Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
программа состалена в соответствии с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa._programma.docx | 122.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ Протокол № 1 от 12.09.20 «Детский сад «Ромашка»
_________ С.Р.Ильина
«___»___________ 20__г.
Рабочая образовательная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы № 3 «Ручеек»
(возраст детей 5 – 6 лет)
( по реализации программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
(второй год обучения) под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).
на 2014 – 2015 учебный год
Роденбергер Е. М..
учитель - логопед
г. Советский
Содержание.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.………………………………………………………………..3
- Основная цель и задачи по развитию речи …………………………………………4
- Основные направления работы по развитию речи………………………………….4
Задачи (часть ДОУ)…………………………………………………………………….5
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет
(III уровень речевого развития)………………………………………………………..…6
Отличительные особенности работы с детьми с ОНР……………………………...…..7
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования………………9
Планируемый результат…………………………………………………………….…..11
Учебно – методический комплект…………………………………………………..…11
Содержательный раздел.
Климатические особенности…………………………………………………………..12
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми
содержания регионального компонента образования……………………………..13
Формы, приемы организации образовательного процесса по реализации содержания регионального компонента………………………………………………………..…13
Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу с детьми
с тяжелыми нарушениями речи старшей группы………………………………….…13 Тематическое планирование по региональному компоненту……………………….15
Осуществляемая образовательная деятельность……………………………………16
Приложение № 1. Комплексно-тематическое планирование НОД……………..…20
Приложение № 2 Мониторинг речевого развития детей…………………………37
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы № 3 «Ручеек» разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее речевое развитие детей в возрасте 5 – 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Используются парциальные программы:
Образовательная область по ФГОС ДО | Группа/ возраст |
Речевое развитие | Старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет |
Образовательные программы | |
основные | дополнительные |
1«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Васильевой. 2. «От рождения до школы» под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. | 1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). 2. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». |
Педагогические методики и технологии. | |
Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»; Н. В. Соловьева «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи»; Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика»; Н. С. Жукова «Уроки логопеда»; Е. Н. Краузе «Логопедический массаж»; И. С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». |
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании»
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ
- ФГОС ДО
- Концепция дошкольного образования (1989)
- Национальная – образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2012 – 2017 год
Основная цель:
обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи:
• развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
• воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
• формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
• развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;
• формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
• развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми с ОВЗ они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Задачи (часть ДОУ):
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет
(III уровень речевого развития)
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца). В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Дети испытывают существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). Не используют в речи и не могут по образцу образовывать притяжательные прилагательные. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Отличительные особенности работы с детьми с ОНР.
В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в речевом развитии, дети с общим недоразвитием речи направляются в логопедические группы, начиная с четырех – пятилетнего возраста, что позволяет обеспечить создание оптимальных условий для полноценного речевого развития детей и успешной подготовки их к обучению в школе.
Коррекционно - педагогический процесс в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы.
Основной формой обучения в дошкольном учреждении является непосредственно – образовательная деятельность. Формы организации НОД по развитию речи в старшей логопедической группе – фронтальная, в микро группах (по 2 – 3 ребенка) и индивидуальная. Продолжительность НОД: 20 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13), утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации.
Основой планирования непосредственно – образовательной деятельности является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет создать условия для стимулирования речевой активности детей, согласуется с задачами всестороннего развития ребенка. Тематическое планирование отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы всеми специалистами детского сада, так как все специалисты на протяжении недели работают в рамках общей лексической темы. При изучении каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания, привлекают к коррекционной работе родителей. Каждая НОД учебного плана решает как коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, так и воспитательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Темы НОД, содержание и организация могут видоизменяться в зависимости от этапов коррекционной работы. (Приложение №1 «Комплексно-тематическое планирование НОД»)
Раздел «Обучение грамоте » в старшей логопедической группе не является обязательным. Задачи по этому разделу включаются в общий ход НОД и обязательно закрепляются на индивидуальных занятиях. Общее количество НОД по развитию речи - 90 (по три в неделю). В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы. Не пройденный по какой – либо причине материал отрабатывается воспитателями в свободное время и логопедом на индивидуальных занятиях.
Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательной деятельности воспитателя (кроме развития речи и математики). Работа по исправлению звуков носит индивидуальный и подгрупповой характер. Микро группы организуются на этапе автоматизации звука в словах, фразах, на этапе автоматизации звука в текстах. Для подгрупповой деятельности объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Продолжительность индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения составляет 20 минут, подгрупповой - 25 минут. График составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня (вечером - 1 раз в неделю).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (1, 2 неделя сентября; 2, 3 неделя апреля) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:
- в речевых картах воспитанников группы;
-в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников группы: «Мониторинг речевого развития детей» (Приложение № 2).
-в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.
Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Планируемый результат.
В итоге логопедической работы дети с III уровнем речевого развития должны научиться:
- употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории;
- уметь различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л - р; определять место звука в слове;
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов
из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять отдельные падежные окончания слов;
- общаться, используя распространенные предложения, делиться впечатлениями, доказывать, объяснять.
Учебно – методический комплект.
- Картинный материал по всем лексическим тема.
- Дидактические игры по развитию речи (подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов, игры и игровые упражнения на закрепление грамматических категорий).
- Игрушки: посуда, животные, мебель, предметы для рассматривания.
- Набор муляжей овощей, фруктов.
- Методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков.
- Настольный пальчиковый театр, театр «Би – ба - бо», бумажный театр.
- «Звуковые линейки» (для определения количества звуков в слове).
- Схемы для определения позиции звука в слове.
- Игры-лото.
- Индивидуальные зеркала (15шт.).
- Логопедические зонды. спиртовые шарики.
- Картинный материал над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках.
- Шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки.
- Игры с камешками, палочками.
- Баночки с горохом, подносы с песком.
Содержательный раздел.
Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. ХМАО – Югра – относится к району приравненного к районам Крайнего Севера: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений, длительность светового дня, погодные условия заметно отличаются от центральных районов России. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето, а также короткий световой день.
Поэтому в ход НОД включаются упражнения на укрепление зрительного нерва, дыхательная гимнастика, упражнения для развития мелкой и общей моторики, профилактики плоскостопия.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.
Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Советский. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется в ходе НОД, через целевые прогулки, беседы, проекты.
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми содержания регионального компонента образования.
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через решение следующих задач:
- формирование любви к своему поселку,
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (растительном и животном мире региона);
- формирование общих представлений о своеобразии природы региона;
- воспитание позитивного эмоционально - ценностного и бережного отношения к природе региона.
Перечень программ | Программы:
|
Технологии, методические пособия |
Х-Мансийск ГУИПП Полиграфист 2003 г. |
Формы, приемы организации образовательного процесса по реализации содержания регионального компонента
Совместная деятельность с педагогом | Совместная деятельность с семьей |
- обучение, беседы, - упражнения, - наблюдения, -детское экспериментирование, - чтение книг и рассматривание иллюстраций познавательного характера о природе, быте коренных народов региона, - тематические досуги и праздники, - просмотр видео, диафильмов, -продуктивная литературная деятельность, -чтение художественной литературы, - драматизация сказок и рассказов народов региона, - рассматривание картин национальных художников. | - беседы, консультации - показ, -творческие задания по изготовлению альбомов о животном и растительном мире нашего округа, - совместное изготовление с родителями плоскостных фигурок животных и птиц нашего края, - совместные развлечения с включением заданий по региональному компоненту. |
Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу с детьми
с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
Специалист | Возрастная группа | Функции |
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Осуществляет координацию деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы коррекционного блока, анализ эффективности деятельности специалистов, организует и проводит медико- психолого-педагогический консилиум. |
Учитель - логопед | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с детьми, проводит педагогическую диагностику, разрабатывая и уточняя индивидуальные образовательные маршруты, обеспечивая индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с детьми по коррекции речи. |
Педагог - психолог | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, разработку и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проводит тренинговые и психокоррекционные формы работы. |
Воспитатели | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Определяют уровень развития разных видов деятельности детей, особенности коммуникативной деятельности и культуры, трудовых навыков согласно возрасту детей, реализуют рекомендации специалистов: педагогов и медиков. |
Музыкальный руководитель | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Реализует задачи художественно – эстетического направления развития ребенка и задачи образовательной области «Музыка», согласно основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования с элементами музыкальной, театрализованной, креативной терапии с учетом рекомендаций, специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача – ортопеда, предоставляет для психологического анализа продукты детского творчества, как проектного материала. |
Инструктор по физической культуре | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Реализует используемые программы с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировке в пространстве, подбирает индивидуальные упражнения для НОД с детьми, имеющими замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижении ловкости и скорости выполнения движений, заболевание, выполняет рекомендации специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-ортопеда, врача – педиатра. |
Старшая медицинская сестра | Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет). | Организует медицинскую диагностику, объединяет в одну индивидуальную программу медицинского сопровождения полученных в процессе диагностики данных и рекомендаций других врачей (кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда и др.), организует и контролирует антропометрию, составляет и уточняет схемы профилактических и оздоровительных фитотерапевтических и физиотерапевтических мероприятий, с динамическим контролем, контролирует организацию питания детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам. |
Тематическое планирование по региональному компоненту
Временной период | Раздел | Развернутое содержание работы (цель) | Мероприятия |
13. 10 14. 10 16. 10 | Деревья нашего леса. | Обучение различению деревьев по характерным особенностям. Воспитание бережного отношения к природе. | НОД |
17. 11 18. 11 20. 11 | Мой дом. | Формирование представлений о последоватедьности событий в жизни человека, о происхождении праздников. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание гордости за свою страну. | НОД |
22. 12 - 30. 12 25. 05 – 28. 05 | Птицы нашего края. | Формирование представлений о зимующих птицах нашего края, их образе жизни и повадках. Воспитание доброжелательного отношения к птицам, желание оберегать их, заботиться о них. | НОД |
02. 02 – 05. 02 18. 05 19. 05 21. 05 | Дикие животные наших лесов. | Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности. | НОД |
23. 03 24. 03 26. 03 | Мой город | Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе. Воспитание любви к своей малой Родине. | НОД |
30. 03 31. 03 02. 04 | Моя земля | Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родной земле. Воспитание чувств патриотизма. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. | НОД |
Осуществляемая образовательная деятельность.
Разделы (задачи, блоки) | В ходе режимных моментов | В организованной детской деятельности | В самостоятельной детской деятельности | При взаимодействии с семьями |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
-дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира | Поддержание социального контакта | -Имитативные упражнения, пластические этюды. | -Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей | -Пример коммуникативных кодов взрослого. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) | ||||
-Формирование лексической стороны речи | Речевые дидактические игры.
| -Сценарии активизирующего общения. | -Игра-драматизация | - Объяснение, повторение, исправление |
Звуковая культура речи | ||||
-Формирование произносительной стороны речи | -Артикуляционная гимнастика по речевому образцу взрослого). | -Речевые упражнения, задания. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | -Дидактические игры |
Грамматический строй речи | ||||
Формирование грамматической стороны речи | Дидактические игры | -Сценарии активизирующего общения. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | Дидактические игры |
Связная речь | ||||
Формирование связной речи (монологические формы) | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Творческие задания | Игры-импровизации по мотивам сказок | Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Подготовка к обучению грамоте | ||||
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности. | Занятие | Индивидуальная работа | Дидактическая игра | Беседа |
Приложение № 1. Комплексно-тематическое планирование НОД
Образовательная область: речевое развитие
для детей старшей группы (5 - 6 лет) с общим недоразвитием речи.
№ | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | ||||||
по плану | факти чески | |||||||||||||
1. | Я мальчик. Я девочка. (Тело человека). | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о видовой, родовой и половой принадлежности. Уточнение и расширение словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание внимательного отношения к друг к другу. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр. 56 | ||||||||
2. | 29. 09 30. 09 02. 10 | Осень. Осенние приметы. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.11. | |||||||
№ | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | ||||||
по плану | факти чески | |||||||||||||
3. | 06. 10 07. 10 09. 10 | Транспорт Правила ДД. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о транспорте. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением. Совершенствование грам. строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой, общей и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр. 340 | |||||||
4. | 13. 10 14. 10 16. 10 | Деревья нашего леса | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных м. р. с прилагательными). Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, тонкой моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.30. | |||||||
тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | ||||||
по плану | факти чески | |||||||||||||
5. | 20. 10 21. 10 23. 10 | Огород. Овощи. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных при-знаках. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. ч. сущ - ых). Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.36 | |||||||
6. | 27. 10 28. 10 30. 10 | Сад. Фрукты. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. ч. существительных). Коррекционно-развивающие цели. Развитие внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.62 | |||||||
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | ||||||
по плану | факти чески | |||||||||||||
9. | 24. 11 25. 11 27. 11 | Одежда. Обувь. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях; закрепление в речи существительного с обобщающим значением. Совершенствование грам. строя речи (образование имен существительных во множественном числе). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.114, 139 | |||||||
10. | 01. 12 02. 12 04. 12 | Мебель | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме, конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях. Совершенствование грам. строя речи (образование имен существ. во мн.), слоговой структуры слов. Коррекционно-развивающие цели. Развитие физиологического дыхания, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.320 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
7. | 06. 11 10. 11 11. 11 13. 11 | Лес. Ягоды. Грибы. | 4 | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. ч. существительных). Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, общей, гонкой моторики, силы голоса. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.87. | ||
8. | 17. 11 18. 11 20. 11 | Мой дом. День народного единства. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о последоватедьности событий в жизни человека, о происхождении праздников. Уточнение и расширение словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание гордости за свою страну. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр. 63. |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
11. | 08. 12 09. 12 11. 12 | Посуда | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде. Совершенствоваание грамматического строя речи (образование имен сущ. во мн. числе в и. падеже, ед. и мн. числа), слоговой структуры слов. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.188 | ||
12. | 15. 12 16. 12 18. 12 | Зима. Зимние приметы. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы. Совершенствование грам. строя речи (согласование прил. с сущ--ми в форме ед. числа и. падежа). Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, дыхания, фонематического восприятия, кон-структивного праксиса, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование ответственности. Воспитание эстетических чувств в общении с природой. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.215 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
13. | 22. 12 23. 12 25. 12 29. 12 30. 12 | Зимующие птицы | 5 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Совер-шенствование грам. строя речи (образова-ние и использование существительных в ед. ч. р. п.), слоговой структуры слова. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, арти-куляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.220 | ||
14. | 12. 01 13. 01 15. 01 | Новогод – ний праздник | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах), элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, речевого дыхания, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование эстетических чувств. Воспитание доброжелательности. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.295 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
15. | 19. 01 20. 01 22. 01 | Домашние птицы | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни домашних птиц. Совершенствование грамматического строя (образование и употребление существи - тельных с суффиксами -онок, -енок, -ят). Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, любви и бережного отношения к живой природе. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.225 | ||
16. | 26. 01 27. 01 29. 01 | Домашние животные | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о домашних животных, о их жизни Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят). Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, ответственности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.244 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
17. | 02. 02 03. 02 05. 02 | Дикие животные | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование грамматического строя речи (употребление сущ. в р.п.). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой, общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.270 | ||
18. | 09. 02 10. 02 12. 02 | Моя семья | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о родственных отношениях, о женских и мужских праздниках. Уточнение и расширение словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание бережного отношения к членам семьи. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр., 54 | ||
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
19. | 24.02 26. 02 | Профессии мужские и женские. | 2 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики, внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.220 | ||
