Статья «По следам осени» для детей старшей группы
статья (старшая группа)

Латышева Наталья Владимировна

Статья "По следам осени" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sledam_oseni.docx507.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «По следам осени» для детей старшей группы

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d3d/0000a97c-11da18bd/img7.jpg

Осень – красивая пора года. Яркие деревья и листопад, разноцветные ковры под ногами. Это необыкновенное и чудесное время!  Дыхание осени уже ощущается все сильнее.  Самое время рассказать  детям про осень, об этом восхитительном времени года поподробнее.

Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления. На смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всём. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней осени. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках, наблюдая за изменениями в природе каждый день. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы, научиться  замечать изменения погоды:

  • Солнце светит и греет меньше (в солнечную погоду - предложить протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили тепло «Сегодня солнышко греет, тепло»).
  • Часто идут дожди (в дождливый день наблюдение ведем за дождем из окна: как стучит дождь по окну, как струйки воды стекают по стеклу, люди ходят под зонтом, в непромокаемой обуви).
  • Холодно (обращаем внимание на то, что люди стали тепло одеваться - «Одень куклу на прогулку», показываем, что одеваем кукле).
  • Ветер качает деревья (в ветряный день выносим на улицу вертушки, играя с ними,  дети наглядно представляют, как дует ветер). Ветер срывает листья, которые падают, кружась в воздухе (проводим игру «Мы осенние листочки»).
  • Окраску листьев (игра «Найди такой же»), принеси красный (желтый) листочек. Сделать карточки из листьев (найди листья одного дерева, одинаковые по цвету, величине, по убывающей величине листьев).

Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Начинается листопад, ветер срывает с деревьев листочки, которые устилают землю ярким ковром. Это способствует не только слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они ходят по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию. Обращаем внимание на листья деревьев. Показать красоту осени (посмотрите с детьми вдаль на фоне неба, какой лес, каких цветов больше). «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Деревья» - дети изображают деревья в руках листья, выполняют действия: дует ветер — качаются деревья, закружились листочки, полетели на землю. Сравниваем листья, какого цвета были летом и осенью. Знакомство с понятием «листопад», посидеть на скамейке и прислушаться, как при ветре падают листочки с деревьев. Старшие дошкольники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание веток во время сильных ветров и снегов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, почву делают питательней.  Когда все листья упадут можно сравнить хвойные и лиственные деревья.

Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман. Короткое «бабье лето» — это несколько солнечных и наиболее теплых деньков, которые словно напоминают нам о лете.

В старшем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно - следственные связи: солнце светит мало, поэтому стало холодно. Ежедневно отмечаем с детьми солнечный и пасмурный день («Какая сегодня погода?» возвращаясь с прогулки, дети поворачивают на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде).

Отмечаем, какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые. «Одень куклу» (Предлагаем, подумать как одеваться на прогулку. 3ачем надели сапоги, куртку, шапку? 3ачем девочке зонт?)

 «Две фотографии» (Какая фотография сделана осенью? Как вы догадались?) Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако?) Тёмные облака на небе - тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, "Какие они большие, задание детям старшей группы, где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду - как двигаются облака (налево, направо). Деревья качаются - почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (используем вертушки, флюгер).

Проведем наблюдение за почвой: стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется иней (т.е. настают первые заморозки). По ночам уже к середине осени возможны заморозки. В конце осени можно увидеть первую корочку изо льда на лужицах, первые снежинки, дует холодный ветер.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе. Обращаем внимание на продолжительность дня и ночи. (Детям дается задание наблюдать утром, когда солнышко встает - вместе с ним или раньше, вечером замечать, когда солнышко садится (все наблюдения рисуем на листах бумаги)).  

Утренний туман, на лужах хрупкий ледок («Осень студит воду» почему так говорят в народе). В начале осени дети старшего возраста наблюдают, что нeбo ясное с небольшими облаками, воздух прозрачен. В конце небо серое, часто в тучах.

Отмечают силу и направление ветра. Дети этого возраста уже могут характеризовать погоду: пасмурная, дождливая, холодная, ветряная. Благодаря наблюдением за погодой у детей старшего возраста формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о том, что солнце является источником света и тепла, о роли его в жизни растений и животных.

Дети умеют наслаждаться этим периодом.  В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно были над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на неё, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о чём-то хорошим. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновенье теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер. Всё в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени для детей старших групп. «ВЫШЛА ОСЕНЬ ПОГУЛЯТЬ!»

Праздник осени для детей старших групп.«ВЫШЛА ОСЕНЬ ПОГУЛЯТЬ!»Автор сценария: ФУФАЧЕВА ЛИДИЯ ГЕОРГИЕВНА...

Статья-отчет "Праздник осени для детей средней группы".

Статья-отчет «Праздник осени для детей средней группы»Осень-очень эмоциональное время года, наполненное множеством воспоминаний. При этом нас одолевают самые противоречивые чувства: сегодня мы наслажд...

Методическая разработка интегрированного занятия «По следам весны» для детей старшей группы

Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Оно построено с учетом интеграции образовательных областей.Используются разнообразные методы и прием...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей старшей группы

Конспект НОД по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей сташей группы с использованием игровой технологии и мнемотехники....

Квест-игра «По следам осени» для детей старшей группы на прогулке

Квест- игра «По следам осени»для детей старшей группына прогулке...

Квест-игра"По следам осени" для детей подготовительной группы

Вместе с педагогами ребята отправляются в лес и в увлекательной форме познают и исследуют окружающий мир....