Познавательное развитие тема: "Волшебные свойства соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по исследовательской деятельности
Тема: «Волшебные свойства соли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Волшебные свойства соли» | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования Ейский район
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
по исследовательской деятельности
Тема: «Волшебные свойства соли»
Воспитатель: Яшинскас Н. А.
2019 г.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.
- систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе, способах добычи соли.
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
- формировать способы зрительного и тактильного обследования; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к экспериментированию;
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.
- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Методы и приемы: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения; рассматривание иллюстраций, разминка для глаз.
Материалы и оборудование: мультимедийная система, лупа, чайные ложки, соль в небольших ёмкостях, яйцо, гуашь, прозрачные пакеты, цветные мелки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в группу останавливаются на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем, друг друга улыбнёмся.
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в родном краю - кончиками, начиная с больших
пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну, а какую мы узнаем немного попозже…
Первая наша станция познавательная.
Воспитатель. Ребята, послушайте загадки, а отгадка подскажет вам, в какую же мы волшебную страну отправимся.
Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже… (Соль)
Одну меня — Не съешь никогда.
А без меня — Не вкусна еда.
Дети: Соль… (показ слайда)
Воспитатель: Так как же называется страна. (ответы детей)
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Продолжим наше путешествие и следующая станция историческая:
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (показ слайда)
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. (показ слайда). Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Дети:
Без соли, без хлеба, половина обеда.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Воспитатель: К соли относились уважительно.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете где применяется соль? (Показ слайдов).
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Даже посуду можно чистить солью.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Физкультминутка.
Эй, ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Мы исследуем и знаем,
Что для края и страны
Наши знания нужны!
Основная часть:
Воспитатель. Вот мы и подошли к третьей станции. Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Будьте настоящими исследователями. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Воспитатель: Закрепляем свойства соли:
Мы провели опыты, что же мы можем рассказать о соли?
Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.
-кристаллическая (крупная и мелкая)
-белая
-соленая
-сыпучая
-без запаха
А теперь, предлагаю вам посмотреть опыт, который проведу я.
У меня в стакане вода, (ребенок пробует) какая вода на вкус (ответ ребенка -пресная)
- я положу в пресную воду сырое яйцо, что произошло? яйцо опустилось на дно, утонуло.
В этом стакане тоже вода, давайте определим, какая она? Тоже пресная?
В этом стакане соленая вода. Опускаю яйцо. Что произошло?
В стакан с соленой водой яйцо держится на поверхности.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Физ.минутка игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Опыт №4 «Окрашивание соли»
Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, мешочек, ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем стаканчик с солью и высыпаем в мешочек, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в мешочек, затем завязываем мешочек, и все это начинаем мять в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем мешочек, высыпаем соль на тарелочку. Дадим высохнуть.
Воспитатель: А, ещё соль можно окрашивать с помощью цветных мелков. Мелки нужно натереть на тёрке и смешать с солью, соль окраситься в яркие цвета.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.
-Посмотрите, перед вами тарелочки с окрашенной солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на тарелке с солью. Слушайте внимательно:
Растут — зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья)
Оранжевые, красные
На солнышке блестят.
Их листья, словно бабочки,
Кружатся и парят. (Деревья осенью)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — ... (дождь)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Итог:
– Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? Ребята что нового вы узнали?
-Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный, волшебный материал для опытов и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию.Тема"Волшебный воздух"
сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.• развивать познавательную активность, любознательно...
Конспект НОД Образовательная область "Познавательное развитие" Тема "Волшебная бумага" подготовительная группа
Экспериментальное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с копировальной бумагой...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Волшебный магнит»
Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей....
Коонспект НОД в образовательной области познавательное развитие Тема:"Волшебное электричество" Выполнил: ААКомарова
Коонспект НОД в образовательной области познавательное развитие Тема:"Волшебное электричество"...
НОД по познавательному развитию Тема: «Волшебное электричество»
Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку....
Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Волшебные свойства магнита»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, с применением исследовательской деятельности и игровой технологии.Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе зна...