20. | 02. 03 03. 03 05. 03 | День защитников Отечества. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике, истории его возникновения. Формирование представлений о различных родах войск. Уточнение и расширение словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, тонкой, общей моторики, зрительного восприятия и внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание чувств патриотизма, гордости за нашу Армию. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр., 62 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч | |
по плану | факти чески | ||||||||
21. | 10. 03 11. 03 13. 03 | Мамин праздник. Профессии наших мам. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грам. строя речи (согласование числ. с сущ.). Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.407 | ||
22. | 16. 03 17. 03 19. 03 | Народное творчество. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в р. п.). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики, внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование художественно – эстетических чувств, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.688 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
23. | 23. 03 24. 03 26. 03 | Мой город. Моя страна Звук и буква М | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе. Совершенствование навыка чтения. Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков диалогической речи. Повышение речевой активности. Развитие восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви к своей малой Родине. Формирование навыков доброжелательности, ответственности. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.542 | ||
24. | 30. 03 31. 03 02. 04 | Моя земля. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родной земле. Совершенствование навыка чтения. Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи. Развитие восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание чувств патриотизма. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр., 57 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
25. | 06. 04 07. 04 09. 04 | Появ – ление и развитие человека. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о видовой, родовой принадлежности, о последовательности событий в жизни человека. Уточнение и расширение словаря. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание внимательного отношения к друг к другу. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста», стр., 58 | ||
26. | 13. 04 14. 04 16. 04 | Весна. Звук и буква П. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, развитие мышления, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности. Воспитание любви к природе | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.469 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
27. | 27. 04 28. 04 30. 04 | Поко – рители космоса. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики, внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование гордости за наших героев. приносить пользу окружающим. Формирование трудовых навыков, ответственности. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.584 | ||
28. | 05. 05 08. 05 | Наши добрые дела. | 2 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза, тонкой, общей моторики, внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим. | Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.569 |
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
29. | 12. 05 14. 05 | День Победы | 2 | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике. Совершенствование грамматического строя речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза, тонкой, общей моторики, внимания. Коррекционно-воспитательные цели.. Воспитание чувств патриотизма. Формирование уважительного отношения к ветеранам, доброжелательности. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. | Подгруп -повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.448 | ||
30. | 18. 05 19. 05 21. 05 | Дикие животные весной. | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение знаний о диких животных. Расширение словаря по теме. Закрепление в речи обобщающего понятия. Совершенствование грам. строя речи (образование сущ. с суффиксами -ат, -ят). Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, ответственности. Воспитание любви к природе. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп -повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.469 | ||
№ заня тия | Дата | Тема | Кол. часов | Основное содержание деятельности | Вид деятельности Интеграция | Форма работы/ форма НОД | Литература | Примеч. | |
по плану | факти чески | ||||||||
31. | 25. 05 26. 05 28. 05 | Перелет-ные птицы Насекомые | 3 | Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, ответственности. Воспи-тание бережного отношения к природе. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие | Подгруп-повая | Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.483 |
Приложение № 2 Мониторинг речевого развития детей.
- Различение и называние основных цветов и оттенков.
- Восприятие формы.
2. Конструктивно – пространственный праксис.
- Сложить картинку из 3 –4 частей, складывание фигур из палочек по образцу.
- Назвать, что находится вверху, внизу (по сюжетной картинке), что впереди тебя, что сзади, что слева, справа.
3. Развитие лексико – грамматического строя речи.
Дифференциация предложно – падежных конструкций и употребление предлогов в, на, над, под (с использованием картинок).
Умение называть существительные по темам «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и подбирать обобщающее слово.
- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (игра «Большой - маленький»).
- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Согласование числительных с существительными.
- Умение называть детенышей животных.
4. Формирование элементов связной речи.
- Рассказывание по серии сюжетных картинок.
- Пересказ текста из 4 - 6 предложений с опорой на картинку.
5. Развитие фонематических процессов.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками.
- Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении
(покажи на картинке где: коса – коза, миска – мишка, …).
- Выделение ударного гласного звука в начале слова, выделение согласного звука в начале и в конце слова.
При обследовании отмечается:
- Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
- Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Ребенок не выполняет задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"
Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...
Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»
quot; В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и примерной «От рождения до школы»...
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениям речи (старшая группа)
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем ...