Круглый стол с воспитателями и специалистами ДОУ «Алкоголизм, токсикомания, наркомания: как уберечь детей?»
консультация
Консультация для воспитателей и специалистов «Алкоголизм, токсикомания, наркомания: как уберечь детей?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №83» НМР РТ
Круглый стол с воспитателями «Алкоголизм, токсикомания, наркомания: как уберечь детей?»
Подготовила: Педагог-психолог
Шамиева А.Ш.
Нижнекамск, 2021
Алкоголизм, токсикомания, наркомания - это болезни, которые опасны проявлением зависимости.
Зависимость-болезненное пристрастие к физическим или психологическим изменениям в организме. Это психическое заболевание, возникающее в результате изменения структуры мозга.
Причины употребления:
-доступность
-неблагополучная семья
-популярность
-психологические проблемы
-неорганизованный досуг
-давление со стороны
По наблюдениям медиков, существует несколько причин, факторов, способствующих раннему увлечению наркотиками.
Биологические. Под ними подразумевают врожденную предрасположенность ребенка к препаратам. Они полностью формируются на родительской зависимости и слабой сопротивляемости психоактивным препаратам.
Первостепенное значение имеет поведение молодой мамы в период беременности.
К этой же категории относят и влияние некоторых медикаментов.
Социальные. Большое влияние на ребенка оказывают семья, школа, друзья и др. Ребенок не должен ощущать чрезмерную опеку ни со стоны родителей, ни со стороны школы. Каждая сторона несет свою долю ответственности, но это не означает, что кому-то отдается приоритет и соответствующая ответственность. Все должны быть не просто внимательны к ребенку, а и учитывать ситуацию с наркотиками, которая сформировалась в конкретном месте жительства ребенка.
Психологические. Раздражительность и замкнутость ребенка часто становятся фактором, толкающим к вредной привычке. Дополнительный толчок в этом направлении может сделать не сформировавшийся характер. Душевная пустота. Апатия и безразличие к происходящему вокруг оборачивается неосмысленностью собственной значимости в жизни. Попытки самостоятельно найти выход из какой-то сложной ситуации , часто подталкивают на сомнительные по результативности и опрометчивые решения. Здесь неоценимую роль играет своевременное вмешательство родителей. Смогут ли они "поймать мгновение", правильно сориентироваться – вопрос, от которого зависит дальнейшее поведение ребенка.
Основные задачи здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Особенности понимания вопроса о наркотиках детьми 6лет
В этом возрасте дети ничего не знают о наркотиках, но иногда задают о них вопросы. Когда мы отвечаем на вопросы ребенка или сами затрагиваем эту тему, мы должны делать это естественно и без лишних эмоций и паники.
-Дети делают то, что они видят, поэтому мы взрослые должны отдавать себе отчёт в том, что мы делаем перед ними.
-Правила необходимы. Понятно, что родители должны быть терпеливыми. Если мы воспитываем ребенка, который уважает правила, установленные родителями, у нас будет подросток, который будет спонтанно соблюдать социальные нормы.
-Родителям важно развивать в себе спокойствие, чтобы в будущем решать возникшие проблемы со своим ребенком в доверительной обстановке, без скандалов.
-В этом возрасте ребенок не спорит, не имеет своего мнения, а постоянно спрашивает обо всем. И на эти вопросы нужно отвечать быстро и просто.
Как не следует себя вести с ребенком до 6 лет:
-«Ни твоя мама, ни я не курим, мы не знаем»; «Я никогда не пью алкоголь».
Если вы не отвечаете на вопрос, ребёнок спросит у кого-то другого.
-Не лишайте вопроса смысла: «Не волнуйтесь, это телевизионная глупость». Такое отношение наталкивает ребенка на мысль, что от наркотиков ничего плохого не происходит.
-Не давайте возможность ответить на вопросы другим. Получив ответ вне семьи, ребенок может подумать, что родители его игнорируют.
-Не пугайте: «Те, кто курит и пьет, становятся наркоманами, а все наркоманы или умирают или сидят в тюрьмах».
-Не атакуйте: «Это не детские вопросы, ты их задаешь, потому что много смотришь телевизор, я запрещаю его включать вообще». Когда ребенка обвиняют, он это чувствует остро и помнит, и в будущем не захочет рисковать снова. Вы должны делать так, чтобы с новым вопросом ребёнок снова пришел к вам. Мы рекомендуем вам быть очень терпеливыми, разговаривая с ребенком о наркотиках, и просто следить за тем, чтобы он получал правдивые ответы на свои вопросы.
Когда вы свободно говорите с ребенком на тему наркотиков, вы даете ему уверенность, что он всегда может обратиться за ответом именно к вам, а не к кому-то на улице.
При разговоре с ребенком о наркотиках, безусловно, необходимо учитывать возраст. Форма разговора должна быть доступна ему, в разговоре не должны содержаться слишком сложные и непонятные слова, а если что-то новое проговаривается, то необходимо пояснять значение нового слова.
