Проект
методическая разработка
Методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodicheskoe_soprovozhdenie.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | Методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту– ФГОС ДО) |
Основания для разработки | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
Тип проекта | административный |
Срок реализации | долгосрочный |
Цель проекта | Оптимизировать работу педагогов детского сада в условиях реализации ФГОС ДО, ориентированную на изменение профессиональной позиции и совершенствование опыта практической деятельности. |
Задачи проекта | Создать психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности. Обеспечить информационное и психологическое сопровождение, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО через активные формы методической работы. Активизировать работу педагогического коллектива по обновлению содержания образования на основе современных образовательных технологий; Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог». Создать банк методических материалов и обобщить передовой опыт по реализации ФГОС ДО. |
Структура проекта | - Актуальность - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и возможности их преодоления. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации проекта. - План реализации проекта. - Ожидаемые результаты реализации проекта. - Мониторинг реализации проекта. |
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Подготовительный (январь - август 2016) 2 этап. Практический (сентябрь 2016 года – май 2017 г). 3 этап. Обобщающий (июнь 2017 года - май 2018 года) |
Назначение проекта | Проект является целеполагающим документом деятельности МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида на 2016-2018 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | 1. Созданы необходимые условия для реализации ФГОС ДО. 2 Обеспечено научно – методическое и психолого- педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. 3. Обеспечена информационная открытость реализации ФГОС ДО. 4.Разработана система мониторинга процессов реализации ФГОС в ДОУ. 5.Обеспечено повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог». 6.Создан банк методических материалов и обобщён передовой опыт по введению и реализации ФГОС ДО. |
Участники проекта | Березан В.Н. – заведующий Нельзина Т.И., Морщакина И.В.- старший воспитатель Творческая группа педагогов ДОУ |
1.Актуальность
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ, внес значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности дошкольного образовательного учреждения.
C января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: детьми, педагогами, родителями воспитанников. В связи с этим возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует подготовки педагогических кадров.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Реализация ФГОС ДО требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. Кризисное время рождает у педагогов детского сада тревогу не только от предстоящих перемен, но и ощущение необходимости собственных изменений. Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки и внедрения представленного проекта.
Реализация ФГОС ДО – процесс непростой, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны методической службы. Отправной точкой в выборе стратегии педагогического сопровождения реализации ФГОС ДО, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в детском саду, анкетирования педагогов, бесед с воспитателями и наблюдений. Мы увидели несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям, которое затрудняет переход на ФГОС ДО. Эта проблема поставила коллектив перед необходимостью создания данного проекта.
1.Ресурсное обеспечение проекта (Приложение № 1)
2.Анализ рисков и возможности их преодоления (Приложение № 2-3)
3.Внешние связи методической службы (Приложение № 4)
5.Этапы реализации проекта и их содержание
I этап Подготовительный (август - декабрь 2016)
II этап: Практический (февраль 2017 года – май 2017 года).
III этап: Обобщающий (июнь 2017 года - май 2018 года)
6.План реализации проекта
Первый этап Подготовительный (август - декабрь 2016)
№ п\п | Содержание работы | Срок | Ответственный | Результат |
Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС в ДОО. | август 2016г. | заведующий Березан В.Н. ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | Повышение педагогической компетентности. план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников | |
Создание рабочей группы педагогов ДОУ по корректировке ООП ДО в связи с реализацией ФГОС в ДОУ. | сентябрь 2016г. | создана рабочая группа, определен функционал, составлен план деятельности. | ||
Анализ материально-технических условий реализации ФГОС ДО. | октябрь 2016г. | рабочая группа | Результаты исследования. | |
Работа по внесению корректив и утверждению нового варианта ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО | август -октябрь | рабочая группа | новый вариант основной образовательной программы | |
Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно- правовыми документами, регулирующими введение ФГОС ДО. | август - январь 2016г. | работники ДОУ информированы о содержании нормативных документов | ||
Мониторинг образовательных потребностей, профессиональных и психологических затруднений педагогов в связи с введением ФГОС ДО. | декабрь2016г. | Рабочая группа | выявление психологической и профессиональной готовности педагогов к внедрению ФГОС ДО с точки зрения самих педагогов и с точки зрения администрации учреждения. | |
Наблюдение за деятельностью педагогов и самоанализ деятельности. | октябрь – декабрь 2016г. | Рабочая группа | ||
Комплектование методического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО | октябрь – декабрь 2016г. | ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | содержание методического кабинета приведено в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | |
Анализ кадровых ресурсов и учет их при организации образовательного процесса и обеспечении методического сопровождения. | ноябрь 2016г. | ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | индивидуальные маршруты методического сопровождения педагогов ДОУ | |
Участие педагогов в семинарах, тематических консультации, мастер-классов, открытых просмотров…Приложение № 6 | август –декабрь 2016г. | Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Второй этап Практический (февраль 2017 года – декабрь 2017 года).
