«Осень ходит по дорожке»
план-конспект занятия (средняя группа)

Яковлева Людмила Викторовна

Что такое осень?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Конспект

                                         совместной деятельности

(с использованием  здоровьесберегающих технологий, технологи имитационного моделирования, личностно-ориентированной, технологии моделирования,

ТРИЗ, ЭОР)

Тип деятельности: непрерывная образовательная деятельность

Тема: «Осень ходит по дорожке»

Участники: дети средней группы 4-5 лет

Длительность: 20 мин.

Количество: 19 детей

Цель: формирование представлений детей о признаках осени, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Педагогический замысел:

Задачи по образовательным областям

  • Познавательное развитие

Закрепить знания детей об осени, как о времени года; продолжать учить различать признаки осени, закрепить знания детей о наиболее распространенных овощах и фруктах.

Воспитывать интерес к природе и природным явлениям.

  • Социально-коммуникативное

Способствовать социально-личностному развитию ребёнка, путём формирования позитивного отношения к окружающему миру (каждое время года по- своему прекрасно)

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слушать партнёра и воспитателя, отвечать на вопросы.

  • Художественно-эстетическое

Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

  • Речевое развитие

Развивать связную речь.

Пользоваться в речи обобщающими словами.

Обогащать словарь детей за счёт новых слов.

  • Физическое развитие

Развивать двигательную активность детей путём использования на занятии здоровьезберегающих технологий (игра «Листики осенние», движения под музыку в игре «Солнышко и дождик»)

Предварительная работа:

  • Наблюдение состояние погоды, объектов живой и неживой природы
  • Просмотр презентации «Дары осени»
  • Знакомство с поэзией
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов по мнемотаблицам
  • Рассматривание пейзажных картин
  • Загадывание и составление загадок
  • Знакомство с потешками и скороговорками
  • Экологические игры «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «Такой-то листик беги ко мне», «Одень дерево», «Что изменилось?», «Найди дерево по описанию», «Кто быстрее соберёт? (листья, грибы, шишки)»
  • Беседы «Что нам дарит осень?», «Осень – это хорошо или плохо»
  • Составление рассказов об овощах и фруктах по мнемотаблицам
  • Исследовательская деятельность: свойства солнечных лучей, свойства песка
  • Самостоятельная деятельность. Поместить в уголок художественной деятельности обводки, трафареты, вкладыши ягод, овощей, фруктов, грибов, листьев, плодов
  • В уголок природы поместить модели признаков осени. Создание уголка осеннего леса
  • В книжный уголок поместить альбомы, иллюстрации даров осени
  • Труд в природе: уборка участка от осенних листьев, сбор семян для подкормки птиц зимой, сбор гербария, сбор растений для составления осеннего букета, пересадка цветущих растений в группу

Оборудование: модели признаков осени, зонт с осенними листьями, солнышко,  листья  от разных деревьев разного цвета, картины «Дождливый денек», «Осень в парке», листья ( по 2 шт. на каждого ребёнка), муляжи овощей и фруктов, модели луж 3 шт.

Примерный ход совместной деятельности:

Создание дружественного настроя: возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем чудесное слово «Здравствуйте». Ребята, почему это слово особенное? Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. От него поднимается настроение.

-Здравствуйте! -ты скажешь человеку.

-Здравствуйте!-улыбнётся он в ответ

И наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес! На чём можно поехать в лес? Вот на поезде мы и поедем. По какой дороге едет поезд? ( по железной дороге, по рельсам). Я буду паровозом, а вы вагончики, вставайте друг за другом. Дети строятся, воспитатель читает стихотворение:

Мы сядем в поезд и –вперёд!

Помчим по рельсам быстро!

А кто же поезд поведёт?

Им управляют - машинисты!

Подвижная игра «Поезд»

Цель: учить детей ходить в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановку по сигналу; приучать не толкать товарищей, быть внимательными.

Под музыку едут на поезде, имитируют движения, руками и голосом «Чух-чух», остановка. Вот мы и приехали в лес.

 Сюрпризный момент: на пеньке сидит Старичок –Лесовичок. Он задремал.

-Ребята, посмотрите, на пеньке сидит Старичок -Лесовичок. Он наверное, устал, присел на пенёк и заснул.

Старичок-Лесовичок просыпается и не понимает, какое время года уже наступило.

Ребята,  давайте поможем ему?

Словесная игра «Да или нет»  (дайте правильный ответ)

Цель игры: развитие слухового восприятия

-Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года? А вы знаете приметы осени? Ну тогда давайте с вами поиграем.

Осень растут грибы?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осень плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

-Молодцы, знаете приметы осени. А давайте составим картинку осени и покажем её Старичку-Лесовичку. (дети выкладывают на фланелеграфе модели признаков осени)

- Ой, ребята посмотрите, что это? ( на полу лежат лужицы) Как же нам это преодолеть? Мы же промочим ножки. Что же нам делать? (ответы детей)

Пантомима «Дети одеваются на прогулку» 

-Вот теперь мы готовы.

Игра «Перепрыгни через лужи»

Цель: совершенствовать прыжки в длину, развивать ловкость.

Дети перепрыгивают через лужи

-Скажите, а зачем осенью тепло одеваться?

-А можно бегать под дождём и по лужам?

Подвести детей к тому, что под дождём по лужам тоже можно бегать, если соответственно одеваться.

-Ребята, а как вы думаете, отчего осенью появляются лужи?

- А что нужно взять с собой, если пошёл дождик, чтобы не промокнуть? Правильно, зонтик. Вот и у меня есть зонт, да не простой, очень интересный.

