Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)
Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность.
Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель:Ижутова Н.А.
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
(Валентин Берестов)
Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность.
Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.
Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:
Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.
В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.
Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. «Сказка – лож, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.
В нашей работе с помощью сказкотерапии преследуются следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности, принятия ответственности за свой выбор и действия «мы несем ответственность за свои действия и за то, что происходит с нами», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.
И так,что же такое сказкотерапия?
Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др.
Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.
Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода психокоррекции.
I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.
Формула для составления вопросов следующая:
1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а нам позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.
III. Рассказывание сказки.
Используя этот метод мы решаем следующие задачи:
выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого.
Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.
Приемы используемые при рассказывании сказок различны:
1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей
2) рассказчик педагог – одному ребенку
3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу
4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей
6) рассказывание сказки от 1 лица детьми
7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.
При приеме «рассказчик педагог – одному ребенку» персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии используются куклы – рукавички (Мишка – сказочник, собачка). Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого человека, а от любимого «друга». Дети разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.
IV. Сочинение сказки.
Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:
- Выбор главного героя
- Создание места, в котором приятно находиться герою
- Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть)
- Описание любимых и не любимых занятий главного героя
- Рассказ о главной мечте (желании) героя
- Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)
- Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)
При проведении данной работы используются карточки разработанные Ириной Васильевой из серии Волшебный сундучок «Сказочные герои», «Волшебные существа», а так же карточки Марии Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка». Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, что способствует преодолению психологических барьеров.
Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
Другой подход, используемый в сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии - помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. В данном случае создаётся особая атмосфера эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило не драться).
План проведения занятий может быть произвольным. Однако, для работы нужно опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1. Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. | Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик илисовершается иное «сплачивающее» действие. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. | Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
4. Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. | Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др. |
5. Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня. |
6. Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. |
7. Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. |
Сказка эффективна при работе с детьми потому что:
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Так же привлекательность сказок для развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
Неопределенность места действия главного героя.
Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
Победа Добра. Психологическая защищенность.
Наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/15/picture-44631-1726375817.jpg)
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-485934-1412586344.jpg)
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-241728-1365922881.jpg)
презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752606-1455011937.jpg)
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-872182-1484337083.jpg)
«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».
Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-466325-1586108638.jpg)
Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....
Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...