№ п\п | Содержание работы | Срок | Ответственный | Результат |
Организация доступа педагогов к информационным ресурсам | в течение года | заведующий Березан В.Н. ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | Повышение педагогической компетентности педагогов | |
Участие педагогов в районных, окружных и региональных методических мероприятиях | В течение учебного года | |||
Определение перечня вариативных методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. | в течение года | ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | перечень вариативных примерных ООП ДО и методических пособий | |
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО | в течение года | заведующий Березан В.Н. ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | план ресурсного обеспечения в ДОУ образовательного процесса. | |
Повышение профессиональной компетентности педагогов через методическое сопровождение | в течение года | ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | повышение профессиональной компетентности педагогов | |
Психологическое сопровождение педагогов через тренинги, индивидуальные и групповые консультации, сеансы психологической разгрузки | педагог – психолог Кашникова Е.Р. | психологический настрой педагогов на инновации в сфере дошкольного образования |
Третий этап Обобщающий (январь 2018 года - май 2018 года)
№п\п | Содержание работы | Срок | Ответственный | Результат |
Методическое сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО. | в течение года | ст. воспитатель Морщакина И.В. Нельзина Т.И. | Повышение педагогической компетентности, квалификации педагогов | |
Участие педагогов в научно – практических мероприятиях, программах повышения квалификации, переподготовки на уровне муниципалитета, региона федерации. | ||||
Обобщение передового педагогического опыта | ||||
Изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС ДО в практику работы детского сада | январь, май 2018г. | заведующий Березан В.Н ст. воспитатель МорщакинаИ.В., НельзинаТ.И | коррекция образовательного процесса с учетом анкетирования родителей | |
Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО. Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о внедрении ФГОС ДО. | В течение года | ст.воспитатель МорщакинаИ.В. Нельзина Т.И. | Оценка результата реализации проекта | |
Анализ условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, выполнения требований к организации развивающей предметно- пространственной среде. | май 2018г. | рабочая группа | ||
Мониторинг образовательных потребностей, профессиональных и психологических затруднений педагогов в связи с реализацией ФГОС ДО. | апрель - май 2018г. | |||
Наблюдение за деятельностью педагогов. | в течение года |
7.Ожидаемые результаты:
1. Созданы психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
2.Обеспечено информационное и психологическое сопровождение, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО через активные формы методической работы.
3.Активизирована работа педагогического коллектива по обновлению содержания образования на основе современных образовательных технологий.
4.Разработана основная образовательная программа МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида в соответствии с требованиями ФГОС ДО и система мониторинга процессов введения ФГОС ДО.
5.Создан банк методических материалов и обобщен передовой опыт по введению и реализации ФГОС ДО.
Приложение №1
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы | Что имеем | Перспективы |
Психолого-педагогические условия |
|
|
Предметно-пространственная среда | Модель развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО | Модель развивающей среды в условиях ФГОС |
Кадровые условия |
100% - педагогическое образование 45,5%- высшее педагогическое образование 72,7 % - имеют квалификационную категорию 36,4%- прошли аттестацию по новому механизму;
|
63,6%-высшее педагогическое образование 100% - наличие квалификационной категории 100% - прохождение аттестации по новому механизму;
|
Материально-технические условия |
| Пополнение методического обеспечения «Работаем по ФГОС» |
Приложение №2
SWOT – анализ потенциала развития ДОУ
Сильные стороны 1. Накоплен широкий практический опыт образовательной деятельности по реализации программных задач. 2.Создана развивающая среда, и комфортные условия пребывания детей в детском саду в том числе с ОВЗ. 3. Процент педагогов, прошедших аттестацию стабильный, увеличивается процент педагогов с первой и высшей категорией. 4.Высокая оценка деятельности ДОУ в социуме. 5.Развивающая система контроля оценки качества деятельности сотрудников детского сада. 6. Регулярное пополнение материально- технической базы | Слабые стороны 1. Профессиональное выгорание 2. Прирост молодых педагогов, не имеющих опыта работы и обслуживающего персонала. 3. Недостаточная оснащённость информационно- коммуникативным оборудованием. 4. Недостаточный уровень владения педагогами информационно -техническими средствами. |
Возможности 1. Развитие системы повышения квалификации педагогических работников 2. Создание мотивационной программы заинтересованности педагогов и родителей с целью дальнейшего развития детского сада. 3. Внедрение новых идей и технологий. 4. Повышение мотивации сотрудников путем повышения компетентности в вопросах ИКТ. | Риски 1.Сложная экономическая ситуация в стране 2.Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе. 3. Изменение социальных потребностей и возможностей семьи. 4. Демографические изменения. |
Приложение №3
SWOT-анализ готовности педагогов к реализации ФГОС
Сильные стороны -благоприятный психологический микроклимат в коллективе; - педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду, -удовлетворённость родителями работой ДОУ -связи с организациями социума -имеется опыт разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования - соответствие учреждений требованиям СанПиН и правилам пожарной безопасности | Слабые стороны - Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» вышел раньше, чем были подготовлены условия для его реализации; -отсутствие научно-методической поддержки; -первоначально достаточно смутное представление о работе в условиях реализации ФГОС; -ранее сложившаяся методика проведения образовательной деятельности становилась препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы; -принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения планируемых результатов в виде целевых ориентиров; -незначительный опыт в разработке части, формируемой участниками образовательного процесса основной образовательной программы ДОУ;-малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанным с дефицитом времени |
Возможности -увеличение уровня доходов педагогических работников -повышение конкурентоспособности и результативности ДОУ, обусловленное улучшением качества образовательного процесса -поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок -формирование профессиональной компетенции, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Стандарта Рациональное распределение обязанностей. Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственного общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости работы). Освещение деятельности образовательной организации в СМИ. Открытость деятельности ДОУ. | Угрозы (риски) -сопротивления некоторых педагогов нововведениям -увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов -образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения -широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг Незначительная часть педагогов формально принимают Стандарты. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами |
Приложение № 4
Модель внешних связей по реализации проекта
Приложение№5
Модель профессионального роста педагога
Приложение №6
План методического сопровождения педагогов по проблеме «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» на 2016-2017 учебный год
Цель: обеспечение методических условий для эффективного введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования
Задачи:
- Изучить аспекты образовательной среды, акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО;
- Познакомить с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС ДО;
- Познакомить с содержанием коррекционной работы и (или) инклюзивного образования в рамках образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- Расширить представление о существующих формах образовательной деятельности с воспитанниками
№ | Рассматриваемые вопросы | Форма проведения | Срок проведения | Ответственный |
1. | «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС ДО» | Круглый стол | август 2016 | Рабочая группа |
2. | «Годовой круг встреч - новый взгляд на родительские собрания в ДОУ» | Консультация | Сентябрь 2016 | Зав Березан В.Н. Ст.воспитатели НельзинаТ.И. МорщакинаИ.В. |
3. | «Комплексный подход в работе с родителями по реализации ФГОС ДО» | Семинар - практикум | Октябрь 2016 | Рабочая группа |
4. | Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребёнка | Круглый стол | Ноябрь 2016 | Рабочая группа |
5. | Педагогическая поддержка детской инициативы и их самостоятельности в познании окружающего мира | Педагогический совет | Ноябрь 2016 | Зав Березан В.Н. Ст.воспитатели Нельзина Т.И. МорщакинаИ.В. |
6. | Игровая деятельность дошкольника - ведущий вид деятельности | Мастер-класс | Январь 2017 | Зав Березан В.Н. Ст.воспитатели Нельзина Т.И. МорщакинаИ.В. |
7. | Формы проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО | Открытый показ, мастер-классы | В течение года | Зав Березан В.Н. Ст. воспитатель Нельзина Т.И. МорщакинаИ.В. |
8. | Барьеры и искусство их преодоления на пути развития конструктивного взаимодействия детского сада и семьи | Педагогическая мастерская | Февраль 2017 | Рабочая группа |
9. | Содержание коррекционной работы в рамках образовательной деятельности ДОУ | Методическое объединение | В течение года | Учитель-логопед Зверева М.В. ПоддубнаяМ.Ю. Педагог-психолог Кашникова Е.Р. |
10. | Аспекты образовательной среды, их реализация в ДОУ | Педагогическая мастерская | Апрель 2017 | Рабочая группа |
11. | «Лучший знаток ФГОС ДО» | Конкурс для педагогов | Апрель 2017 | Ст. воспитатель Нельзина Т.И. МорщакинаИ.В. |
12. | «Разработка модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» | Мозговой штурм | Май 2017г. | Ст. воспитатель Нельзина Т.И. МорщакинаИ.В. |
Поэтапная и целенаправленная реализация проекта позволила достичь следующих результатов:
1.Созданы психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности. Повышен уровень мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ, выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками. Педагоги воспринимают воспитанников как субъект образовательного процесса, используют различные современные технологии в образовательном процессе с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, семьи воспитанников становятся активными участниками образовательного процесса. В ходе образовательного процесса воспитанники получают равные стартовые возможности для обучения в школе не за счет знаний, умений и навыков, а благодаря развитию качеств личности, которые позволяют им самостоятельно находить пути решения поставленных задач.
2.Обеспечено информационное и психологическое сопровождение, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО через активные формы методической работы.
3.Активизирована работа педагогического коллектива по обновлению содержания образования на основе современных образовательных технологий. Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счёт использования разных форм повышения квалификации, созданы благоприятные условия для самообразования.
4. Максимально выполнены требования, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработана основная образовательная программа МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида в соответствии с требованиями ФГОС ДО и система мониторинга процессов реализации ФГОС ДО. Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учётом образовательных областей. Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях воспитания и обучения, в способах и механизмах оценки результата образовательного процесса, подготовленность педагогов к выбору программ и учебно-методических пособий.
5.Создан банк методических материалов и обобщен передовой опыт по введению и реализации ФГОС ДО. Создана методическая копилка: рекомендации к предметно-пространственной среде, практические материалы по организации совместной деятельности с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО, картотека современных образовательных технологий, комплексно-тематическое планирование образовательной и игровой деятельности. Разработка игровых технологий обеспечила выполнение основной цели ФГОС ДО — позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Игровые технологии являются приоритетом в организации образовательного процесса. Повысилась заинтересованность родителей деятельностью дошкольной организации
6. Обеспечена информационная открытость введения ФГОС ДО. Адрес сайта: topolekmasl.edusite.ru
7. Повысилось качество дошкольного образования.
Дальнейшая работа по Стандарту будет направлена на:
— привлечение дополнительных средств для развития материально-технической базы образовательного учреждения;
— отработку механизма преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, а именно определение контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня (промежуточных результатов освоения программы);
- разработку стандарта качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...