«Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС».
статья
Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_deyatelnosti_muzykalnogo_rukovoditelya_dou_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx | 21.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на тему : «Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС».
Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.
Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников
- Музыкальные занятия
- Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ и разнообразии форм;
- Праздники и развлечения;
- Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Основная форма организации образовательной музыкальной деятельности - музыкальные занятия:
По количеству участвующих: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединённые (с детьми нескольких возрастных групп)
По содержанию: типовое (традиционное), доминантное, тематическое,
комплексное, интегрированное.
Совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ
Вариативные формы музыкальной деятельности в ДОУ:
1-3 года (ведущая деятельность – предметно-манипулятивная):
игровое экспериментирование со звуками на предметной основе, звукоподражание, музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры, музыкальные сказки, песенки-загадки и т.п.
3-5 лет (игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра): песенки-игры, музыкальные игры-фантазирования, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, концерты-загадки, беседы;
5-7 лет (сложные интегративные виды деятельности переход к учебной деятельности):
проблемные и ситуационные задачи,
музыкально-дидактическая игра,
компьютерные музыкальные игры,
исследовательская (опытная) деятельность,
проектная деятельность,
театрализованная деятельность,
хороводная игра,
музыкальные игры-импровизации,
музыкальные конкурсы,
фестивали,
концерты,
музыкальные экскурсии и прогулки,
музыкальный музей,
интегративная деятельность (художественная полидеятельность),
клуб музыкальных интересов,
коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений),
самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Разные виды музыкальной деятельности интегрируем с другими образовательными областями, воспитатели в своей творческой лаборатории имеют аудиовизуальные пособия и используют их на разных занятиях.
По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к различным явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. Типичными задачами праздника становятся: приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству; воспитание уважительного отношения к истории, достижениям нашей страны, социальной роли, профессии, конкретному человеку. Основная проблема при организации праздников – соблюсти баланс между демонстрацией учреждением качества и результативности образовательной работы и презентацией ребенком личных достижений.
Включаю в праздники задания импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. При организации развлечения дети выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают разнообразные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, определяют место действия, способы участия в празднике приглашенных гостей.
Изменение форм совместной деятельности влечёт за собой изменение характера педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников.
Позиции, характеризующие взаимодействие педагога и ребенка в ходе образовательного процесса (Якобсон С.Г.):
Позиция «учитель-ученик» (учить вне зависимости от желаний и предпочтений последнего) Эта позиция неэффективна с точки зрения психологии дошкольников.
Позиция разнокомпетентного партнерства (заинтересовать, поделиться своим опытом, опора на предпочтения дошкольников; в роли компетентного участника выступает сам ребенок – «перевернутая позиция», который сам демонстрирует свой опыт, учит воспитателя что-либо делать, делиться знанием)
Позиция равнокомпетентного партнерства (обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию; модель реализации принципа – 1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей; виды деятельности – игра, продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика»; дети в процессе занятий могут разделиться на «кружки по интересам», учатся планировать и отслеживать результат своей деятельности, свободен в выборе средств и способов решения)
Позиция учебно-игрового партнерства (широко используется в практике современных детских садов; на занятии появляется игровой персонаж, попавший в затруднительное положение, дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы, уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации)
В трёх позициях ребенок активен, эмоционален, увлечен, а значит, созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры дошкольника, его компетентности и становления как субъекта музыкальной деятельности.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительной помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив самовыражения, самореализации через музыкальное искусство.
Условия появления самостоятельной музыкальной деятельности: накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства.
Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности: учет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие взрослого; продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её доступность детям.
Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации, творчеству.
Формы, методы, приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности для поддержки детской инициативы
игровые проблемные и поисковые ситуации;
беседы и рассказы о музыке,
музыкальная викторина,
досуг «Угадай мелодию»,
музыкальные игры,
музыкальное рисование,
музыкальное цветомоделирование,
игры-инсценировки, игры-образы;
проектная деятельность,
музыкальные конкурсы,
«Сочиняем музыку к мультфильму (сказке, истории), вокально-речевые игры,
игры-импровизации,
музыкальные прогулки,
музей танца,
клуб по интересам,
музыкально-дидактические игры,
музыкальные сказки и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Опыт работы...
"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"
27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...
Преодоление затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС.
Статья посвящена преодолению затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях введения ФГОС, с помощью одного из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – по...
Содержание взаимодействия ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Он...
«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. ...