Воспитатель достаёт зонт с нарисованными листьями.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» 

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Дети бегают по группе, воспитатель показывает зонтик –дети останавливаются, солнышко –дети продолжают бег. Игра проводится 2-3 раза

 -А посмотрите на мой зонтик, что на нём нарисовано? А какие это листья?

Дидактическая игра «Собери букет» 

 Цель: узнавать предмет при помощи одного анализатора, умение составлять красивый букет

На столах разложены листья разного цвета от разных деревьев, у воспитателя приготовлен ватман с нарисованной вазой и приклеенными липучками

Дети берут листья и прикрепляют на липучки

-Молодцы. Ребята, а почему вы выбрали листья только таких цветов? Какого цвета у вас листья?

-Правильно, а ещё можно сказать разноцветные, осенние, золотистые.

-А как вы думаете, кто подарил нам эти листья на зонтик? ( осень)

-Хорошо. А давайте подарим эту картину нашему Старичку-Лесовичку, чтобы он знал, какие краски у осени.

Дарят картину. Он их благодарит.

Работа с картинами «Дождливый денёк», «Осень в парке»

Цель: развивать связную речь, обогащать словарный запас.

-Какого цвета листья на деревьях? (напомнить слово разноцветный)

-Что у девочки в руках? Зачем девочке зонтик? А что у девочки на ногах? Зачем она одела резиновые сапожки? Почему осенью надо одеваться теплее? Что ещё надето на детях, чтобы не замёрзнуть?

-Посмотрите, а под ногами у детей лежат осенние листья.  Ребята, а что такое листопад?

-Правильно, ветерок дует, листья не держатся на веточках и падают на землю. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте превратимся в осенние листочки и позовём Старичка-Лесовичка с нами поиграть.

Игра с движениями «Листики осенние»

Цель: умение слушать текст, выполнять движения в соответствии с текстом

    Мы листочки, мы листочки,                  Дети сидят на корточках

    Мы осенние листочки!

    Мы на веточках сидели,                         Звучит музыка, дети летают

    Ветер дунул – полетели!

   Листик красный, листик жёлтый,          Дети поднимают листики вверх

   А зелёных не видать!

   Поменяли цвет листочки,                        Кружатся

   Стали дружно опадать!                           Дети садятся на корточки

 Воспитатель достаёт корзину с овощами и фруктами.

-Ой, ребята, посмотрите,  что я нашла, пока вы танцевали. Старичок-Лесовичок, ты знаешь что это? Ребятя, подскажите ему. Когда созревают овощи и фрукты?

Давай ты вместе с детьми будешь угадывать, что же это такое. Воспитатель нечаянно рассыпает овощи и фрукты.

-Ой, ребята, посмотрите, всё рассыпалось! Что же делать? Помогите мне собрать урожай. Только собирать будем в одну корзину овощи, а в другую фрукты. (дети вместе со Старичкои –Лесовичком раскладывают овощи.

Подходит и начинает доставать из корзинки овощи и фрукты (муляжи), а дети называют. Когда все овощи оказываются на столе, воспитатель задаёт вопрос:

-Ребята, как назвать одним словом предметы у вас на столе? А когда созревают овощи? Как называется место, где собирают овощи?

-Старичок-Лесовичок, теперь ты понял в какое время года попал?

-Ребята, давайте ещё раз напомним Старичку-Лесовичку, что ему надо знать про осень. (дети перечисляют)

Старичок_Лесовичок благодарит и уходит с подарками от детей.

Подведение итогов:

-Сегодня Мальчики были умниками, а девочки - умничками. Вы помогли Старичку-Лесовичку разобраться, в каком времени года он оказался. Посмотрите ещё раз на наш фланелеграф и запомните, какие признаки осени мы с вами отметили.

-Вам понравилось путешествие в лес? Хотите ещё побывать в гостях у Старичка -Лесовичка?

-А теперь нам пора возвращаться обратно, в наш любимый детский сад. Всем занять свои места, отправляемся.

Дети под музыку едут на поезде, имитируя движения.

Планируемый результат:

Стимулировать детей к дальнейшей познавательной деятельности.

Расширять активный и пассивный  словарь детей.

Обогащать игровой опыт.

Продуктивная деятельность. Рисование «Осень золото роняет».

Дальнейшая работа:

Рисование на тему «Осень в лесу», «Корзинка с грибами».

Аппликация «Корзинка с овощами».

Коллаж «Что нам осень принесла».

Чтение художественной литературы.

Создание альбома «Овощи», «Фрукты».

Создание гербария из осенних листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в группе раннего возраста «Осень ходит по дорожкам»

Цель: познакомить детей со временем года – осень.Задачи:* Приобщать детей к русскому народному фольклору;* учить называть признаки осени;* поддерживать беседу с воспитателем на тему «осень»;* расширят...

Конспект прогулки в группе раннего возраста «Осень ходит по дорожкам»

Цель: познакомить детей со временем года – осень.Задачи:* Приобщать детей к русскому народному фольклору;* учить называть признаки осени;* поддерживать беседу с воспитателем на тему «осень»;* расширят...

Итоговое мероприятие по теме «Осень» во второй младшей группе с использованием дидактической игры «Осень ходит по дорожкам»

Цель мероприятия: Закрепить и уточнить знания воспитанников об осени. Задачи: Закрепить название частей тела. Расширять активный словарь детей.Продолжать закреплять знания детей о количестве (оди...

Проект "Осень ходит по дорожке"

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности "Осень ходит по дорожке"

Методическая разработка                                                  ...

Тематическая неделя "Осень ходит по дорожкам"

В материале представлен конспект осеннего развлечения, и темы для: рисования, лепке и аппликации....

Сценарий утренника "Осень ходит по дорожкам"

При составлении сценария использовалист материалы с различных сайтов Интернета.Цель: создание условий для расширения и углубления представлений о сезонных изменениях в природе....