Картотека "Русские народные игры"
картотека

Цветкова Юлия Владимировна

Картотека русских народных игр (подвижные, хороводные, музыкальные) для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_-_russkie_narodnye_igry.docx63.38 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ,

В ТОМ ЧИСЛЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»  

ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«СОЛНЫШКО»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко,                  

Выглянь-ка в окошко,                  

Дети идут по кругу за руки, «солнышко» кружится в центре

Посвети немножко!

Дети останавливаются

Солнце заиграло,                          

Деточкам сказало:  

Дети делают «фонарики»,

«солнышко» делает пружинку

А играйте в поле,        

Прыгайте на воле            

Поет «солнышко»

Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка»

«ДОЖДИК»

Дети встают вокруг водящего - «дождика» и поют, показывая движения:

Дождик, дождик, пуще!            

Поднимают руки и встряхивают кистями

Дам тебе гущи,                    

Правую руку на пояс, левую отводят в сторону

Хлеба краюшку,                  

Правую руку отводят в сторону

Щей черепушку,                  

Соединяют руки «чашечкой»

Дам тебе ложку,                    

Поднимают правую руку вверх, пальцы в кулак

Кушай понемножку.              

Слегка наклоняются вперед, протягивая руки, ладони

Кто под дождик попадет,        

Поднимают руки вверх и плавно опускают

Тот у нас плясать пойдет!          

Ставят руки на пояс, выставляют ноги на пятку

«ВОРОТА»

Музыкальное сопровождение: две русские народные мелодии – спокойная, плавная и подвижная, озорная.

Все дети стоят в кругу. Руки опущены. Ведущий  - в центре.

Звучит первая (спокойная) мелодия. Ведущий на каждую музыкальную фразу, двигаясь спокойным шагом, подходит к кому-либо из детей, кланяется ему, приглашает. Ребенок отвечает поклоном и выходит в круг. Так проводится приглашение. Затем, когда перестанет звучать мелодия,  стоящие в кругу дети читают считалку:

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий навсегда - закрываем ворота!

Дети, стоящие в круг, берутся за руки - становятся «воротами». Звучит вторая (подвижная) мелодия. Ведущий и приглашенные им дети, легко бегают в кругу и через круг. По окончании музыки «ворота» закрываются. Кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.

«ВОРОТА»

Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону становятся «лошадки», по другую – «кучера».

«Лошадки», взявшись за руки, подходят к черте: та-ра-ра, та-ра-ра, ушли кони со двора. Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор».

Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.

«БАЙ, КАЧИ, КАЧИ»

Подвижная народная игра по типу игры «Ручеек»

Бай, качи, качи, качи!

Глянь, баранки, калачи!

Глянь, баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Последняя пара проходит через все воротца и встает впереди. То же самое делают следующие пары, пока звучит песня. Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

«НИКАНОРИХА ГУСЕЙ ПАСЛА»

Дети взявшись за руки идут по кругу и поют:

Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никанориха ругается, а козел-то улыбается.

Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки «полочкой»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!» Дети берутся за руки и становятся в круг, козлик говорит: «ме», и в кругу, идет противоходом, игра повторяется с «козликом».

«ШЕЛ КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре водящий – «козел». Дети идут по кругу и поют. Козел идет противоходом внутри круга.

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Хоровод останавливается. Козел выводит в середину круга девочку. Дети выполняют «пружинку», «Козел» и «принцесса» движения, о которых поется в песне.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

«КУЧЕР И ЛОШАДКИ»

Участники делятся на тройки, в каждой из них – «кучер» и две «лошадки», на которых надеты вожжи. Ведущий (Иван) по ходу игры подает различные команды. «Лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно следит за правильностью движений «лошадок». По команде Ивана «лошадки» шагают, бегут галопом по кругу, поворачиваются налево, направо и т.д.

На слова: «Лошадки, в разные стороны!», «кучер» отпускает вожжи, и «лошадки» разбегаются.

На слова «Найдите своего кучера!» «лошадки» стараются как можно быстрее найти своего «кучера»

«ШЕЛ КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ»

Дети стоят в кругу, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Затем выполняют движения, о которых поется в песне.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И всё начнём сначала, сначала, сначала.

Пара расходится, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг.

«ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»

Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий - «заря-заряница», ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница, красная девица,

По небу ходила, ключи обронила.

Ключи золотые - ленты расписные!

Карусель останавливается.  Водящий и стоящий напротив него ребенок разбегаются в разные стороны под слова:

Раз, два, три не воронь, а беги как огонь!

Правила. Побеждает, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».

«МОРОЗ И ВОЛК»

Дети встают вокруг Волка, водят хоровод и поют:

Стоит волк под горой,    

Подпершися кочергой.  

Волк стоит и притопывает одной ногой

Эй, морозец, пощипли,    

Волка с поля прогони.

Идет противоходом

Волк на последний слог топает перед любым ребенком и тот становится «Морозцем».

Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца.

«Морозец», выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от «Морозца».

Затем дети кричат: «Лови!»

Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него.

«Морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.                                  

«СИДИТ ЯША»

Внутри хоровода стоят мальчик «Яша» и девочка «Маша».

Дети водят хоровод и поют:

Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.

Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!

Дети останавливаются, Яше завязывают глаза, ведут диалог:

- На чём стоишь? - На мосту.

- Что пьешь? - Квас.

- Лови Машу, а не нас!

После этих слов Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, игроки меняются.

«ВОРОН»

Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.

Ой, ребята, та-ра-ра!      

На горе стоит гора,

Дети идут к центру дробным шагом.

А на той горе дубок,      

А на дубе воронок.              

Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя в центре ворона: ворон  кружится, руки в стороны.

Ворон в красных сапогах,    

В позолоченных серьгах.

Ворон пляшет, дети повторяют движения.

Черный ворон на дубу,  

Он играет во трубу,  

Поочередное выставление ноги на пятку.

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Все хлопают, ворон пляшет.

С окончанием песни дети закрывают глаза, ворон выбегает из круга, обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.

«ВЕТЕР»

Дует ветер на всём белом свете,

Сильный ветер на всём белом свете

Дети водят хоровод.

Ветер дует, задувает,

Осенью ветер листочки сдувает,

Идут в середину круга, и снова расходятся.

Листики от веточек отцепились

И закружились.

Дети расцепляют руки и кружатся.

«МОЛЧАНКА»

Кони, кони, мои кони.      

Дети ритмично «тянут вожжи», пружиня ногами

Мы сидели на балконе.      

Руки «полочкой», покачивают ими

Чай пили,                        

Левую ладонь раскрывают, прикасаются к ней пальцами, подносят пальцы к губам.

Чашки били,                  

Стучат правым кулаком по ладони левой.

По-турецки говорили:      

Покачивают головой вправо - влево

«Чаби-челяби,        

Челяби-чаби-чаби!»                      

Волнообразные движения кистями рук

Прилетели журавли        

Взмахивают руками, как крыльями

И сказали всем «Замри!»    

Грозят пальцем.

А кто первый отомрет,        

Руки на пояс, пальцы сжаты в кулаки.

Тот получит шишку в лоб.      

Ударяют ладонью по лбу.

Шишка не большая,                   Просто золотая.

Трут лоб ладонью.

Не смеяться, не болтать,            

Отрицательный жест указательным пальцем

А солдатиком стоять!                

Замирают и молчат.

Водящий их старается   рассмешить мимикой и жестами

«КАПУСТКА»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу, идут плавно, неторопливо поют:

Вейся, повейся, капустка моя,

Вейся, повейся, белая моя.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение.

Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

«ЧИЖИК»

Играющие движутся по кругу и поют:

Чижик, чижик, чижичек, маленький воробышек,

Чижик, чижик, где, ты, был? - На болоте лапки мыл!

Прилетел чижик назад, свои лапочки казать.

Стали чижика ловить - чижик не ловился.

Стали в клеточку садить - чижик не садился.

Просим! (выбирают мальчика-чижика)

Чижик по очереди кружит всех девочек «под ручку»

«ХЛОПУШКИ»

На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий.

Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила. Пока водящий не коснулся ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«ГОРЕЛКИ»

Выбирается один ведущий, который смотрит в небо и поёт. Пока исполняется песня, дети разбегаются и прячутся. Ведущий ищет спрятавшихся, кого найдут последним, сам становится ведущим.

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Раз-два, смело, глянь на небо –

Звёзды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу-гу, убегу!

Убегу, гу-гу-гу!

«ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МЕТЕЛИЦА МЕТЁТ»

Дети идут по кругу и изображают в танце то, о чём поют:

Вдоль по улице метелица метёт,

Скоро все она дорожки заметёт.

