План работы по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)
"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 322 «Морозко»
План работы по самообразованию
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель: Фёдорова Юлия Васильевна
План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
- В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
- Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цели:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
- Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Месяц | Совместная деятельность с детьми. | Взаимодействие с родителями.
|
Сентябрь.
| Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту. |
Октябрь.
| Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого; рассматривание иллюстрации. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. | Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
|
Ноябрь.
| Создание картотеки сказок для работы с детьми. 2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого), -Дидактическая игра: «Угадай сказку».
| Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
|
Декабрь.
| Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
| В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр». |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит» -Прослушивание аудиозаписи сказки.
| -Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». -Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
|
Февраль.
| Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья.
| - Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
|
Март.
Апрель.
| 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. 2. Театрализация сказки "Заяц-портной". | -Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
|
Май.
| Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
| Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...