В нашем детском саду здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например: иммунизация, витаминотерапия, щадящий режим в период адаптации и т.д.).;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физической культуре, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
Коррекционная
Эта деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического и психического развития детей специалистами детского сада.
Социально-психологическая
Задача этой деятельности – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Безопасность и защита прав ребенка
Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности, привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Оптимальными методами реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Итог
Педагогический коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:
- оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;
- создание условий для двигательной активности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по укреплению здоровья детей;
- помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;
- обеспечение двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и возраста;
- создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
- организация совместно с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных мероприятий;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях.
Мозговой штурм.
Обсуждение ответов по вопросам
Вопрос:
Мы живем в «малосемейке», наш дом считается социально «неблагополучным». Моей дочери пять лет. Часто приходиться наблюдать молодых людей, употребляющих наркотики, шприцы со следами крови. Как ей объяснить поведение этих людей?
Ответ:
Обсуждать проблему наркомании с дошкольником необходимо лишь в том случае, если он сам становится инициатором такой беседы. Отвечать следует именно на тот вопрос, который задал ребенок. Не нужно вдаваться в специфические подробности употребления наркотиков, не запугивайте ребенка этими людьми (ведь он запомнит только страх, а не его причину), не рассказывайте в деталях последствия применения наркотиков. При обсуждении будьте спокойны и деловиты, следите за своим тоном, не будьте излишне эмоциональны. Сообщите детям только то, что эти люди ведут себя недостойно, что не следует подходить к ним, разговаривать с ними и подбирать что-либо с пола (подоконника) после них. Старайтесь организовать активный досуг ребенка вне стен дома.
Вопрос:
Я заметила, что мой сын с другими детьми играет в наркоманов, они делают вид, что делают укол. В семье у нас нет наркоманов, мы даже не обсуждали эту тему с ребенком. Как мне реагировать на это?
Ответ:
В первую очередь проанализируйте, как хорошо вы знаете семьи детей, с которыми играет ваш ребенок. Если вы убеждены, что можно доверять родителям этих детей, обсудите с ними эту ситуацию. Возможно, кто-то из детей видел сюжет про наркоманов по телевизору (мы знаем, как подробно порой показывают даже сам процесс укола), возможно, кто-то из детей увидел такую сцену на улице и т.д. Не исключено, что дети просто копировали в игре игры более старших детей. Обсудите с ребенком, во что он играл с детьми. Если ребенок молчит, отводит глаза, старается уйти от ответа, это явный признак того, что ребенок понимает, что он делал что-то предосудительное. Задайте более отвлеченные вопросы: «Ты помнишь, мы ходили с тобой в больницу и видели, как мальчику делали укол? (если есть личный опыт у ребенка, то начните разговор с него). Мальчику было больно (тебе было больно). Только когда люди сильно болеют, им назначают лечение с помощью уколов». Старайтесь «разговорить» ребенка. Итогом вашей беседы должно быть главное – укол делает доктор в поликлинике, а подбирать с земли ничего нельзя.
Внимательно следите за тем, какие сюжеты смотрит ваш ребенок по телевизору, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает, лучше переключить канал, но сделать это спокойно, без эмоциональных комментариев.
Вопрос:
Мой ребенок перешел в подготовительную группу, через год мы пойдем в школу. В школе, где мы будем учиться, старшеклассники иногда предлагают какой-то жевательный наркотик. Что можно сделать, чтобы оградить ребенка от наркотиков?
Ответ:
Профилактика наркомании должна быть комплексной. Формирование психологической устойчивости, позволяющей ребенку отказаться от употребления наркотиков, происходит в течение длительного периода, и было бы правильным сказать, что антинаркотическая профилактика начинается с момента рождения ребенка. Семья передает ребенку нравственные ценности, персональный уклад и стиль жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
Программа по профилактике курения, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и родителей воспитанников ДОУ на 2014-2015 учебный год
В настоящее время все чаще возникает проблема употребления ПАВ. Уже в ДОУ необходима профилактическая работа по употреблению ПАВ. В данном материале разработаны мероприятия со всеми участниками ...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Круглый стол» «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте»
Цель: расширить, уточнить знания воспитателей по обучению детей правилам дорожного движения....
Круглый стол для специалистов структур систем профилактики по обмену опытом работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в том числе по предупреждению самовольных уходов из организаций
Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников из детских образовательных учреждений.Побег – это признак неразвитого еще логического аппарата, можно сказать, детская игра в прятки. Но она хоч...
Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»
Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходекоррекционной работы»...
Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»
Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...
Круглый стол «От молодого специалиста к успешному педагогу», посвященный Единому дню молодого педагога в Ростовской области.
quot;Единый день молодого педагога" в Ростовской области....