Припев:

Ой, жги, жги, жги, говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Припев:

Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

Припев:

А из леса мы тихонечко пойдём,

А руками-то прихлопывать начнём.

Припев:

А ногами-то притоптывать все в раз,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

Припев:

«ПАРОЧКА»

Участники выбирают себе пару, делают руками «воротца». Одна пара под музыку входит в «воротца», и т.д. Игра продолжается пока не остановиться музыка. Та пара, которая не успела войти в «воротца» исполняет частушку.

«ПЛЕТЕНЬ»

До разучивания игры необходимо объяснить детям значение слова «плетень»; научить строить плетень (без музыки), повторив задание несколько раз.

Предложить послушать музыку, отмечая каждую музыкальную фразу  (её окончание) хлопком.

В процессе разучивания игры надо распределить детей на две или четыре равные подгруппы и предложить запомнить товарищей своей группы.

Кроме того, надо подсказать, что приглашают друг друга шеренги, стоящие напротив.

Ход игры:

Играющие стоят шеренгами у двух стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Под русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде» идет сначала первая шеренга 7 шагов, на 8 кланяются детям напротив, и отходят спиной назад на своё место.

Затем движения повторяют дети второй шеренги.

Затем звучит весёлая русская народная плясовая. Дети разбегаются по всему залу,  пляшут, используя знакомые плясовые движения и согласовывая свои движения с действиями товарищей.

С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами.

Выигрывает та шеренга, которая построилась первой.

Игра повторяется.

«СЕЛЕЗЕНЬ УТКУ ДОГОНЯЛ»

Участники стоят в кругу.

Выбирают «селезня» - мальчика, он выбирает «уточку» - девочку. «Уточка» остается в середине круга, «селезень» за кругом.

Дети поют песню и идут по кругу:

Селезень утку догонял, молодой серу догонял

Ходи, уточка, домой, ходи, серая, домой.

У тя семеро детей, восьмой селезень,

А девятая сама, догони-ка ты меня.

В это время «селезень» пытается догнать «уточку».

Она через раскрытые «воротца» (поднятые руки участников, стоящих в кругу) убегает от «селезня».

Его задача поймать «уточку», ее задача убежать.

В конце игры дети кланяются друг другу.

Игра начинается сначала с новыми ведущими.

«ШЁЛ КОЗЁЛ ДОРОГОЮ»

Дети стоят в кругу и поют, в центре «козел». Под песенку играющий бегает вприпрыжку по кругу.

Шел козёл дорогою, дорогою широкою,

Нашел козу безрогую, безрогую козу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И горюшко размыкаем, размыкаем с тобой.

На словах: «Нашёл козу безрогую» выбирает себе «козу», она берёт его за пояс, за спиной и они прыгают вместе.

Постепенно все присутствующие вовлекаются в игру.

«РАСТЯПА»

Участники встают по кругу парами один за спиной другого, лицом в центр. В центре человек без пары.

Звучит музыка, участники, стоящие первыми в парах, вместе с ведущим, стоящим в центре, танцуют. С окончанием звучания музыки быстро прячутся за спиной стоящих по кругу участников. Одному пары не хватит, он остается в центре.

Все его дразнят: Раз, два, три - растяпа ты!

Если ещё раз стал растяпой, то дразнят так:

Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь - растяпа ты совсем!

«ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЁТСЯ»

Дети стоят в кругу, поют и выполняют движения:

Если весело живется, делай так (два хлопка в ладоши).

Если весело живется, делай так (два хлопка в ладоши).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так (два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков:

- два щелчка пальцами,

- два хлопка по коленям,

- два притопа ногами, два прыжка,

- выкрикиваем слово хорошо!

А последний куплет звучит так:

Если весело живется, делай все!

И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета.

«КОСТРОМА»

Дети стоят в кругу, В середине круга – Кострома.

Кострома, Кострома, Государыня моя.

Здоровенько, Кострома! - Здоровенько!

Что делаешь? - Нитки пряду!

Дети водят хоровод, а Кострома показывает – «прядёт».

Дети стоят в кругу, В середине круга – Кострома.

Кострома, Кострома, Государыня моя.

Здоровенько, Кострома! - Здоровенько!

Что делаешь? - Клубочки мотаю!

Дети водят хоровод, а Кострома – «клубочки мотает».

Дети стоят в кругу, В середине круга – Кострома.

Кострома, Кострома, Государыня моя.

