Финансовые секреты: экономическое воспитание детей в условиях ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Анопова А.С., воспитатель
МБДОУ № 28, г.Канск
Финансовые секреты: экономическое воспитание детей в условиях ДОУ
Дети должны узнавать суть вещей для жизни,
«постепенно открывать глаза на маленькие вещи,
чтобы не оставались слепыми для больших».
Ян Амос Коменский.
После пяти лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется ещё в своих действиях на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только своё, но и чужое мнение.
Поэтому основной задачей воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности является необходимость применения различных форм и способов для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Опыт моей работы в данном направлении начинался с самообразования: просмотр вебинаров, поиск различных статей, конспектов занятий и проектов с детьми по формированию основ финансовой грамотности, книг, комиксов и методических разработок.
Следующим этапом в работе стало приобщение родителей к совместному планированию этапов формирования основ финансовой грамотности у детей. На родительском собрании выступила с докладом «Изучение основ финансовой грамотности в ДОУ», в котором осветила вопрос о том, что в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать предпосылки будущего финансово-грамотного человека. В приемной ДОУ были оформлены стенды: «Труд в жизни ребенка», «Финансовая грамотность детей», «Дети и деньги».
В рамках реализации данного направления был разработан тематический план, который состоит из блочной системы: Первый блок – труд; Второй блок – деньги; Третий блок – реклама; Четвертый блок – привычки.
В первом блоке рекомендуется обращать внимание на мотивы, побуждающие ребёнка к труду, его отношение к результату труда, заинтересованность в качественном выполнении порученной работы и своих обязанностей. Важно донести до ребёнка, что высокую цену заслуживает только качественно выполненная работа, её оценивают дороже, чем работу, выполненную неряшливо. Чтобы реализовать данный блок использую игры и развлечения: «Хорошо-плохо», «Верно-неверно», провожу беседы о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.), об отрицательном отношении к лени.
Для реализации второго блока в рамках взаимодействия совершили экскурсию в Канский краеведческий музей, где ребята познакомились с историей возникновения первых денег. Была подобрана серия занимательных мультфильмов «Азбука денег Тетушки Совы», «Фиксики. Деньги. Копилка», презентаций и видеороликов («Откуда берутся деньги», «Деньги зарабатывают», «Деньги нельзя клянчить, красть, выпрашивать», «Деньги просто так не даются», «Зачем людям нужны деньги») через просмотр, которых удалось закрепить представления детей о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), что они бывают разного достоинства, разной ценности. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Деньги дальнего зарубежья (доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.). Деньги ближнего зарубежья — тенге (Казахстан), гривна (Украина), лари (Грузия), манаты (Азербайджан) и др.
В свободной игровой деятельности совместно с детьми изготовили деньги нашей группы и альбом «Деньги», в котором представлены купюры от царских времен до современности. Чтобы закрепить с детьми понятие «ценность денег» провели игры и развлечения: «Ярмарка», «Супермаркет», «Деньги получили – ерунды накупили».
Знакомство детей с процессом создания рекламы началось с экскурсии в «Рекламное агентство», где работает один из родителей. С его помощью дошкольникам удалось узнать, кто такой рекламодатель, рекламный агент; для чего нужна реклама и как ее сделать самому.
Что бы закрепить полученные знания на практике провели конкурс на лучшую кормушку, где ребята совместно с родителями создавали собственную рекламу (в форме рисунков, частушек и др.) к изготовленной поделке.
В четвертом блоке мы рассматривали привычки, которые у дошкольников необходимо формировать как дома, так и в детском саду: бережно пользоваться игрушками, книгами, соблюдать чистоту и порядок, а также показывать детям образец достойного поведения в быту - экономное отношение к воде и свету.
Тесное взаимодействие с родителя по работе в данном направлении позволило обогатить предметно-пространственную среду группы. Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Супермаркет», «Сбербанк», «Рекламный агент», кассовый аппарат, банкомат в полный его рост.
Таким образом, создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они становятся бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач.
Список литературы:
1. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7
2. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005
3. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009
4. Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru официальный сайт Банка России
вашифинансы.рф –сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
В реферате обосновывается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....
"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...
«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...
«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...
Рекомендации "Финансово-экономическое воспитание детей в семье"
Рекомендации родителям...
Парциальная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников» детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы – 2019/2020 учебный год
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купл...
Использование сказок в финансово-экономическом воспитании детей 6-7 лет.
Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины....