Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2026-2027г. Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»
учебно-методический материал

В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2026-2027.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития  профессиональной компетенции

на 2026-2027г.

Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям  в работе с детьми»

Воспитатель

 Варенова Е.В.

Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»

Актуальность данной темы связана с тем, что к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

Проблема:

  1. Дети не могут построить полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
  2. Дети не могут использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
  3. Дети имеют некоторые трудности в овладении навыками связной монологической речи.

Цели: 

Оганизовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.

Задачи:

  1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
  2. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3. Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.
  4. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
  5. Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
  6. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

План самообразования

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика:

«Давай познакомимся»

Накопление теоретических и практических знаний: консультирование с педагогами

/воспитателями с целью изучения и приобретения опыта.  

Теоретическое и практическое исследование

сказкотерапии:

Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор  

публикаций в журналах и  Интернет-ресурса.

Организация работы кружка «Лечебная сказка».

 

Познакомить родителей с задачей на учебный год;

«Сказкотерапия, как средство приобщения к  общечеловеческим

ценностям в работе с детьми в ДОУ».

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия по сказкотерапии,

беседы, конкурсы, инсценировки

сказок, просмотр поучительных

мультфильмов в соответствии с

планом работы

«Волшебная сказка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия по сказкотерапии, беседы, конкурсы,

Провести анкетирование родителей воспитанников

«Сказка в воспитании ребенка». Консультирование  родителей по теме «Сказкотерапия»

Ноябрь

Подготовка памяток в помощь родителям «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о роли

нравственного воспитания ребёнка с помощью сказки.

Проведение консультаций и бесед для родителей.

Декабрь

Январь

Обмен опытом на педсовете по итогам участия в МО:

«Рождественский проект – по духовнонравственному

воспитанию детей с использованием

театрализованной

деятельности»

Участие в районном методическом

объединении: «Светлый дух рождества»

 

 

Разработка рекомендаций для родителей по

принципам работы со сказками

Февраль

инсценировки

сказок, просмотр поучительных

мультфильмов в соответствии с

планом работы кружка

«Волшебная сказка».

Провести ознакомительную и

мотивационную работу среди

педагогов на тему:

«Лечебная сила сказки».

 

 

Март

Подготовить и провести мастер-

класс для педагогов МАДОУ по теме:

«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста».

Участие в районном методическом

объединении: «Сказкотерапия в работе с детьми»

Подготовка видеоклипа

« Поможем сказкой» для родителей воспитанников.

Апрель

Реализация новых методик в работе, с

целью практического

применения  опыта по самообразованию  с

использованием метода

«Сказкотерапии» в вопросах воспитания общечеловеческих и

духовно-нравственных  ценностей дошкольников.

Подготовка презентации «Работа со сказкой» для отчетного

родительского собрания.

Май

Диагностика воспитанников в конце учебного года.

Разработка наглядно-раздаточных материалов и методических пособий по теме « Сказкотерапия и игротерапия»

с целью обмена опытом с воспитателями МАДОУ.

Выступление на родительском собрании «Путь к волшебству» с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Показ фото- и видеоматериалов, по итогам учебного года.

 

Литература:

 

  1. Антикапризин. Сказки для исцеления от капризов, авторы: Гурина И.В., Холкина Т.А., Андрианов М.А., 2008г
  2. Вачков Игорь Сказкотерапия: теория и практика, Введение в сказкотерапию, 2011г.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006г
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, 2012 г.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии), 1998г
  6. Зинкевич-Евстигнеева         Т.Д.,         Формы         и         методы         работы         со сказками..2011г
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Основы сказкотерапии.2010 г.  
  8. Капшун О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, 2011г  
  9. Маниченко         И.В.,         50         исцеляющих         сказок         от         33         капризов.

Терапевтические сказки, 2011г  

  1. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...

презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

Использование сказкотерапии, как одного из эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие Колобка" с использованием элементов сказкотерапии....

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Осно...

План по самообразованию педагога «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми в ДОУ»

laquo;Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми в ДОУ»...