Самообразование по теме: "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ."
материал (младшая группа)
Для большей заинтересованности детей я сочетаю традиционные методы и применение ИКТ, что позволяет мне преподносить материал более ярким и эмоциональным. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Так требование ФГОС ДО определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_lekareva_20-21.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию.
Тема: развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.
Лекарева Г.А.
2020г
Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.
Если двое разговаривают,
а третий слушает их разговор,
– это уже театр.
Развитие речи ребёнка в первые годы жизни играет первостепенную роль. Овладение ею перестраивает процессы мышления, памяти, восприятия, совершенствуя все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка.
Одним из эффективных средств формирования творческой сущности личности А.Л.Гайжутис, Э.В.Ильенков, В.А.Панпурин, В.Н.Силаков и др. называют искусство, влияние которого особо значимо на этапе, адаптивного жизнетворчества /дошкольный и младший школьный
возраст/. Данный возрастной период сензитивен, прежде всего, к изобразительному и театральному видам искусства /Л.С.Выготский/.
Уникальность самостоятельного сценического творчества заключается, в свою очередь, в возможности многоуровневого раскрытия сущности, психофизической природы человека, выступающих одновременно объектом и инструментом творчества /Л.С.Выготский; А.А.Брян-
цев, Н.И.Евреинов, К.С.Станиславский, Е.К.Чухман и др..
Процесс развития творческого потенциала у каждого ребенка
имеет индивидуальный темп и особенности. Совокупность личностных
проявлений и реакций на каждом из выделенных этапов цикла развития творческого потенциала под влиянием использования средств
театрального искусства находится в прямой зависимости от типа индивидуально-психической ориентированности и особенностей само-
отношения /самооценки/ индивида.
Одним из самых распространенных видов творчества является театральная деятельность. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности. Театрализованную деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые как Л.В. Артемова, Н.Ф. Сорокина, Э.Г Чурилова, Е. А. Флерина и др. Следует признать, что не всегда знания, умения и навыки, приобретённые детьми, способны сформировать компетенции, необходимые в самостоятельной деятельности. Возникает проблема создания творческой среды, творческого процесса, в котором «проживают» будущие успешные дети. Главной педагогической целью становится свободное самовыражение ребёнка, формирование лидерских качеств, формирование творческого мышления при помощи художественно-выразительных средств. Реальная театрализованная активность дает богатейшее поле для креативного проявления деток. Занятия по театрализованной деятельности имеют свою специфику. Они должны быть эмоциональными, яркими. Помочь в этом может сочетание традиционных методов и применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Требования Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, вызывает желание заниматься данной деятельностью не только во время организованных занятий, но и в повседневной деятельности.
Я обратила внимание на то, что большая часть детей скованны, мало эмоциональны. Есть дети, которые вообще не принимают участия в играх. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Работа по развитию творческих способностей дошкольников в
театрализованной деятельности с применением ИТК будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики.
Моя цель работы - это развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.
Перед собой я ставлю такие задачи:
- Интеграция театральной деятельности в повседневную жизнь детей.
- Совершенствование артистических навыков детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Компьютер входит в жизнь ребёнка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Использование информационно-компьютерных технологий в педагогической практике открывает новые возможности для развития детей.
В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ включаю:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• упражнения на развитие детской пластики;
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
Для каждого возраста используют различные виды театров.
Младшие группы.
1) Настольный театр (резиновых игрушек, дымковской игрушки, конусной игрушки, крупной и мелкой игрушки, кукол, вязаной игрушки).
2) Драматизация в шапочках.
3) Драматизация в костюмах
Практическая часть.
Пантомима.
1. Показать как падает снег;
2. Как ходит тишина;
3. Наездник на лошади;
4. Поросёнок в луже.
Мимика.
1. Я ем лимон;
2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;
3. Встретили хорошего знакомого;
4. Показать как кошка выпрашивает колбасу.
Театральные этюды.
1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).
3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.
Игра «Пантомима»
(одна команда показывает, другая – отгадывает)
1 команда – арбуз, телевизор, жук;
2 команда – книга, ворона, плеер.
Интерактивная игра «Кукольный театр»
Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.
ВЫВОД
Именно педагоги являются посредниками между ребёнком и миром, вольно или невольно воспроизводя в субъектах образовательного процесса тот или иной тип позиции человека в мире. Не трудно представить, что современный педагог должен быть духовно богатой личностью, творческой индивидуальностью, обладать профессиональной компетентностью, владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией. Педагог является всегда примером для подражания, его мимика, голос, взгляд и жест ребёнок считывает и понимает без лишних объяснений и указаний. Формирование лидерских качеств в театрализованной деятельности проявляется в передаче персонажа или героя сказки и в этом нам незаменимо помогает ИКТ. Педагог при этом должен во время поддержать, похвалить ребёнка, быть проницательным. Лидерские качества самого педагога проявляются в поисках нового, в проявлении инициативы и поддержки инициативы детей. В процессе театрализованной деятельности с использованием ИКТ предоставляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создаются условия для развития творческой направленности и раскрытия творческого потенциала личности.
Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
I.Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3.Изучение и анализ методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете по проблеме и имеющегося опыта. | Август- сентябрь | Работа в интернете. Изучение литературы. | |
II.Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. 4. Разработка проекта «Здравствуй, театр!» определение целей и задач проекта, прогнозирование результатов. | Сентябрь -октябрь | Анкетирование, опрос родителей. Планирование деятельности с детьми, родителями по теме. Составление проекта «Здравствуй, театр!» | Анализ анкет. |
III.Практический | 1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. 5. Обсуждение с родителями реализации проекта «Здравствуй, театр!» 6. Реализация проекта «Здравствуй, театр!». | Ноябрь-март | Осуществление запланированных мероприятий:
| Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
IV.Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. | Апрель- май | Анализ проведенной работы. | Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей. День открытых дверей для родителей |
V.Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. | В течении года | Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города, сайт группы.) | Информация на сайте группы. Выступление на ГПС. Видео на сайте «ютуб» с выступлениями детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей....
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....
Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...
Самообразование«Творческие способности детей через театрализованную деятельность».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: «Творческие способности детей через театрализованную деятельность». ...
Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....
Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...