Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
учебно-методический материал
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz._24-25.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции
на 2024-2025 г.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста через дидактические игры»
Составила:
воспитательIквал. категории
Даминова Г.Ф.
Казань 2024г.
Тема:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
через дидактические игры»
Учебный год: 2024-2025
Составила: Даминова Г.Ф.
Направление: сенсорное развитие , развитие мелкой моторики.
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: август
Срок реализации: 1 год
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы;
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями - консультации и беседы.
Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.Расширение словарного запаса.
Свою работу я начала с изучения методической литературы:
-Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
- Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с.
- Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику.–Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с.
- Плутaeвa E. Рaзвитиeмeлкoймoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoeвoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
- Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeммeлкуюмoтoрику и кooрдинaциюдвижeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
- интернет ресурсы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Октябрь | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь |
Январь | Активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе,развивать образное мышление и воображение, эмоциональную атмосферу детей посредством образовательной деятельности. | Развлечение «В гостях у Зимушки-зимы» | |
Март | Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Воздушные шарики», «Подбери чашки к блюдцам», «Яблонька» | Игровая деятельность “Разноцветные клубочки” | |
Май | Развитие компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей через использование природного материала, организация совместной деятельности ДОО и семьи, направленной на развитие у детей мелкой моторики через организацию игр с природным материалом. | Квест игра «В поисках волшебного сундука» Совместная деятельность детей и родителей | |
Работа с родителями | Ноябрь | Мастер-класс «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию» | Совместный проект “Умные игрушки” |
декабрь | Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. | ZOOM конференция«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» | |
май | Заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях. | Фотоконкурс для родителей«С интересом мы играем и сенсомоторику развиваем» | |
Самореализация | В течение года | Публикациисобственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. | «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» |
Ноябрь | Деловая игра «Развитие мелкой моторику детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» | Деловая игра «Забавные прищепки» | |
Апрель | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | Мастер класс "Пальчиковые шаги" | |
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды. | «Бусы для мамы», «Цветные макароны», «Забавные прицепки» «Ежики», «Собери матрешек», «Разноцветные клубочки», «Массажные резиновые мячики» «Большой маленький листочек», «Длинная и короткая змейка», «Закрой окошко в домике»,«Разноцветные резинки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интел...
Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
В методичеких рекомендациях представлено авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игру"
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики у дошкольников через игру....