Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
учебно-методический материал

Даминова Гульнур Фасхутдиновна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

    Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.   Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

    И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._24-25.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития  

профессиональной компетенции

на 2024-2025 г.

                             Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего    

                                  дошкольного возраста через дидактические игры»

        

Составила:

                               воспитательIквал. категории

Даминова Г.Ф.

                                                 Казань 2024г.

Тема:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

через дидактические игры»

Учебный год: 2024-2025

Составила: Даминова Г.Ф.

Направление: сенсорное развитие , развитие мелкой моторики.

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

    Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.   Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

    И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

 Задачи:

  • Подготовить методический материал, план работы;
  • Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  • Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Система работы представлена по следующим направлениям:

  • В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры  во второй половине дня);
  • Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  • Работа с родителями - консультации и беседы.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.Расширение словарного запаса.

Свою работу я начала с изучения методической литературы:

-Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

- Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с.

- Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику.–Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с.

- Плутaeвa E. Рaзвитиeмeлкoймoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoeвoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35

- Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.

- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeммeлкуюмoтoрику и кooрдинaциюдвижeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.

- интернет ресурсы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Октябрь

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Январь

Активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе,развивать образное мышление и воображение, эмоциональную атмосферу детей посредством образовательной деятельности.

Развлечение «В гостях у Зимушки-зимы»

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Воздушные шарики»,

«Подбери чашки к блюдцам», «Яблонька»

Игровая деятельность “Разноцветные клубочки

Май

Развитие компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей через использование природного материала, организация совместной деятельности ДОО и семьи, направленной на развитие у детей мелкой моторики через организацию игр с природным материалом.

Квест игра «В поисках волшебного сундука» Совместная деятельность детей и родителей

Работа с родителями

Ноябрь

Мастер-класс «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»

Совместный проект “Умные игрушки”

декабрь

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

ZOOM конференция«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного     возраста через дидактические игры»

май

Заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Фотоконкурс для родителей«С интересом  мы играем и сенсомоторику развиваем»

Самореализация

В течение года

Публикациисобственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

через дидактические игры»

Ноябрь

Деловая игра «Развитие мелкой моторику детей младшего дошкольного

возраста через дидактические игры»

Деловая игра

«Забавные прищепки»

Апрель

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс "Пальчиковые шаги"

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

«Бусы для мамы», «Цветные макароны», «Забавные прицепки» «Ежики», «Собери матрешек», «Разноцветные клубочки», «Массажные резиновые мячики» «Большой маленький листочек»,  «Длинная и короткая  змейка», «Закрой окошко в домике»,«Разноцветные резинки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интел...

Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"

В методичеких рекомендациях представлено  авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игру"

Цель: Создать условия для развития мелкой моторики у дошкольников через игру....