Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

программа состалена в соответствии  с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa._programma.docx122.66 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                          Утверждаю:                                                                                                                        

на педагогическом совете                                                Заведующий МАДОУ                                                                Протокол  № 1 от 12.09.20                                              «Детский сад    «Ромашка»

                                                                                              _________ С.Р.Ильина

        «___»___________ 20__г.

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                       

Рабочая образовательная  программа

для детей  с тяжелыми нарушениями речи старшей группы № 3 «Ручеек»

(возраст детей  5 – 6 лет)

( по реализации программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»

(второй год обучения)  под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).

на 2014 – 2015 учебный год

Роденбергер Е. М..

учитель - логопед

г. Советский

Содержание.

Целевой раздел.

Пояснительная записка.………………………………………………………………..3

- Основная цель и  задачи по развитию речи …………………………………………4

- Основные направления работы по развитию речи………………………………….4

Задачи (часть ДОУ)…………………………………………………………………….5

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет

(III уровень речевого развития)………………………………………………………..…6

Отличительные особенности работы с детьми с ОНР……………………………...…..7

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования………………9

 Планируемый результат…………………………………………………………….…..11

Учебно – методический комплект…………………………………………………..…11

Содержательный раздел.

Климатические особенности…………………………………………………………..12

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми

содержания регионального компонента образования……………………………..13

Формы,  приемы организации образовательного процесса по реализации содержания регионального компонента………………………………………………………..…13

Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу с детьми

с тяжелыми нарушениями речи старшей группы………………………………….…13 Тематическое планирование по региональному компоненту……………………….15

Осуществляемая образовательная деятельность……………………………………16

Приложение № 1.  Комплексно-тематическое планирование НОД……………..…20

Приложение № 2     Мониторинг речевого развития детей…………………………37

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию речи  для детей  с тяжелыми нарушениями речи старшей группы № 3 «Ручеек» разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка»,  в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее речевое развитие детей в возрасте 5 – 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Используются парциальные программы:

Образовательная область по ФГОС ДО

Группа/ возраст

Речевое развитие

Старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет

Образовательные программы

основные

дополнительные

1«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Васильевой.

2.  «От рождения до школы» под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет).

2.  Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

Педагогические методики и технологии.

Е. А. Пожиленко  «Волшебный мир звуков и слов»;

Н. В. Соловьева «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи»;

Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика»;

Н. С. Жукова «Уроки логопеда»;

Е. Н. Краузе «Логопедический массаж»;

И. С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи».

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ
  • ФГОС ДО
  • Концепция дошкольного образования (1989)
  • Национальная – образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2012 – 2017 год

Основная цель:

обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи:

• развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

• воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

• формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

• развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его,       отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;

• формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

• развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми с ОВЗ они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Задачи (часть ДОУ):

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 6 лет

(III уровень речевого развития)

      Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца). В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод.      Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Дети испытывают существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах
(«взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом.      Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных  относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»).  Не используют в речи и не могут по образцу образовывать притяжательные прилагательные. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

      Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п.

      Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между  предложениями.
      В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации (
«неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Отличительные особенности работы с детьми с ОНР.

            В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

 В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в речевом развитии, дети с общим недоразвитием речи направляются в логопедические  группы, начиная с четырех – пятилетнего  возраста, что позволяет обеспечить создание оптимальных условий для полноценного речевого развития детей и успешной подготовки их к обучению в школе.

           Коррекционно - педагогический процесс  в  логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи, при наличии нормального слуха,  зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни  детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы.

           Основной формой обучения в дошкольном учреждении является непосредственно – образовательная деятельность.            Формы организации НОД по развитию речи в старшей логопедической группе  – фронтальная, в микро группах (по 2 – 3 ребенка) и индивидуальная. Продолжительность НОД: 20 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологических  требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений  (СанПиН 2.4.1.3049-13),  утверждённых  Главным государственным врачом Российской Федерации.  

            Основой планирования непосредственно – образовательной деятельности  является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет создать условия для стимулирования речевой активности детей, согласуется с задачами всестороннего развития ребенка. Тематическое планирование отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы всеми специалистами детского сада, так как все  специалисты на протяжении недели работают в рамках общей лексической темы.  При изучении  каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания, привлекают к коррекционной работе родителей.  Каждая НОД учебного плана решает как коррекционно-образовательные,  коррекционно-развивающие, так и воспитательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Темы НОД, содержание и организация   могут видоизменяться в зависимости от этапов коррекционной работы. (Приложение №1 «Комплексно-тематическое планирование НОД»)

             Раздел «Обучение грамоте » в старшей логопедической группе не является обязательным. Задачи по этому разделу включаются в общий ход НОД и обязательно закрепляются на индивидуальных занятиях. Общее количество НОД по развитию речи - 90 (по три в неделю).  В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы. Не пройденный по какой – либо причине материал отрабатывается воспитателями в свободное время и логопедом на индивидуальных занятиях.

             Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательной деятельности  воспитателя (кроме развития речи и математики). Работа по исправлению звуков носит индивидуальный и подгрупповой характер.  Микро группы  организуются на этапе автоматизации звука в словах, фразах, на этапе автоматизации звука в текстах. Для подгрупповой деятельности  объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Продолжительность индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения составляет 20 минут, подгрупповой - 25 минут. График составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня  (вечером - 1 раз в неделю).

         В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

         Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год (1, 2 неделя сентября; 2, 3  неделя апреля) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:

- в речевых картах воспитанников группы;

-в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников группы: «Мониторинг речевого развития детей» (Приложение № 2).

-в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.

Целевые ориентиры на этапе

завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым

другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Планируемый результат.

В итоге логопедической работы дети с  III  уровнем   речевого развития должны научиться:

  • употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
  •  узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  •  сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  •  понимать простые грамматические категории;
  •  уметь различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л - р; определять место звука в слове;
  •  воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов

 из сохранных и усвоенных звуков;

  •  правильно употреблять отдельные падежные окончания слов;
  •  общаться, используя распространенные предложения, делиться впечатлениями, доказывать, объяснять.

Учебно – методический комплект.

  • Картинный материал по всем лексическим тема.
  • Дидактические игры по развитию речи (подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов, игры и игровые упражнения  на закрепление грамматических категорий).
  • Игрушки: посуда, животные, мебель,  предметы для рассматривания.
  • Набор муляжей овощей, фруктов.
  • Методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков.
  • Настольный пальчиковый театр,  театр «Би – ба - бо», бумажный театр.
  • «Звуковые линейки» (для определения количества  звуков в слове).
  • Схемы для определения позиции звука в слове.
  • Игры-лото.
  • Индивидуальные зеркала (15шт.).
  • Логопедические зонды. спиртовые шарики.
  • Картинный материал над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках.
  • Шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки.
  • Игры с камешками, палочками.
  • Баночки с горохом, подносы с песком.

Содержательный раздел.

Климатические особенности:

            При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. ХМАО – Югра  – относится к району приравненного к районам Крайнего Севера: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений, длительность светового дня, погодные условия заметно отличаются от центральных районов России. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето, а также короткий световой день.

           Поэтому  в  ход НОД включаются упражнения на укрепление зрительного нерва,  дыхательная гимнастика,  упражнения для развития мелкой и общей моторики, профилактики плоскостопия.        

            Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август),  для которого составляется другой режим дня.

           Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

        Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Советский. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется в ходе НОД, через целевые прогулки, беседы, проекты.

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми содержания регионального компонента образования.

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через решение следующих задач:

- формирование любви к своему поселку,

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (растительном и животном мире региона);

- формирование общих представлений о своеобразии природы  региона;

- воспитание позитивного эмоционально - ценностного и бережного отношения  к природе региона.

Перечень программ

Программы:

  • Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / под общ.ред. Гребенюк Г.Н.- Тюмень. Изд-во ИПОС СОРАН, 2005.

Технологии, методические пособия

  • Гаврилова О.Н.. Перспективное планирование наблюдений на прогулках. Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2005;
  • Гаврилова О.Н. «Наедине с природой» , «Животный мир», «Растительный мир»,  «Времена года» Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000;
  • Орлова Т.К., Л.Г. Демус «Мы дети – природы»,  

Х-Мансийск ГУИПП Полиграфист 2003 г.

Формы,  приемы организации образовательного процесса по реализации содержания регионального компонента

Совместная

деятельность с педагогом

Совместная

деятельность с семьей

- обучение,  беседы, - упражнения,  

- наблюдения,

-детское экспериментирование,

- чтение книг и рассматривание иллюстраций познавательного характера о природе, быте коренных народов региона,

- тематические досуги и праздники,

- просмотр видео, диафильмов,

-продуктивная  литературная деятельность,

-чтение художественной литературы,

- драматизация сказок и рассказов народов региона,

- рассматривание картин национальных художников.

- беседы, консультации

- показ,

-творческие задания по изготовлению альбомов о животном и растительном мире нашего округа,

- совместное изготовление с родителями плоскостных фигурок животных и птиц нашего края,  

- совместные развлечения с включением заданий по региональному компоненту.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу с детьми

с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

Специалист

Возрастная группа

Функции

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Осуществляет координацию  деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы коррекционного блока, анализ эффективности деятельности специалистов, организует и проводит медико- психолого-педагогический консилиум.

Учитель - логопед

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию логопедических приемов  в работе с детьми, проводит педагогическую диагностику, разрабатывая  и уточняя индивидуальные  образовательные маршруты, обеспечивая  индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с детьми по коррекции речи.

Педагог - психолог

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, разработку и оформление рекомендаций другим специалистам  по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проводит тренинговые и психокоррекционные формы работы.

Воспитатели

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Определяют уровень развития разных видов деятельности детей, особенности коммуникативной  деятельности и культуры, трудовых навыков согласно возрасту детей, реализуют рекомендации специалистов: педагогов и медиков.

Музыкальный руководитель

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Реализует задачи художественно – эстетического направления развития ребенка и задачи образовательной области «Музыка», согласно основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования с элементами музыкальной, театрализованной, креативной терапии с учетом рекомендаций, специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача – ортопеда, предоставляет для психологического анализа продукты детского творчества, как проектного материала.

Инструктор по физической культуре

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Реализует используемые программы с целью  коррекции двигательных нарушений, ориентировке в пространстве, подбирает индивидуальные упражнения для НОД с детьми, имеющими замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижении ловкости и скорости выполнения движений, заболевание, выполняет рекомендации специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-ортопеда, врача – педиатра.

Старшая медицинская сестра

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет).

Организует медицинскую диагностику, объединяет в одну индивидуальную программу медицинского сопровождения  полученных в процессе диагностики данных и рекомендаций других врачей (кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда и др.), организует и контролирует антропометрию, составляет и  уточняет схемы профилактических и оздоровительных фитотерапевтических и физиотерапевтических мероприятий,  с динамическим контролем, контролирует организацию питания детей, разрабатывает рекомендации другим специалистам.

Тематическое планирование по региональному компоненту

Временной период

Раздел

Развернутое содержание работы (цель)

Мероприятия

13. 10

14. 10

16. 10

Деревья нашего леса.

Обучение различению деревьев по характерным особенностям.  

Воспитание бережного отношения к природе.

НОД

17. 11

18. 11

20. 11

Мой дом.

Формирование представлений о последоватедьности событий в жизни человека,  о происхождении праздников. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание  гордости за свою страну.

НОД

22. 12 -

30. 12

25. 05 –

28. 05

Птицы нашего края.

Формирование представлений о зимующих птицах нашего края, их образе жизни и повадках. Воспитание доброжелательного отношения к птицам, желание оберегать их, заботиться о них.

НОД

02. 02 –

05. 02

18. 05

19. 05

21. 05

Дикие животные наших лесов.

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности.

НОД

23. 03

24. 03

26. 03

Мой город

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе.  Воспитание любви к своей малой Родине.

