формы и методы непрерывной образовательной деятельности:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • опыты, экспериментирование;
  • беседа;
  • проблемная ситуация;
  • совместные действия;
  • занятие- игра;
  • Игра-экспериментирование;
  • Дидактические игры познавательного характера;

Методические ресурсы:

  • дидактические карточки;
  • раздаточный материал;
  • мультимедийные презентации.

План на год по самообразованию

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчёта

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по заданной тематике для последующей работы по самообразованию. Составление плана по самообразованию.

Составление перспективного плана для работы с детьми.

Наличие плана по самообразованию.

Наличие перспективного плана для работы с детьми.

Октябрь

Подготовка к занятиям.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка (Юного исследователя).

Проведение занятий.

Презентация уголка (Юный исследователь).

Ноябрь

Подготовка к занятиям.

Составление картотеки опытов и экспериментов.

Изготовление папки -передвижки на тему:

«Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Проведение занятий.

Наличие картотеки.

Наличие папки-передвижки.

Декабрь

Составление консультации для родителей:

“ Организация детского экспериментирования в домашних условиях”.

Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования.

Проведение занятий.

Наличие консультации для родителей.

Проведение консультации.

Наличие атрибутов для детского экспериментирования.

Январь

Подготовка к занятиям.

Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования.

Проведение занятий.

Наличие атрибутов для детского экспериментирования.

Февраль

Подготовка к занятиям.

Подготовка к педсовету.  Оформление презентации.

Проведение занятий.

Выступление на педсовете. Показ презентации.

Март

Подготовка к занятиям.

Составление консультации для родителей: “Развитие любознательности детей через детское экспериментирование”

Проведение занятий.

Наличие консультации для родителей.

Проведение консультации.

Апрель

Подготовка к занятиям.

Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования.

Проведение занятий.

Наличие атрибутов для детского экспериментирования.

Май (первая половина)

Май (вторая половина)

Подготовка к занятиям.

Подготовка к мастер-классу: «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки).

Подготовка к фотовыставке.

Проведение занятий.

Проведение мастер-класса.

Фотовыставка.

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытны взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете (точного научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла.

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель:

 Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку.

Итоги:   У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Консультация для родителей:

«Развитие любознательности через детское                                                                                                  экспериментирование»

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

- Откуда берется снег?

- Почему в дырках ничего нет?

- Почему птица летает, а змея ползает?

- Откуда приходит дождь?

Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В работе со старшими дошкольниками при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:

- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);

- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).

Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.

Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными. Часто бывает так, что они противоречивы. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.

Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей. Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты:

1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Вывод: пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

3. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

4. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

5. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.

Проведите следующие эксперименты:

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

“Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)

“Чудесные спички”. Надломить спички по середине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).

“ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).

“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)

“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ)

“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

Детское экспериментирование,  как средство развития познавательной активности

Китайская пословица гласит:

“Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму”.

      Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку, через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Поэтому мы стараемся вовлечь детей в поисковый опыт, который поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

 Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте экспериментирование – это практически единственный способ познания мира.

hello_html_21569ab1.png

hello_html_m6e7350a5.pngУчастие в опытно - экспериментальной деятельности стимулирует:

  • развитие речи у детей .
  • формирует трудовые навыки
  • Повышает  двигательную активность.

hello_html_m1c7613fa.gifhello_html_m48f27f5b.pngЭкспериментирование -  огромная возможность для детей думать, пробовать, а самое главное – самовыражаться .

В детском саду детям дают  возможность экспериментировать, побуждая их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку создать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

hello_html_5a2822ac.png

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу- проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.

При обучении  старайтесь задействовать все органы чувств ребенка.

Огромную радость доставляет детям угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», они в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

 • детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

 • не следует строго регламентировать продолжительность опыта : как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.

 • не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению.

 • необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

 • соблюдение правил безопасности -это предмет особого внимания.

 Во время проведения опытов дети учатся

  • задавать вопросы: «Как это сделать? »,
  • обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если,
  • учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Проводим необычные эксперименты вместе с детьми:

Эксперимент №1

Что нам понадобится:

Чаши или миски (для того чтобы сделать лёд).

Большой поднос с бортиками.

Соль.

Жидкий пищевой краситель или краски.

Чайная ложка.

Как провести эксперимент:

Заморозьте лед в больших и маленьких формочках. Приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе с бортиками. Затем чайной ложкой налейте в них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит лед изнутри причудливыми узорами.

Эксперимент №2

Что нам понадобится

Блинная мука;

мелкая соль;

вода;

пищевые красители или гуашь;

ватные палочки или толстая кисть;

плотная бумага для рисования.

Как провести эксперимент:

Для изготовления краски одного цвета смешайте в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли. Затем добавьте три столовые ложки воды и краску. Так же подготовьте краски других цветов. Затем нарисуйте на плотной бумаге ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную) любой рисунок, например, разноцветную радугу. После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке в течении 4-5 минут на мощности 600 Вт. За это время краски вспухнут и затвердеют, а ваш рисунок станет объемным.

.Эксперимент №3

Что нам понадобится:

Большая прозрачная банка;

вода;

пена для бритья;

чайная ложка;

жидкий пищевой краситель, гуашь или акварель.

Как провести эксперимент:

Чтобы сделать вместе с ребенком комнатный дождь, налейте в банку воду и выдавите на нее пену для бритья пышным слоем. Затем капните чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя или краски и ждите... Из тучки скоро пойдет дождик.

hello_html_m252918fe.png

Эксперимент №4

Что вам понадобится:

Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Как провести опыт:

Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Эксперимент№ 5

Что вам понадобится:

Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Как провести эксперимент:

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

.Эксперимент № 6

Что вам понадобится:

Бутылка

Стакан уксуса

4 чайных ложки соды

Воздушный шарик

Как провести эксперимент:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Эксперимент № 7

Что вам понадобится:

Подсолнечное масло

Сок или пищевой краситель

Прозрачный сосуд (можно стакан)

Какие-либо шипучие таблетки.

Как провести эксперимент:

1. Сначала наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Эксперимент № 8

Что вам понадобится:

Стакан

Вода

Кубики льда.

Как провести эксперимент:

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

hello_html_m252918fe.png

Эксперимент № 9

Что вам понадобится:

Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал

Ножницы

Нить

Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

Как провести эксперимент:

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Эксперимент № 10

Что вам понадобится:

Две пластиковые бутылки с крышками

Клей (клеящий пластмассу)

Вода

Нож

Скотч.

Как провести эксперимент:

1. Заполните пластиковую бутылку водой, но не полностью.

2. Аккуратно сделайте отверстия в крышках с помощью ножа.

3. Теперь приклейте крышки друг к другу со стороны отверстий.

4. Прикручиваем обе бутылки к крышкам.

Заполненную водой бутылку переворачиваем наверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Месяц

Раздел или тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Работа с родителями

Октябрь

Тема: «Экспериментирование с песком»

Опыты:

- Свойства мокрого песка;

- Волшебный материал;

- Где вода?

Зарисовка опытов.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя

Ноябрь

Тема: «Экспериментирование с песком»

Опыты:

- Ветер-ветерок;

- Песчаная буря;

- Своды и тоннели;

Зарисовка опытов.

Декабрь

Тема: «Экспериментирование с воздухом»

Опыты:

- Можно ли поймать воздух?

- Буря в стакане;

- Попробуем взвесить воздух;

Зарисовка опытов.

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Январь

Тема: «Экспериментирование с воздухом»

Опыты:

- Реактивный шарик;

- Чем пахнет воздух?

- Как и почему дует ветер?

Зарисовка опытов.

Февраль

Тема: «Экспериментирование с водой»

Опыты:

- Откуда берётся вода?

- Есть ли у воды форма?

- Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Зарисовка опытов.

Март

Тема: «Экспериментирование с водой»

Опыты:

- Изготовление цветных льдинок;

- Спрячем игрушку в воде;

- Изменение объёма воды;

Зарисовка опытов.

Консультация для родителей: “Развитие любознательности детей через детское экспериментирование”

Апрель

Тема: Магнит и его свойства

Посадка рассады: (лук, укроп, петрушка)

Опыты:

- Мы волшебники!

- Земля – магнит;

- Притягивает или не притягивает?

Зарисовка опытов.

Май (первая

половина)

Тема: В мире пластмассы

Опыты:

- пластмассовый мир;

- металл или пластмасса;

Зарисовка опытов.

Май (вторая

половина)

Мастер – класс: «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

 

Дети совместно с родителями изготавливают кашпо из пластиковой бутылки.

Фотовыставка

Октябрь – Ноябрь.

Экспериментирование с песком

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал
  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря
  • Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование:

 «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

 «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).

 «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Декабрь–Январь.

Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

 и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Можно ли поймать воздух?
  • Буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Чем пахнет воздух?
  • Как и почему дует ветер?

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование:

 «Забавная клякса»

(раздувание краски через соломинку)

Февраль – Март.

Экспериментирование с водой

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  • Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Откуда берётся вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  • Изготовление цветных льдинок.
  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование:

«Волшебная вода» (колорит).

«Чудесный букет» (монотипия).

«Путешествие капельки»

(рисование брызгами).

Апрель.  

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Май (первая половина).

Пластмасса. Экспериментирование с пластмассой

Цель:  Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов. Воспитывать правильные взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Мы волшебники.
  • Земля- магнит
  • Притягивает - не притягивает?

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование:

«Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

 «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Список литературы

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
  3. Рыжова Н.А  “ Игры с водой и песком”  // Обруч, 1997г.-№ 2
  4. Рыжова Н.А “Опыты с песком и глиной”   // Обруч, 1998г. - № 2
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
  6. Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2010 г
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.  Прохоровой Л.Н - м.: аркти, 2004.
  8. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
    Издательство: 
    Учитель, 2011
  9. Шапиро А. И "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек"   Издательство: Речь, 2010 г.
  10. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
  11. Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель
  12. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

Экспериментирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Одним из перспективных методов, является экспериментирование. Согласно ФГОС детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой....

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...

«Создание предметно-развивающей среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

В презентации представлен опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для эксперементирования в старшей группе ДОУ как средства развития познавательной активности дошкольников. Описаны оп...

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...