Клубный час
методическая разработка
Педагогическая технология «Клубный час»
как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya_klubnyy_chas_vmbdou_7.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» г. Боготола
Педагогическая технология «Клубный час»
как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном процессе.
Старший воспитатель: О.В. Биянова
Почему маленькие дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности?
Все дело в том, что дошкольники еще находятся во власти предметной ситуации и их действиями управляют попавшиеся под руку предметы. Ребёнок, который кидается то за камушками, то за листиками, то за кошкой, действует вовсе не по своей воле, а по "принуждению" окружающих вещей и обстоятельств. И задержать стереотипную реакцию на эти обстоятельства для него очень непросто, пусть даже надо только сидеть на месте: ведь удержаться от соблазна без специальных усилий невозможно. А прилагать усилия, чтобы преодолеть свои побуждения, он не умеет, да и не очень хочет.
Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением. Тут возникают новые вопросы: что значит управлять своим поведением и кто им может управлять, кроме тебя самого?
Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.
В дошкольном возрасте произвольное поведение - это, прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.
Для маленьких детей притягательны любые вещи или предметы. Ребенок не может быть равнодушным к окружающим его предметам и явлениям, особенно если они новые и интересные. Если малыш видит куклу, он непременно подойдет к ней и возьмет в руки; если на столе лежит конфета, он потянет ее в рот; если в комнате есть лестница, он, скорей всего, заберется на нее. Сами вещи, находящиеся в поле зрения ребенка, как бы диктуют ему, что надо делать, т. е. окружающая ситуация руководит движениями и действиями малыша. И никакие указания взрослого (не брать конфету, не трогать куклу) здесь, как правило, не помогают.
Можно много раз просить ребенка посидеть спокойно), и он, конечно же согласится с вами и пообещает сидеть смирно. Но как только малыш увидит что-то интересное для него (камушки, листики, а тем более кошку), его поведением уже будут управлять не данные обещания, а вот эти более ощутимые и реальные предметы. И вовсе не потому, что мальчик решил нарушить обещание, а потому, что не может контролировать и анализировать свое поведение.
Для того чтобы маленький ребенок, смог осознанно управлять и контролировать свое поведение, его необходимо этому научить.
Известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.
Что же может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку осознать свои действия и овладеть собственным поведением?
Как создать такие ситуации, в которых эти качества развивались бы более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях?
Существуют различные методы формирования произвольности поведения у детей. Одним из наиболее эффективных является игровые ситуации с правилами. Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Правила гигиены (нужно чистить зубы, умываться и т. п.), правила общения (нужно здороваться, прощаться, смотреть в глаза и отвечать собеседнику), правила дорожного движения. Все они, с одной стороны, указывают, что нужно делать, а с другой - указывают на то, что данный способ действия является ценным, хорошим, т. е. правильным. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Одним из способов реализации этой задачи в условиях детского сада служит педагогическая технология «Клубный час».
Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Основные цели:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Этапы работы:
I этап подготовительный
Воспитатели и специалисты |
|
Родители | Родители предупреждаются, о том что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов. |
Дети | C детьми так же проводятся предварительная работа: Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К.Ч. и кто хотел бы на него пойти?» Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже(крыле) они находятся. В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит. В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К.Ч. Непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила поведения. |
II этап практический
Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.
После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
- Где ребенок был?
- Что ему запомнилось?
- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила , если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
Заключительный
После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей),
- соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.
- какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч.
Приложение №1
Правила поведения детей во время «Клубного часа»
- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
- Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
- Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
- Говори спокойно.
- Ходи спокойно.
- Возвращайся в группу по сигналу звонка.
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Система «Красных кружков».
Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по три красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на «К.Ч.». Их ребенок отдает на рефлексии после К.Ч.. И если у него не будет хватать одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал. На кругу дети совместно с воспитателем, решают, сможет ли ребенок пойти на следующий К.Ч. или его пропустит.
Приложение №2
Перспективный тематический план
1 апреля – тематический клубный час
«День юмора и смеха»
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
8 апреля – тематический клубный час
«Дорога в космос»
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
15 апреля- деятельностный клубный час
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
22 апреля- деятельностный клубный час
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
29 апреля – тематический клубный час «Светлая пасха»
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
6 мая -тематический клубный час «День победы»
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
13 мая - деятельностный клубный час
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
20 мая - деятельностный клубный час
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
27 мая -тематический клубный час «Здравствуй лето»
Группа | Вид деятельности | Место проведения |
«Ромашка» | ||
«Василёк» | ||
«Рябинка» | ||
«Солнышко» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся готовить: десерт "Клубничка"
Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....
Клубный час " Почему плачут березы"
Продолжать знакомить с деревьями нашей зоны. Познакомитьдетей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, что какую пользу береза приносит людям. Продолжать восп...
Клубный час " Мы ждем гостей"
Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Усвоение воспитанниками основных правил поведения в гостях. Р...
Клубный час " Хлеб всему голова"
Формировать знания о хлебе, о бережном отношении к хлебу:Воспитывать уважение к трупу хлебороба:Познакомить детей с некоторыми элементами хлебных изделий в старину на Руси. Развивать творче...
Преемственность в жизнь МДОУ д/с №13 "Клубничка" и МДОУ д/с №8 "Капелька"
Накануне "Дня здоровья" в поселке в нашем МДОУ прошла спартакиада среди педагогов....
Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"
Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...
Сценарий клубного часа в импровизации мастерской «ОРИГАМИ», посвящённой общей теме фронтального клубного часа детского сада «Путешествие в искусство» для воспитанников старших и подготовительной к школе групп
Формирование у дошкольников элементарного интереса к теме творчества японского искусства оригами....