Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцевальных движений.
статья
В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения. Все это возможно лишь при высоком уровне развития координационных способностей.
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение точно, целесообразно и находчиво перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_koordinatsii_posredstvom_tantsev.docx | 200.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТАНЦЕВ
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. От нее зависит каждое движение человека.
В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения. Все это возможно лишь при высоком уровне развития координационных способностей.
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение точно, целесообразно и находчиво перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, существуют координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач:
- Способность к ориентированию в пространстве;
- Способность сохранять равновесие;
- Чувство ритма;
- Способность к реагированию;
- Способность к перестроению двигательных действий;
- Статокинестическая устойчивость т.е. способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений;
- Способность к произвольному мышечному расслаблению.
Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля над движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче - на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в многомоторных актах, общеразвивающих упражнениях.
В дошкольном возрасте закладывается основа для развития двигательных способностей, а также происходит усвоение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период является важным в жизни ребенка, т.к. развитие координационных способностей происходит активно и быстро.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Это обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.
Причины значимости развития координации:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям.
2. Сформированные координационные способности повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях,
Для развития координации движения хорошо использовать разнообразные физические упражнения, но лишь тогда, когда они несут элементы нового и несут для учеников значительную координационную трудность. Когда навык становится автоматическим, то роль тех или иных физических упражнений в развитии координации движений снижается.
На сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития. Все это возможно благодаря специальному комплексу упражнений, которые выполняются детьми несколько раз в неделю. В число этих упражнений входит бег, ходьба под музыку, прыжки, подскоки, и всевозможные танцевальные упражнения – элементы современных танцев. Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.
Почему танцы?
- Танцы – это очень приятный вид досуга.
- Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы организма. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции.
- Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым, помогут раскрыть себя и свои возможности.
- Танцы играют большую роль в формировании и улучшении памяти. Дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени.
- Танцы помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.
- Танцы участвуют в развитии дисциплинированности. Этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться. И только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения.
- Регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим.
Виды танцев:
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание. При подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям.
Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, целостное восприятие ее содержания и характера не исключает дифференцирования отдельных средств музыкальной выразительности, доминирующих в том или в другом музыкальном произведении (темповых, динамических и регистровых изменений, метроритмических соотношений, особенности структурного построения в связи с развитием музыкальных образов, которые могут быть наиболее естественно и логично отражены в движении).
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обобщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение естественным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и тела. Таких праздников существует огромное многообразие – это балет и бальные танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Долгосрочный музыкальный проект, на учебный год. База внедрения проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги....
Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)
Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)...
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ
К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнени...
Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"
Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ
В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития физических качеств детей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию, ловкость, ...
Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцев
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешно...