ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

В данной статье рассматривается вопрос развития связной речи детей. Отмечено, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, возможно в процессе организации разнообразных дидактических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мысли тельной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного раз вития ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико ‐ синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает дидактическая игра – одно из средств                             воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Большое значение придается дидактической игре как средству формирования и развития связной речи детей.

Дидактическая игра как одна из форм обучения и воспитания – важное средство работы с дошкольниками.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности, на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные дидактические игры для развития связной речи.

Дидактические игры можно проводить во время образовательного процесса в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Целью работы является повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования дидактических игр в ходе образовательного процесса.

Для речевого развития детей использовались следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно‐ печатные и словесные.

В играх с предметами «Чего не стало?», «Чего нет у куклы?» дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки). Игра «В прятки» помогает детям правильно назвать слова с предлогами: игрушки прячутся в разных местах, а дети, находя их, называют слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом.

В игре «Ателье» дети упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).

Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов.

Работа была начата с метода совместных рассказов, где использовался такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

Практическая часть:

- Выпал первый…

- Утром дети …

- Девочка Маша играет…

В процессе обучения планированию высказываний задавалась схема, называлось начало предложения: «Жила‐была девочка. Однажды она. А навстречу ей…». Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Дидактическая игра: «Найди ошибку»

1.Девочка ушиблась о камень.

    Пол ударился о мячик.

2. Веревочка прыгала через девочку.

                                   Девочки прыгали через веревочку.

3. Туча спряталась за солнце.

      Солнце спряталось за тучу.

Далее предлагался образец рассказа – это короткое живое описание пред- мета или изложение какого‐либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае использовался прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе автор использовал дидактические игры «Магазин игрушек»,

«Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».

В результате проделанной работы речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользуются схемами – моделями, свободно владеют структурой сюжетного повествования.

Список литературы

1.Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян. – М.: Просвещение, 1989. – 300 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 1974. – 115 с.

3. Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей / Е.А. Бондаренко. – М.: АСТ, 2003. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию....

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

   Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, б...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для родителей «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...