Здоровенько, Кострома! - Здоровенько!

Что делаешь? - Вязанье вяжу!

Дети водят хоровод, а Кострома – «вяжет».  

Дети стоят в кругу, В середине круга – Кострома.

Кострома, Кострома, Государыня моя.

Здоровенько, Кострома! - Здоровенько!

Что делаешь? - Плачу, пальчик уколола...

Дети водят хоровод, а Кострома – «плачет».  

Дети стоят в кругу, В середине круга – Кострома.

Кострома, Кострома, Государыня моя.

Здоровенько, Кострома! - Здоровенько!

Что делаешь? - Сейчас догонять вас буду!

Все убегают, Кострома догоняет, кого поймали, становится Костромой.

«МАРОМА»

Дети встают в круг, а Марома в центр круга и выполняет действия по тексту. Дети поют:

Марома моя, Маромушка, развеселая головушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

После пропевания идет диалог с Маромой:

Здоровенька, Марома! - Здоровенька!

Что делаешь? - Куделю пряду!

Ну, пряди.

Игровой припев повторяется, а затем продолжается диалог, в котором меняются лишь ответы Маромы.

Что делаешь? - Тесто мешу! - Ну, меси.

Что делаешь? - Пироги пеку! - Ну, пеки.

Что делаешь? - В баню собираюсь! - Ну, собирайся.

Что делаешь? - Тесто мешу! - Ну, меси.

В конце игры:

Марома моя, Маромушка, развеселая головушка,

У Маромушки кисель да блины,

У хозяюшки горячи пироги.

Марома говорит:

Здоровенька, Марома! - Заболела!

Что делаешь? - Померла!

Заканчивается игра вопросом детей:

А что ж разговариваешь?

Да по вредности, по привычке.

Нечего вредничать, вставай с нами в хоровод!

Игра продолжается с новой Маромой.

«ЖАВОРОНОК»

Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

«АРАМ-ШИМ-ШИМ»

Участники игры, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

Арам-шим-шим. Арам-шим-шим.

Посмотри-ка на меня.

Водящий с вытянутыми вперёд руками и с закрытыми глазами находится внутри круга и крутится в противоположном направлении. На кого покажет, тот и составляет пару водящему.

Встав затылками друг к другу, водящие на счёт «три» должны повернуть голову в любую сторону.

Если пара смотрит в противоположных направлениях, то выбранный ребенок становится на свое место, если же две головы окажутся повёрнуты в одну сторону, ведущим становится вошедший, и игра продолжается.

«РЫБАКИ И РЫБКИ»

Выбирают двух «рыбаков», остальные участники становятся «рыбки», они берутся за руки и начинают петь:

В воде рыбки живут, нет клюва, а клюют.

Есть крылья – не летают, ног нет, а гуляют.

Гнёзда не заводят, а детей выводят!

После этого все «рыбки» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыбок», захватив их руками, словно сетью. Пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбакам». Когда все «рыбки» пойманы, игру повторяют, выбрав новых «рыбаков».

«ПИРОГ»

Выбирают одного, который будет «пирогом», остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. «Пирог» садится посередине между ними.

Все начинают петь:

Да какой же он высокенький

(поднимают руки вверх),

Да какой же он широкенький

(разводят руки в стороны),

Да какой же он мягенький

(гладят свой живот),

Режь его скорей!

При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к «пирогу», кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится «пирогом». Игра продолжается, пока в одной команде не останется 2 игрока.

«ПЛАТОЧЕК»

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх платочек. Задача мальчиков - поймать платочек.

Кто поймал платочек, подходит к девочке и приглашает ее - кладёт платочек ей на плечо.

Затем звучит музыка. В танце мальчик должен забрать платочек у девочки, не применяя силу, а девочка в танце должна уворачиваться, и не давать забрать платочек.

Музыка продолжается пока мальчик не заберёт платочек.

Затем девочка бросает вверх платочек и игра продолжается.

«КАК У ДЯДЮШКИ ТРИФОНА»

Выбирается «Трифон». Если выбор падает на девочку, то поется «у тетушки» и называется имя девочки. Так же

можно поступать и с именами мальчиков.

«Трифон» стоит в центре круга.

Дети водят вокруг него хоровод и поют:

Как у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро, семеро,

Семь сыновей.

А мы не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом сделали вот так!