НОД

30. 03

31. 03

02. 04

Моя земля

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родной земле.  Воспитание чувств патриотизма. Формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности.

НОД


Осуществляемая образовательная деятельность.

Разделы (задачи, блоки)

В ходе режимных моментов

В организованной детской деятельности

В самостоятельной детской деятельности

При взаимодействии с семьями

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира
-поощрение попыток делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации
-формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи

Поддержание социального контакта
(фактическая беседа, эвристическая беседа).
-Образцы коммуникативных
 кодов взрослого.
-Коммуникативные тренинги.
- Гимнастики
 (мимическая, логоритмическая).
-Игры со словом

-Имитативные упражнения, пластические этюды.
- Сценарии активизирующего общения.
Чтение,  рассматривание иллюстраций
(беседа.)
- Коммуникативные тренинги.
- Совместная продуктивная деятельность.
Проектная  деятельность
-Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

-Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей
-Сюжетно-ролевая игра. 
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные) 
- Совместная 
продуктивная деятельность детей

-Пример  коммуникативных кодов взрослого. 
-Чтение, рассматривание иллюстраций
-  Беседы
- Игры-драматизации
- Досуги, праздники
- Экскурсии
-Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

-Формирование лексической стороны речи
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать  образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Речевые дидактические игры.
-Чтение, разучивание
- Беседа
- Досуги

 

-Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
- Игры-драматизации
- Экспериментирование со словом
-Познавательно-исследовательская деятельность
-Продуктивная деятельность 
-Игры-занятия

-Игра-драматизация
- Совместная 
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

- Объяснение, повторение, исправление
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа

Звуковая культура речи

-Формирование произносительной стороны речи
-развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
-учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
-упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
-учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.

-Артикуляционная гимнастика
-Речевые дидактические игры.
-Тренинги (действия

 по речевому образцу взрослого).
- Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший.

-Речевые упражнения, задания.
- Дидактические игры.
- Имитационные 
упражнения.
- Сценарии активизирующего общения.
- Досуг

-Игра- импровизация по мотивам

сказок.
- Игра-драматизация
- Театрализованная деятельность

-Дидактические игры
-Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов
- Игра-драматизация
- Консультации у логопедов

Грамматический строй речи

Формирование грамматической стороны речи
-содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
-формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
-совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений

Дидактические игры
-Речевые тренинги (упражнения)
-Беседа
-Разучивание стихов

-Сценарии активизирующего общения.
-.Игры-занятия
-Досуг
-Дидактические игры
- Речевые задания и упражнения

-Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованная деятельность

Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа
- Экскурсии
-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д.

Связная речь

Формирование связной речи (монологические формы)
-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе ,
-учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.

- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры

-Творческие задания
-Дидактические игры
- Экскурсии
- Проектная деятельность
- Досуги и праздники
Экспериментирование
-Познавательно-исследовательская деятельность
-Игры-занятия
-Театрализованная деятельность
-Словотворчество

Игры-импровизации по мотивам сказок 
- Проектная деятельность
-Словотворчество

Открытый показ занятий по обучению рассказыванию.
- Информационная поддержка родителей
-Экскурссии с детьми 
- Участие в проектной деятельности

Подготовка к обучению грамоте

Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе выделения звука в нем.
Ввести понятие «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р»

Занятие 
Дидактические игры
Словесные игры
Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Проектная деятельность (звуковая модель слова)
Проблемно – поисковые ситуации

Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Дидактическая игра
Словесные игры

Дидактическая игра

Беседа
Консультации 
Семинары
Семинары – практикумы
Анкетирование
Информационные листы Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ
Консультативные встречи
Просмотр видео
День открытых дверей
Проектная деятельность

Приложение № 1.                            Комплексно-тематическое планирование НОД

Образовательная область: речевое развитие

для детей старшей группы (5 - 6 лет) с общим недоразвитием речи.

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

1.

Я мальчик. Я девочка. (Тело человека).

3

          Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о видовой, родовой и  половой принадлежности.  Уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание  внимательного  отношения к друг к другу.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

 Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр. 56

2.

29. 09

30. 09

02. 10

Осень. Осенние приметы.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.11.

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

3.

06. 10

07. 10

09. 10

Транспорт Правила ДД.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о транспорте. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением. Совершенствование грам. строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой, общей и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр. 340

4.

13. 10

14. 10

16. 10

Деревья нашего леса

3

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям.  Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных м. р. с прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

 Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.30.

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

5.

20. 10

21. 10

23. 10

Огород. Овощи.

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных при-знаках. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. ч. сущ - ых).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.36

6.

27. 10

28. 10

30. 10

Сад. Фрукты.

3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений  о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи

 (образование мн. ч. существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.62

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

9.

24. 11

25. 11

27. 11

Одежда. Обувь.

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях; закрепление в речи существительного с обобщающим значением. Совершенствование грам. строя речи (образование имен существительных во множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха,

диалогической речи, артикуляционной, и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.114, 139

10.

01. 12

02. 12

04. 12

Мебель

3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме, конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях. Совершенствование грам. строя речи (образование имен существ. во мн.), слоговой структуры слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие физиологического дыхания, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.320

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

7.

06. 11

10. 11

11. 11

13. 11

Лес. Ягоды. Грибы.

4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование мн. ч. существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, общей, гонкой  моторики, силы голоса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.87.

8.

17. 11

18. 11

20. 11

Мой дом. День народного единства.

3

 Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о последоватедьности событий в жизни человека,  о происхождении праздников.  Уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание  гордости за свою страну.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

  Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр. 63.

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

11.

08. 12

09. 12

11. 12

Посуда

3

  Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде. Совершенствоваание грамматического строя речи (образование имен сущ. во мн. числе в и. падеже, ед. и мн. числа), слоговой структуры слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.188

12.

15. 12

16. 12

18. 12

Зима. Зимние приметы.

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы. Совершенствование грам. строя речи (согласование прил. с сущ--ми в форме ед. числа и. падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, дыхания, фонематического восприятия, кон-структивного праксиса, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование  ответственности. Воспитание эстетических чувств в общении с природой.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.215

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

13.

22. 12

23. 12

25. 12

29. 12

30. 12

Зимующие птицы

5

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Совер-шенствование грам. строя речи (образова-ние и использование существительных в ед. ч. р. п.), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, арти-куляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.220

14.

12. 01

13. 01

15. 01

Новогод –

ний праздник

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах), элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающие цели. Развитие  фонематического слуха, речевого дыхания, связной речи, зрительного внимания,  тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование эстетических чувств. Воспитание доброжелательности.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.295

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

15.

19. 01

20. 01

22. 01

Домашние птицы

3

 Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни домашних птиц.  Совершенствование грамматического строя  (образование и употребление существи - тельных с суффиксами -онок, -енок,  -ят).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, любви и бережного отношения к живой природе.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.225

16.

26. 01

27. 01

29. 01

Домашние животные

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о домашних животных, о  их жизни Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование    доброжелательности, ответственности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.244

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

17.

02. 02

03. 02

05. 02

Дикие животные

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование грамматического строя речи (употребление сущ. в  р.п.).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  фонематических представлений, речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.  Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.270

18.

09. 02

10. 02

12. 02

Моя семья

3

 Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о родственных отношениях, о женских и мужских праздниках. Уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание  бережного   отношения к членам семьи.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр., 54

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности 

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

19.

24.02

26. 02

Профессии мужские и женские.

2

  Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики,  внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.220

20.

02. 03

03. 03

05. 03

День защитников Отечества.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике, истории его возникновения. Формирование представлений о различных родах войск. Уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели.  Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, тонкой, общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание чувств патриотизма,   гордости за нашу Армию.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр., 62

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч

по плану

факти

чески

21.

10. 03

11. 03

13. 03

Мамин праздник. Профессии наших мам.

3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грам. строя речи

(согласование числ. с сущ.).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.407

22.

16. 03

17. 03

19. 03

Народное творчество.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о  и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в р. п.).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики,  внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование художественно – эстетических чувств,  желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.688

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

23.

23. 03

24. 03

26. 03

Мой город. Моя страна  Звук и буква М

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе.  Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  навыков диалогической речи. Повышение  речевой активности. Развитие восприятия и внимания, пространственного мышления,  моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви к своей малой Родине. Формирование навыков   доброжелательности,  ответственности.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.542

24.

30. 03

31. 03 02. 04

Моя земля.

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родной земле.  Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.  Развитие восприятия и внимания, пространственного мышления,  моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание чувств патриотизма. Формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности.

Познавательное развитие,  физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр., 57

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

25.

06. 04

07. 04

09. 04

Появ –

ление и развитие человека.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о видовой, родовой  принадлежности,  о последовательности событий в жизни человека. Уточнение и расширение словаря.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на достойное поведение. Воспитание  внимательного  отношения к друг к другу.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Коломейченко Л. В. Программа «Социального развития детей дошкольного возраста»,

стр., 58

26.

13. 04

14. 04

16. 04

Весна. Звук и буква П.

3

Коррекционно-образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, развитие мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности. Воспитание любви  к природе

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.469

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

27.

27. 04

28. 04

30. 04

Поко –

рители космоса.

3

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  фонематических представлений, диалогической речи, тонкой, общей моторики,  внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование гордости за наших героев. приносить пользу окружающим. Формирование трудовых навыков, ответственности.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.584

28.

05. 05

08. 05

Наши добрые дела.

2

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  звуко – буквенного анализа и синтеза, тонкой, общей моторики,  внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим.

Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.569

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

29.

12. 05

14. 05

 День Победы

2

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о празднике. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие Развитие  звуко – буквенного анализа и синтеза, тонкой, общей моторики,  внимания.

 Коррекционно-воспитательные цели.. Воспитание чувств патриотизма. Формирование уважительного отношения к ветеранам, доброжелательности.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Подгруп -повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.448

30.

18. 05

19. 05

21. 05

Дикие животные весной.

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение знаний о диких животных. Расширение словаря по теме. Закрепление в речи обобщающего понятия. Совершенствование грам. строя речи (образование сущ. с суффиксами -ат, -ят).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти,  тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, ответственности. Воспитание любви к природе.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп -повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.469

№ заня

тия

Дата

Тема

Кол.

часов

Основное содержание деятельности

Вид деятельности

Интеграция

Форма работы/ форма НОД

Литература

Примеч.

по плану

факти

чески

31.

25. 05

26. 05

28. 05

Перелет-ные птицы Насекомые

3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,  ответственности. Воспи-тание бережного отношения к природе.

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие

Подгруп-повая

Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических  занятий  в старшей группе детского сада для детей с ОНР, стр.483

Приложение № 2                            Мониторинг речевого развития детей.

  • Различение и называние основных цветов и оттенков.
  • Восприятие формы.

2. Конструктивно – пространственный праксис.

  • Сложить картинку из 3 –4 частей, складывание фигур из палочек по образцу.
  • Назвать, что находится вверху, внизу (по сюжетной картинке), что впереди тебя, что сзади, что слева, справа.

3. Развитие лексико – грамматического строя речи.

Дифференциация предложно – падежных конструкций и употребление предлогов в, на, над, под (с использованием картинок).

Умение называть существительные по темам  «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и подбирать обобщающее слово.

  • Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом (игра «Большой - маленький»).
  • Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Умение называть детенышей животных.

4. Формирование элементов связной речи.

  • Рассказывание по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ текста из 4 - 6 предложений с опорой на картинку.

5. Развитие фонематических процессов.

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками.
  • Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

(покажи на картинке где: коса – коза, миска – мишка, …).

  • Выделение ударного гласного звука в начале слова, выделение согласного звука в начале и в конце слова.

При обследовании отмечается:

  • Ребёнок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
  • Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Ребенок не выполняет задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»

quot; В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).

Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и примерной «От рождения до школы»...

Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениям речи (старшая группа)

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.  Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем ...