ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
проект
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок
адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации. Достаточно ясным представляется, что для нашего МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы. Социальное партнерство – это цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Социальными партнерами, с которыми взаимодействуют ДОУ, являются социальные группы профессиональной общности (связь внутри системы, например, педагогические советы детских садов, родительская общественность),
представители иных сфер (учреждений культуры, физкультуры, социальной защиты, предприятия и организации города). В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Наше дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Мы четко осознаем миссию и ценности нашего ДОУ, цели развития и возможности привлечения социальных партнеров для достижения их. Стараемся предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimodeystvie_s_sotsiumom.docx | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»
ПРОЕКТ
«Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Авторы: Иродова М.В. (воспитатель высшей кв.к)
Упорова М.Л. (воспитатель I кв.к)
Койнова М.Л.(муз. рук-ль высшей кв.к)
Дектерева Е.А. (инструктор ФИЗО I кв.к)
г. Качканар
АКТУАЛЬНОСТЬ
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.
Проблема:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок
адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации. Достаточно ясным представляется, что для нашего МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы. Социальное партнерство – это цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Социальными партнерами, с которыми взаимодействуют ДОУ, являются социальные группы профессиональной общности (связь внутри системы, например, педагогические советы детских садов, родительская общественность),
представители иных сфер (учреждений культуры, физкультуры, социальной защиты, предприятия и организации города). В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Наше дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Мы четко осознаем миссию и ценности нашего ДОУ, цели развития и возможности привлечения социальных партнеров для достижения их. Стараемся предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг.
В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом города усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения был запущен долгосрочный проект «Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».
ЦЕЛЬ: Создание системы взаимосотрудничества МДОУ «ЦРР - детский сад «Дружба» с учреждениями социума для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
-разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
-создать условия для успешного сотрудничества с социумом в соответствии с
требованиями ФГОС ДО;
-установить партнёрские отношения с сообществом;
-расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями для создания единой социокультурной системы;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на
основе договоров и совместных планов.
- Становление уровня социальной компетенции участников
образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с
социальными партнерами.
- Создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;
- обеспечение информационной осведомленности социальных партнеров
города о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
*создание единой воспитательной системы для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых.
КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установление коммуникаций между детским садом и социумом;
- обязательность исполнения договоренности;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Технология взаимодействия ДОУ с социальным партнером:
1 этап – выбор партнера.
Цель этапа: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы. Основные действия: провести анализ социального окружения детского сада; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заключить договор о сотрудничестве. Договорные обязательства могут быть устными, это зависит от времени взаимодействия и других условий.
Модель взаимодействия МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» с социумом
Посещая данные организации, дети, знакомятся и включаются в деятельность организаций, кружков, творческих объединений и спортивных секций. Помимо этого, ДОУ имеет возможность принимать у себя профессиональные коллективы театров, цирка и коллективы учреждений дополнительного образования с познавательно – игровыми программами.
2 этап – планирование совместных действий.
Цель этапа: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы. Основные действия: провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества; разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.
Социальный партнер | Мероприятия | Социальный эффект |
ЕВРАЗ КГОК | Экскурсия на предприятия КГОКа, знакомство с профессиями родителей работающих в КГОК, концерты, праздники, видеооткрытки для трудящихся комбината с поздравлениями. | Знакомство с градообразующим предприятием и с профессиями работников предприятия |
Родители воспитанников | Семейные и межсемейные проекты; Совместное творчество детей, родителей, специалистов; Трудовые десанты по благоустройству территории; Совместные походы; организация фотовыставок и коллажей | Проявление творческой активности семей воспитанников в процессе реализации проекта. |
Библиотека им. Селянина | Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины, совместные праздники, участие в выставках, конкурсах | Обогащение познавательной сферы детей |
Дом детского творчества | Концерты, участие в конкурсах | Обогащение социально-эмоциональной сферы детей, развитие эстетического вкуса. |
Музей ЕВРАЗ КГОК | Участие в концертах посвященных профессиональным и государственным праздникам. | Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста. |
ГИБДД | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; конкурсы; акции; организационно массовые мероприятия | Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей. Соблюдение детьми правил ПДД. |
МЧС | Экскурсии, знакомство с профессиями МЧС, беседы, участие в конкурсах, концерты, праздники, видеооткрытки с поздравлениями | Снижение риска возникновения ЧС (антитеррор, ПБ, электробезопасность и т.д) |
Дворец Культуры | Концерты, участие в конкурсах, посещение творческих кружков, выставок. | Развитие творческого потенциала детей |
ГАУ «КЦСОН «Забота» | Концерты, поделки к праздникам для людей пожилого возраста, благотворительность. | Уважительное отношение к людям пожилого возраста |
Налоговая инспекция | Экскурсии, знакомство с профессиями налоговой инспекции, создание видеооткрыток с поздравлениями к профессиональным праздникам | Повышение финансовой грамотности дошкольников |
3 этап – реализация сотрудничества.
Цель этапа: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы. Основные действия: провести запланированные мероприятия, акции, иные формы сотрудничества; при необходимости – внести коррективы в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения; осуществить необходимое взаимодействие представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприятиях; Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
Организация социокультурной связи между МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Промежуточный анализ полученных результатов проекта
Таким образом, наше дошкольное образовательное учреждение не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Оно заинтересовано:
-в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой
социальной среде. - в творческом саморазвитии участников образовательного процесса. Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями социума позволяет:
- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их
индивидуальных возможностей;
- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного
образования.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
- результате проведенной работы у детей сформировались представления о
правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в
проблемных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй
На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по формированию индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно...
Информационная открытость деятельности образовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом
В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение сегодня расс...
Консультация на тему «Значение сотрудничества и взаимодействия с социумом в развитии креативных способностей»
Основной задачей образования является подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека - гражданина России.Сегодня очень важно взаимодействовать с социальными партнерами.Важ...
Проект взаимодействия с социумом
Проект взаимодействия с социумом...
План работы по взаимодействию с социумом
План работы МАДОУ «Березка» по взаимодействию с социумом на 2015-2016 учебный год...
Отчет о реализации плана взаимодействия с социумом МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» за 2015 –2016 гг.
Отчет о реализации плана взаимодействия с социумом МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» за 2015 –2016 гг....