«Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС».
статья

Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на тему : «Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС».

       Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

        Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников

- Музыкальные занятия

- Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ и разнообразии форм;

- Праздники и развлечения;

- Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

 Основная форма организации  образовательной музыкальной деятельности  - музыкальные занятия:

По количеству участвующих: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединённые (с детьми нескольких возрастных групп)

По содержанию: типовое (традиционное), доминантное, тематическое,

комплексное, интегрированное.

     Совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ

      Вариативные формы музыкальной деятельности в ДОУ:

1-3 года (ведущая деятельность – предметно-манипулятивная):

игровое экспериментирование со звуками на предметной основе, звукоподражание, музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры, музыкальные сказки, песенки-загадки и т.п.

3-5 лет (игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра): песенки-игры, музыкальные игры-фантазирования, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, концерты-загадки, беседы;

5-7 лет (сложные интегративные виды деятельности переход к учебной деятельности):

проблемные и ситуационные задачи,

музыкально-дидактическая игра,

компьютерные музыкальные игры,

исследовательская (опытная) деятельность,

проектная деятельность,

театрализованная деятельность,

хороводная игра,

музыкальные игры-импровизации,

музыкальные конкурсы,

фестивали,

концерты,

музыкальные экскурсии и прогулки,

музыкальный музей,

интегративная деятельность (художественная полидеятельность),

 клуб музыкальных интересов,

коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений),

самостоятельная музыкальная деятельность детей.

      Разные виды музыкальной деятельности  интегрируем  с другими образовательными областями, воспитатели в своей творческой лаборатории имеют аудиовизуальные пособия и используют их на разных занятиях.

        По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к различным явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. Типичными задачами праздника становятся: приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству; воспитание уважительного отношения к истории, достижениям нашей страны, социальной роли, профессии, конкретному человеку. Основная проблема при организации праздников – соблюсти баланс между демонстрацией учреждением качества и результативности образовательной работы и презентацией ребенком личных достижений.

       Включаю в праздники задания  импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. При организации развлечения дети выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают разнообразные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, определяют место действия, способы участия в празднике приглашенных гостей.

 Изменение форм совместной деятельности влечёт за собой изменение характера педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников.

 Позиции, характеризующие взаимодействие педагога и ребенка в ходе образовательного процесса (Якобсон С.Г.):

    Позиция «учитель-ученик» (учить вне зависимости от желаний и предпочтений последнего) Эта позиция неэффективна с точки зрения психологии дошкольников.

     Позиция разнокомпетентного партнерства (заинтересовать, поделиться своим опытом, опора на предпочтения дошкольников; в роли компетентного участника выступает сам ребенок – «перевернутая позиция», который сам демонстрирует свой опыт, учит воспитателя что-либо делать, делиться знанием)

     Позиция равнокомпетентного партнерства (обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию; модель реализации принципа – 1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей; виды деятельности – игра, продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика»; дети в процессе занятий могут разделиться на «кружки по интересам», учатся планировать и отслеживать результат своей деятельности, свободен в выборе средств и способов решения)

    Позиция учебно-игрового партнерства (широко используется в       практике современных детских садов; на занятии появляется игровой персонаж, попавший в затруднительное положение, дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы, уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации)

        В трёх позициях ребенок активен, эмоционален, увлечен, а значит, созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры дошкольника, его компетентности и становления как субъекта музыкальной деятельности.

  Организация  самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительной помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив самовыражения, самореализации через музыкальное искусство.

        Условия появления самостоятельной музыкальной деятельности: накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства.

     Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной      деятельностиучет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие взрослого; продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её доступность детям.

Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации, творчеству.

         Формы, методы, приемы организации  самостоятельной музыкальной деятельности для поддержки детской инициативы

игровые проблемные и поисковые ситуации;

беседы и рассказы о музыке,

музыкальная викторина,

досуг «Угадай мелодию»,

музыкальные игры,

музыкальное рисование,

музыкальное цветомоделирование,

 игры-инсценировки, игры-образы;

проектная деятельность,

музыкальные конкурсы,

«Сочиняем музыку к мультфильму (сказке, истории), вокально-речевые игры,

игры-импровизации,

музыкальные прогулки,

музей танца,

клуб по интересам,

музыкально-дидактические игры,

музыкальные сказки и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"

27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...

Преодоление затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС.

Статья посвящена преодолению затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС, с помощью одного из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – по...

Содержание взаимодействия ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Он...