План работы по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)

Фёдорова Юлия Васильевна

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 322 «Морозко»

 

 

 

План работы по самообразованию

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Фёдорова Юлия Васильевна    

 

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цели:

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

 

Перспективный план работы

по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

            

   Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

 

Сентябрь.

 

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: 

«Как подружить ребенка с книгой».

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Октябрь.

 

Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстогорассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

 

Ноябрь.

 

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра

«Угадай сказку».

 

Консультация для родителей

 «Особенности чтения сказок о животных».

 

Декабрь.

 

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

 

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

 

-Консультация для родителей

«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему«Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

 

Февраль.

 

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

 

- Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

 

Март.

 

 

 

 

 

 

 

Апрель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изучение темы

«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

 

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки "Заяц-портной".

-Консультация для родителей:

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

 

 

 

 

 

 

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

 

Май.

 

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

 

Выставка работ детей и родителей: 

«Наши любимые сказки».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...