Презентация мастер - класс "Учимся говорить выразительно"
презентация
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №8
Проект
«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Цель
«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Задачи:
- уточнить теоретические представления по вопросу развития у дошкольников выразительной речи;
- практическим путём закрепить навыки формирования просодической стороны речи.
Сроки:12.2018-05.2019г
Участники: воспитатели ДОУ
дети, родители
подготовила
руководитель
Школы педагогического мастерства
Стрижова Н.М
г.Озерск, пос. Метлино
2018
План реализации проекта
Этапы | Меропориятия | Участники | Сроки | Ответственный |
Подготовительный | ||||
Анализ результатов обследования ЗКР детей. Определение проблем. | Дети, воспитатели | октябрь | Учитель – логопед, | |
Определение целей, задач. | Воспитатели, учитель – логопед, специалисты | октябрь | Стрижова Н.М. | |
Разработка планов проекта | ноябрь | Стрижова Н.М. | ||
Организационный | Мастер - класс | январь | ||
теория | Стрижова Н.М | |||
практика | Подготовка к Новогодним утренникам | |||
Консультация «Эмоции и речь» | февраль | |||
Подготовка к семейным праздникам | Март | |||
Конкурс чтецов | Дети и родители, педагоги | февраль | ||
Заключительный | Подведение результатов – анализ диагностики | Апрель | Учитель – логопед, педагоги | |
Сообщение о результатах проектна Педагогическом совете | Май | |||
Публикация проекта в электронных СМИ |
Мастер - класс
Уважаемые коллеги, приветствую Вас на мастер-классе,
тема которого
СЛАЙД№1. «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Задачи:
СЛАЙД№2. - уточнить теоретические представления по вопросу развития у дошкольников выразительной речи;
- практическим путём закрепить навыки формирования выразительной речи.
Предлагаю следующий план работы:
- В качестве вступления попробуем вместе определить актуальность темы.
- По ходу работы мы вместе будем вспоминать теоретические основы формирования выразительности речи у дошкольников.
- Вам будут представлены различные упражнения, игры для формирования выразительности речи у детей.
По ходу мастер-класса сможете одновременно быть и экспертами, и слушателями, и воспитанниками (детьми)
По мнению многих исследователей детской речи (Л. С. Выготского, А.Н. Гвоздева и других) интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пяти - шестилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.
В то же время многие педагоги ДОУ (я, думаю, и вы) сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
Как вы думаете, с чем это связано?
В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. А так же с неумением пользоваться другими выразительными средствами языка.
Да, всё сказанное вами, верно, и поэтому делает тему формирования выразительности речи у детей актуальной! Вы со мной согласны?
Пожалуйста, заполните таблицу: какие группы детей встречаются у вас.
СЛАЙД №3 Итак, мы можем выделить среди дошкольников несколько групп:
1) дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, некомплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) дети безынициативные, с не выразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;
4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Есть у вас такие дети? Какие встречаются чаще?
Нередко приходится отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются у дошкольников в игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, когда педагог говорит: «Расскажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов в ходе беседы со взрослым, когда ребенок замыкается, комплексует (речь его становится тихой, монотонной, не эмоциональной).
Бывает так, что проявление эмоций очень живо и выразительно дающееся младшим дошкольникам (в случае подражания взрослому: «Вот как рассердился Мишка!»),в старшем дошкольном возрасте не выполняется вообще или выполняется в меньшей мере.
- Как вы думаете, в чем причина этого?
(Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка. И если не уделять особое внимание развитию эмоций, выразительности речи группа детей №4 будет неизменно пополняться! Согласны ?
Прежде чем развивать у ребенка общую выразительность речи, следует сначала научить его передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.
Что такое мимика?
СЛАЙД№4. Мимика -(от греч. mimikós — подражательный), выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.
Некоторые упражнения на развитие мимики вам знакомы.
Игровые упражнения на развитие мимики
* Брови поднять- удивились
*Брови сдвинуть- нахмурились,* обиделись или ещё одна игра на мимику, которую с вами мы сейчас проведём. ( по заданию взрослого или по карточке показать что вы кушаете? Одни показывает, остальные отгадывают)
1. вы кушаете сладкое яблоко. Покажите мимикой.
2. вы откусили кислый лимон. Покажите.
3. Вы наслаждаетесь сочной грушей.
СЛАЙД№5 Чтобы прочитать выразительно любое стихотворение, мы пользуемся не только мимикой, но и интонацией. А какие ещё выразительныё средства языка вы знаете? (это- темп, ритм, пауза, логическое ударение, голос, мелодика.)
СЛАЙД№6 В выразительности речи важны все эти компоненты. Таким образом, речь человека, богатая различными интонационными характеристиками считается ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.(усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, выдерживание пауз.
СЛАЙД№7 Надо сказать, что работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением.
Мы знаем, что в каждом слове есть ударение, которое делает один из слогов ударным. Ударение в слове очень важно: если его чуть-чуть пододвинуть, то оно может изменить и значение слова. ПРИМЕР: «Замок на дверях — это не замок средневекового рыцаря. »
Есть свое ударение и в предложении. Оно падает на слово, которое несет главный смысл в предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой! Важно понимать и помнить: Когда интонационный центр перемещается, изменяется значение сказанного
СЛАЙД №8 Прочтите три предложения. Интонационный центр в них выделен.
1) Т ы нашел щенка? (Здесь самое главное, что щенка нашел ты, а не кто-нибудь другой.)
2) Ты н а ш е л щенка? (Здесь главное, что кто-то щенка нашел, а не купил и ему его не подарили.)
3) Ты нашел щенка? (здесь главное, что нашли именно щенка, а не кошку или кого-то еще)
СЛАЙД №9 А теперь сами прочтите предложения и выделите логический центр.
Видите, предложения состоят из одних и тех же слов, имеют одинаковое синтаксическое строение, однако по значению они отличаются.
Детям тоже нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.
Давайте мы с вами попробуем докончить пословицы, поговорки и интонационно выделим логические ударения в них .СЛАЙД№10
- ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО- ( СТОЙ СМЕЛО)
- ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ-…(ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)
- ЖИЗНЬ ДАНА…..( НА ДОБРЫЕ ДЕЛА)
- НЕ ВЕРЬ НАЧАЛУ-….( ВЕРЬ КОНЦУ)
- НЕ ЗНАЯ БРОДУ -…(НЕ СУЙСЯ В ВОДУ)
- КУДРИ ЗАВИВАЙ, ДА……(ПРО ДЕЛА НЕ ЗАБЫВАЙ)
СЛ АЙД№11. Следующий элемент выразительности - это пауза, которая играет огромную роль в нашей речи. Во время паузы- человек вдыхает воздух, берёт дыхание. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. СЛАЙД№12. Именно пауза несет работу по передаче смысла. Помните,? Известная фраза из м/ф « Казнить нельзя помиловать»
СЛАЙД№13. Прочтите самостоятельно, повышая и понижая интонацию, а также соблюдая паузы.
Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу(строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи. В нашей речи определяются три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный. СЛАЙД№14 Темп играет значительную роль в передаче эмоций. Резкие отклонения темпа мешают восприятию смысла.
- Скажите, пожалуйста, когда необходимо и полезно говорить быстро? ( при чтении скороговорок)(причём разучивать скороговорку лучше в медленном темпе, при работе артикуляции языка.)
- А когда необходимо говорить медленно?( когда сто-то объясняешь, когда загадываешь загадку)
СЛАЙД№15 ЗАДАНИЕ: Прочтите, пожалуйста , скороговорки меняя темп.
- Без дела жить - только небо коптить. (быстро)
- Новых друзей наживай, а старых не теряй. (медленно)
- Счастье не в воздухе вьётся, руками достаётся. (умеренно)
СЛАЙД№16. Прочтите.
СЛАЙД№17. Темп и ритм речи находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Для тренировки чувства ритма полезно использовать упражнения» Прохлопай, как я». Также для лучшего усвоения чувства ритма полезно использовать считалки различные пальчиковые упражнения, где взаимосвязаны речь и движения.
СЛАЙД№18. И, наконец, наш голос. Тембр- это окраска нашего голоса. Умение изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, и т. д.) можно использовать различные стихотворные тексты.
СЛАЙД № 19. Проведём небольшой концерт с вашим участием, уважаемые коллеги. Кто найдёт в файле цветочек, тот и будет артистом. Пожалуйста, прочтите выразительно данное стихотворение, выделяя голосом главные слова и словосочетания.
БЕЛЫЙ СНЕГ ПУШИСТЫЙ В ВОЗДУХЕ КРУЖИТСЯ
И НА ЗЕМЛЮ ТИХО ПАДАЕТ, ЛОЖИТСЯ.
И ПОД УТРО СНЕГОМ ПОЛЕ ЗАБЕЛЕЛО,
ТОЧНО ПЕЛЕНОЮ ВСЁ ЕГО ОДЕЛО.
ТЁМНЫЙ ЛЕС, ЧТО ШАПКОЙ, ПРИНАКРЫЛСЯ ЧУДНОЙ
И ЗАСНУЛ ПОД НЕЮ КРЕПКО, НЕПРОБУДНО.
СТАЛИ ДНИ КОРОТКИ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ МАЛО.
ВОТ ПРИШЛИ МОРОЗЫ И ЗИМА НАСТАЛА. ( И.Суриков)
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Нужно показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают поиграть вместе со всеми.
Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора и конечно же эмоционального выразительного исполнения как стихов так и исполнения характерных ролей того или иного персонажа в инсценировках.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения и овладения интонационными, выразительными характеристиками речи.
Давайте будем учить наших воспитанников выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но крайне необходима.
СЛАЙД№20.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней
Чиста,
Нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать:
О! КАК ЖЕ ТЫ КРАСИВА!
(Е. Щукина)
СЛАЙД№21 (список используемых источников.)
СЛАЙД№ 22. СПАСИБО ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ! ДО СВИДАНИЯ!
Покажите, пожалуйста, мимикой: Вы кушаете сладкое яблоко |
Покажите, пожалуйста, мимикой: Вы откусили кислый лимон. |
Покажите, пожалуйста, мимикой: Вы наслаждаетесь сочной грушей |
Список использованной литературы:
- Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М.: Издательство “Владос”, 2001.
- Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Издательство “Аркти”, 2001.
Характеристика групп детей по речевым способностям
1) дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, некомплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых; | |
2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются; | |
3) дети безынициативные, с не выразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем; | |
4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений. |
Характеристика групп детей по речевым способностям
1) дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых; | |
2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются; | |
3) дети безынициативные, с не выразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем; | |
4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Учимся говорить выразительно"
Советы логопеда родителям по развитию выразительности речи дошкольников...
Учимся говорить выразительно
Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение,...
Учимся говорить выразительно
Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение,...
Учимся говорить выразительно
Консультация для родителей...
Консультация "Учимся говорить выразительно"
Советы родителям "Учимся говорить выразительно"...
Учимся говорить выразительно. Консультация для родителей.
Упражнения для развития дикции и интонационной выразительности....
Учимся говорить выразительно!
От того, как Вы будете разговаривать с ребенком, насколько эмоционально окрашена будет Ваша речь, зависит и качество речи малыша....