Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2026-2027г. Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»
учебно-методический материал
В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2026-2027.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции
на 2026-2027г.
Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»
Воспитатель
Варенова Е.В.
Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»
Актуальность данной темы связана с тем, что к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.
В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Проблема:
- Дети не могут построить полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
- Дети не могут использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
- Дети имеют некоторые трудности в овладении навыками связной монологической речи.
Цели:
Оганизовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.
Задачи:
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
- Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.
- Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
- Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
План самообразования
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика: «Давай познакомимся» | Накопление теоретических и практических знаний: консультирование с педагогами /воспитателями с целью изучения и приобретения опыта. | Теоретическое и практическое исследование сказкотерапии: Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса. Организация работы кружка «Лечебная сказка».
| Познакомить родителей с задачей на учебный год; «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми в ДОУ». |
Октябрь |
Занятия по сказкотерапии, беседы, конкурсы, инсценировки сказок, просмотр поучительных мультфильмов в соответствии с планом работы «Волшебная сказка».
Занятия по сказкотерапии, беседы, конкурсы, | Провести анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка». Консультирование родителей по теме «Сказкотерапия» | ||
Ноябрь | Подготовка памяток в помощь родителям «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о роли нравственного воспитания ребёнка с помощью сказки. Проведение консультаций и бесед для родителей. | |||
Декабрь | ||||
Январь | Обмен опытом на педсовете по итогам участия в МО: «Рождественский проект – по духовнонравственному воспитанию детей с использованием театрализованной деятельности» | Участие в районном методическом объединении: «Светлый дух рождества» |
Разработка рекомендаций для родителей по принципам работы со сказками | |
Февраль | инсценировки сказок, просмотр поучительных мультфильмов в соответствии с планом работы кружка «Волшебная сказка». | Провести ознакомительную и мотивационную работу среди педагогов на тему: «Лечебная сила сказки». |
| |
Март | Подготовить и провести мастер- класс для педагогов МАДОУ по теме: «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста». | Участие в районном методическом объединении: «Сказкотерапия в работе с детьми» | Подготовка видеоклипа « Поможем сказкой» для родителей воспитанников. | |
Апрель | Реализация новых методик в работе, с целью практического применения опыта по самообразованию с использованием метода «Сказкотерапии» в вопросах воспитания общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей дошкольников. | Подготовка презентации «Работа со сказкой» для отчетного родительского собрания. | ||
Май | Диагностика воспитанников в конце учебного года. | Разработка наглядно-раздаточных материалов и методических пособий по теме « Сказкотерапия и игротерапия» с целью обмена опытом с воспитателями МАДОУ. | Выступление на родительском собрании «Путь к волшебству» с отчётом о проделанной работе за учебный год. Показ фото- и видеоматериалов, по итогам учебного года. |
Литература:
- Антикапризин. Сказки для исцеления от капризов, авторы: Гурина И.В., Холкина Т.А., Андрианов М.А., 2008г
- Вачков Игорь Сказкотерапия: теория и практика, Введение в сказкотерапию, 2011г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006г
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, 2012 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии), 1998г
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками..2011г
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Основы сказкотерапии.2010 г.
- Капшун О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, 2011г
- Маниченко И.В., 50 исцеляющих сказок от 33 капризов.
Терапевтические сказки, 2011г
- Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...
презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...
Использование сказкотерапии, как одного из эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ
Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие Колобка" с использованием элементов сказкотерапии....
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Осно...
План по самообразованию педагога «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми в ДОУ»
laquo;Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми в ДОУ»...