Тренинг психолога для педагогов: «Путь к себе»
план-конспект занятия
Тренинг психолога для педагогов:«Путь к себе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_psihologa_dlya_pedagogov_put_k_sebe.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг психолога для педагогов: «Путь к себе»
Цель: профилактика эмоционального выгорания путем повышения знаний по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья, личностного и духовного роста педагогов детского сада.
Задачи:
- формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием;
- развивать позитивное самовосприятие;
- способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.
Тренинг состоит из трёх частей.
Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) направлена на освоение навыков эмоциональной саморегуляции, позитивного самовосприятия.
Третья (заключительная) — на творческое взаимодействие и рефлексию.
1 часть. Вводная.
Цель: включение в работу, снятие напряжения, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Содержание:
Добрый день! Я рада Вас видеть на нашем тренинговом занятии. Сегодня мы с вами поговорим о профессиональном выгорании, попробуем заглянуть в свой внутренний мир, попробуем быть мастером своей жизни — жить в гармонии с собой и миром.
Упражнение «Здравствуйте»
поздоровайтесь, пожалуйста, друг с другом
-удивленно
-равнодушно
-гневно
-с отвращением
-со страхом
-радостно.
Упражнение «Меня ценят за …»
Участники по кругу, передавая игрушку, должны продолжить предложение «Меня ценят за …».
Методические рекомендации: обратить внимание участников, у которых возникают трудности при выполнении задания.
Правила работы тренинговой группы
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезные в группе следующие правила:
Общение на основе доверия.
Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (говорить о том, что беспокоит именно сейчас) «Я» высказывания (я думаю, я считаю).
Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим, НЕ замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность). (3 мин.)
2 часть. Основная.
Цель: осознание и принятие своих чувств, развитие чувства собственной значимости.
Диагностическое упражнение «Стирка»
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда
что, же мне потом надеть?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Интерпретация ответов
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали 3 вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Мини-лекция для педагогов «СЭВ и его профилактика»
Ежедневная работа педагога оказывает большую нагрузку на психику, потому что все время перед ним стоят новые и сложные задачи, без времени на обдумывание или расчета наиболее удачного решения.
Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся под влиянием хронического стресса и постоянной нагрузки, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них.
Так же как огонь постепенно пожирает древесину, профессиональное выгорание происходит не сразу. Бывают ситуации, когда в течение длительного времени никак невозможно точно сказать, что является наиболее весомой причиной снижения качества жизнедеятельности педагога.
Причины СЭВ:
1) субъективные (индивидуальные) связаны с: особенностями личности в возрасте (молодые педагоги больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, личным отношением к деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи. Больше всего подвержены «выгоранию» и первыми «выходят из строя», как правило, лучшие работники - те, кто наиболее ответственно относятся к своей работе, переживают за свое дело, вкладывают в нее душу.
2) объективные (ситуационные) непосредственно связанные со служебными обязанностями, например, с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточной социальной и психологической поддержкой.
Длительная и возрастающая функциональная нагрузка является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
1. Эмоциональное истощение. Оказывается в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и т. д. Как результат - пониженный эмоциональный фон. На этой стадии СЭВ можно рассматривать как защитный механизм.
2. Деперсонализация. Оказывается в деформации (обезличивании) межличностных взаимоотношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные чувства. В других - повышается зависимость от других. Причем «тот, кто выгорает» - сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать ее вокруг себя, как правило, в работе.
3. Редукция личных достижений. На этой стадии для человека характерно резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов. Общение с людьми вызывает дискомфорт. Возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Упражнение «Футболка с надписью» (15 мин.)
Цель: развитие позитивной самооценки и умения самовыражаться.
Инструкция: педагогам предлагается представить себя в футболке, фасон, цвет и фактуру которой выбирает каждый участник для себя сам. Кроме того, каждая футболка должна иметь на себе надпись, которая является своеобразным жизненным кредо участника. Каждый по кругу рассказывает окружающим о своей модели и таким образом представляет себя группе.
Методические рекомендации: Психолог спрашивает участников, хотели бы они себе такую футболку, как у кого-то из коллег. Какую футболку никогда не одели бы? Почему?
Упражнение «Автомобили» (10 мин.)
Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.
Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит невербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)
Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?
Игра «Пчёлы и змеи».
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям, снятию напряжения, улучшению настроения.
Для этой игры нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчёлами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчёл должен найти «мёд» — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать «ящерицу» — вот этот карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определённый звук. Все пчёлы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к «мёду», тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать «мёд» и «ящерицу». Пчёлы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо — при его удалении. Во время игры вы не имеете права говорить.
3 часть. Заключительная.
«Советы по повышению самоуважения»
Помните о своих положительных чертах, вместо того, чтобы помнить плохое.
Во всем, что делаете, старайтесь найти позитив. Поздравьте себя с этим успехом.
Постоянно вспоминайте свои успехи.
Простите себе ошибки.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин.)
Цель: способствовать позитивному восприятию «СВОЕГО «Я».
Ход упражнения: психолог просит участников подумать и ответить на вопрос: «Почему каждый из вас заслуживает уважения?».
Затем каждый рисует солнце, в центре солнечного круга пишет свое имя или рисует свой портрет, а вдоль солнечных лучей записывает свои положительные черты. Психолог отмечает: «Постарайтесь, чтобы солнечных лучей было больше». Желающие зачитывают список своих положительных черт, цепляют свое солнце на доске, делятся своими чувствами и впечатлениями от упражнения.
Приложение 1
Советы по самостоятельному преодолению профессионального выгорания
Научитесь понимать свои чувства. Осознание того, что происходит с вами в данный момент, уже есть «палочка-выручалочка» в ситуации стресса, даже если у вас нет возможности поделиться с кем-то своими проблемами.
Приучите себя начинать разговор о личных неудачах и проблемах описанием своих достижений и успехов. Это принесет вам внутреннюю гармонию и уравновешенность.
Научитесь просить о помощи. Возможно, сначала это будет непросто. Может появиться страх, что коллеги подумают, что вы не способны справиться с той или иной поставленной задачей. Однако, правильно распределив обязанности, вы сможете эффективнее проявлять свои профессиональные навыки и качества.
Не отказывайтесь от помощи. Приняв ее, вы одновременно делаете счастливым и того, кто предложил эту помощь, и себя.
Займите активную позицию — это один из самых действенных способов. Не ожидайте, что нелегкие переживания, характерные для выгорания, пройдут сами собой.
Пропишите в своем распорядке дня время для сна и отдыха. Выделите столько времени, сколько сможете, и определите максимальный промежуток возможного сокращения. Например, запланировано 2:00. Возможность сокращения — не более 15 минут. Сначала осознанно придерживайтесь намеченного расписания, пока это не станет привычкой. Соберите «банк идей» для проведения досуга. Когда возникнет ощущение растерянности — «А что же делать?» — заглядывайте в составленный заранее список.
Воспринимайте процесс преодоления профессионального выгорания как своеобразный жизненный вызов, который способен укрепить вас и как личность, и как профессионала. Внутренние ресурсы есть у каждого. Только глубина залегания этого сокровища может отличаться. Поэтому избегайте сравнения своих путей и скорости выхода из кризиса с результатами других людей.
Приложение 2
Экспресс-приемы для управления стрессом
- Сосчитайте до десяти.
- Расслабьтесь. Обратите внимание на дыхание: медленно вдохните носом, на время задержите дыхание; постепенно выдыхайте через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с Вашим дыханием.
- Примите закрытую позу, которую не заметит Ваш собеседник: скрестите пальцы рук, ноги и т. Так, чтобы он не заметил, сожмите и разожмите кулаки.
- Встаньте, если чувствуете потребность и возможность, и извинившись, выйдите из помещения (Вы всегда можете найти повод для того, чтобы побыть наедине).
- Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
- Медленно осмотрите все вокруг, даже если Вам все знакомо или выглядит привычно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно опишите их внешний вид.
- В течение 10-20 секунд посмотрите в окно на небо или на далекий предмет, точку. Сосредоточьтесь на том, что Вы видите. Когда в последний раз Вы так смотрели на небо, в окно?
- Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
- Сделайте себе маленькие подарки: съешьте что-то вкусное (например, шоколад) похвалите себя, как удачно Вы вышли из сложной ситуации; съездите (пойдите) туда, где Вы сможете отключиться и отдохнуть; выспитесь и тому подобное.
Обсуждение тренинга. Рефлексия «Мне сегодня…»
Каждый участник группы завершает фразу: «Мне сегодня…»
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов « Поверь в себя»
Тренинг направлен на вовлечение молодых педагогов в командную работу, мотивирование на достижение цели....
Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"
Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....
На пути к здоровью. Программа педагога - психолога с педагогами ДОУ
Данная программа педагога - психолога раскрывает понятие и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов (СЭВ). Она нацелена на оказание психологической помощи педагогам ДОУ в снят...
Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....
Тренинг психолога для педагогов
Цель тренинга:- снятие психоэмоционального напряжения;- сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия;- совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощ...
Тренинг психолога для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»
Целью тренинга является осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность. В процессе тренинга важно повысить психологическую компетентность педагогов, ...