На слова «разом сделали вот так» «Трифон» показывает какое-либо движение или позу. Все дети должны мгновенно повторить. Тот, у кого это лучше получится, становится водящим – «Трифоном».

«ЗАИНЬКА, СЕРЕНЬКИЙ»

Выбирается «Заинька». Дети встают в круг. «Заинька» сначала встает вместе со всеми.  Дети водят хоровод и поют:

Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг.

Скорей, скорей выйди в круг.

Скорей, скорей выйди в круг.

Заинька выходит в круг и изображает то, что поется в песне.

Все остальные дети повторяют.

Заинька, ты пройдись, серенький, ты пройдись.

Туда-сюда ты пройдись.

Туда-сюда ты пройдись.

Заинька, умой ручки, серенький, умой ручки.

Леву, праву умой ручки.

Леву, праву умой ручки.

Заинька, умой личко, серенький, умой личко.

Сверху до низу умой личко.

Сверху до низу умой личко.

Заинька, пригладь шерстку, серенький, пригладь шерстку.

Спереди, сзади пригладь шерстку.

Спереди, сзади пригладь шерстку.

Заинька, причешись, серенький, причешись.

Да получше причешись.

Да получше причешись.

Заинька, под бочка, серенький, под бочка.

Пляшет зайка казачка.

Пляшет зайка казачка.

На последнем куплете все дети пляшут. Затем «заинька»

выбирает нового «зайку» – подходит к нему и кланяется.

«ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящему, который стоит внутри круга, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу, напевая: Вот построили мы круг, Повернемся вместе вдруг. (Поворачиваются и идут в обратную сторону) А как скажем: «скок-скок-скок», Отгадай, чей голосок? Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок, указанный руководителем. Задача водящего - догадаться по голосу, кто произнес эти слова. Если ему это удалось, он становится в общий круг, а водящим вместо него становится тот, чей голос он угадал. Игра продолжается.

 «СКАЧЕТ, СКАЧЕТ ВОРОБЕЙ»

Выбирают «Воробья». Дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет на одной ножке, машет

«крылышками», созывает детей, а все поют:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех детей-тей-тей.

Мало, мало, мало нас, нас, нас,

Иди, Машенька, за нас, нас, нас.

Тот, чье имя произнесли, идет к воробью и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Разгоняет всех детей-тей-тей.

Много, много, много нас, нас, нас,

Убегайте все от нас!

Дети разбегаются, а «Воробей» их ловит. Кого поймает, тот становится «Воробьем», и игра продолжается.

 «ЗМЕЯ»

Выбирается «Змея», первый раз это взрослый. «Змея» ходит перед ребятами и поет:

Я – змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Я – змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Затем останавливается перед ребенком и произносит слова: «Хочешь быть моим хвостом?»

На это ребенок отвечает: «Да, конечно же, хочу!» или «Нет, конечно, не хочу!»

Если ребенок ответил «да», он цепляется за «Змею» сзади, и дальше они двигаются вместе, «паровозиком».

Если «нет» – остается на месте.

Детям очень нравится «хулиганский вариант» игры – когда надо не просто прицепиться к «Змее» сзади, а сначала проползти у нее между ног, затем – между ног у всех детей в «паровозике».

Когда детей наберется много, 7 – 8 человек, «Змея» останавливается, гладит себя по животу и говорит:

Все, устала, есть хочу!

Сейчас свой хвост я есть начну!

И начинает ловить свой «хвост».

Дети при этом должны держаться друг за друга, не разбегаться.

Тот ребенок, которого поймали, становится «Змеей».

«ГОРЕЛКИ»

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

Как только заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Поравнявшись с водящим, кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

В игре важно, чтобы количество играющих было нечетным, лучше не меньше 11. Для игры выбирается большая поляна,  водящий - он будет «гореть», стоит от игроков на расстоянии 3-4 метра от игроков.

«КОЛПАЧОК»

Выбирают водящего, который садится на корточки в кругу. Все остальные ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки. Красные сапожки.

Мы тебя растили, мы тебя поили,

Мы тебя кормили. На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

Когда поются слова «на ноги поставили», дети подходят к «Колпачку», приподнимают его и ставят его на ноги.

После этого снова все образуют круг и хлопают в ладоши. Колпачок танцует, затем подходит к тому, кого выбирает, и поклоном, наклоном головы, приглашает его войти в круг, а сам становится на его место. Игра продолжается.

«БАБКА-ЁЖКА»

Выбирается «Бабка-Ёжка» и садится в конец зала. Дети становятся в шеренгу, лицом к «Бабке-Ёжке», берутся за руки и идут к ней с песенкой, притопывая в такт:

Бабка-Ёжка, Костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу, раздавила курицу.

Пошла на лужайку, испугала зайку.

Раз, два, три, беги!

Дети разбегаются, а «Бабка-Ёжка» их ловит. Кого она поймает, становится «Бабкой-Ёжкой», и игра продолжается.

«У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»

Есть несколько вариантов игры. В одном из них водящий (взрослый) показывает движения и поёт песенку, а все остальные дети повторяют за ним, на каждую фразу стиха выполняя своё движение:

У оленя

Руки вверх к голове, как рога оленя

Дом большой

Руки над головой «домиком»

Он глядит

Правую руку над глазами

В своё окошко

Двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно

Заяц

Ладони к голове, как уши зайца

По лесу бежит

Руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег

В дверь к нему стучится:

Кулаком «посутчаться»

Стук-стук, дверь открой

Изобразить, как открывается дверь

Там в лесу

Показать большим пальцем назад через плечо

Охотник злой!

Сердитое лицо

Заяц, заяц, забегай

Опять изобразить зайца

Лапу мне давай!

Подать руку

После того, как движения разучены, можно устроить соревнование, постепенно ускоряя темп песенки.

Побеждает тот, кто дольше всех не собьётся.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Или другой вариант:

Золотые ворота

Проходите господа

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас.

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

«СОЛНЦЕ И ЛУНА»

Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются, кто из них будет «Солнцем», а кто «Луной». Солнце и Луна образуют воротца, остальные игроки, образуя цепочку, начинают проходить через ворота под музыку или пение. В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними. Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока, и он встает позади «Солнца» или «Луны». Игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны». После этого команды начинают перетягивание (можно перетягивать канат, можно просто взявшись за руки)

«ПАУЧОК»

Дети  берутся за руки, и образуют круг. Выбирают ребенка - паучка, он садится в центр круга на корточки. Дети водят хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

Паучок-паучок,

Тоненькие ножки. Красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили.

Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь - выбирай, кого захочешь!

Паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком.

 «БАРАШЕНЬКИ»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, в середине водящий  Иванушка. Дети выполняют движения и поют:

Барашеньки, крутороженьки,

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

По горам, ходили,

По лесам бродили.

Руки на пояс, идут топающим шагом по кругу.

В скрипочку играли,

Остановиться, повернуться в круг лицом, имитация игры на скрипке.

Ваню потешали.

Руками показать на Ваню.

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Кулачки на бочок, пружинки с поворотами.

Сел задом наперёд

Прыжком развернуться лицом из круга.

И поехал в огород.

Пружинки, руками держат «поводья».)

С концом текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.

«БОЛЬШОЙ МЯЧ»

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

«ШАТЁР»

Игра проводится под любую плясовую русскую народную мелодию. Ребёнок говорит:

Мы весёлые ребята. Соберёмся в три кружка.

Поиграем и попляшем, игра наша хороша!

Дети встают в круги вокруг трёх стульев, на каждом раскинут красивый большой платок, все платки разные.

Водят хоровод вокруг каждого платка и говорят:

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Эх, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!

Прибауточкой встречай!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Затем собираются в общий хоровод и пляшут под русскую народную плясовую мелодию.

В это время платки меняют местами. По сигналу нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, растянув за углы.

«ПРЫГАНЬЕ СО СВЯЗАННЫМИ НОГАМИ»

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты.

Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние.

Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

«ЗАЙКИ»

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

«УДАР ПО ВЕРЕВОЧКЕ»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка.

Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны.

Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга.

Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

«РАСТЕРЯХИ»

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

«УКРОТИТЕЛЬ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ»

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре.

Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери.

До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки.

Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники», звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

«В НОГУ»

Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды.

После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг.

Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы.

Игра длится по количеству установленных бросков, после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

«ГУСИ»

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«БОЙ ПЕТУХОВ»

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо.

Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«ПЕРЕТЯЖКА»

Дети делятся на две равные команды. От каждой команды приглашается по одному игроку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«ВОЛКИ ВО РВУ»

Для этой игры выбираются «волки», не более 2-3-х человек, все остальные дети «зайцы». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра. «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайца» осалили или он ногой наступил на территорию рва, то выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...