Учимся говорить выразительно. Консультация для родителей.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Упражнения для развития дикции и интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_govorit_vyrazitelno.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Умка»

муниципального образования город Ноябрьск

      (МАДОУ «Умка»)

                                                           

Консультация для родителей.

                                                               Учитель-логопед Гусакова Л.И.

ДЕТИ седьмого ГОДА ЖИЗНИ ЧЁТКО УЛАВЛИВАЮТ ОТТЕНКИ  НАТРОЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

ПО ТОНУ ВАШЕГО ГОЛОСА, ПО ИНТОНАЦИИ МАЛЫШ МОЖЕТ ЛЕГКО ОПРЕДЕЛИТЬ  ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ К НЕМУ, К ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ПОЧУВСТВОАВТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ.

ЕСТЕСТВЕННО РЕБЕНОК ХОРОШО ПОНИМАЕТ И РАЗЛИЧАЕТ, КОГДА ВЫ РАЗГОВАРИАВЕТЕ С НИМ ЗАИНТЕРЕСОВАННО, А КОГДА - ФОРМАЛЬНО.

           РЕАКЦИЯ РЕБЕНКА НА НАШИ СЛОВА ТАКЖЕ БУДЕТ ИСКРЕННЕЙ, ЛИБО ФОРМАЛЬНОЙ. ЕСЛИ ВЫ ТОЛЬКО ДЕЛАЕТЕ ВИД , ЧТО СЛУШАЕТЕ КАКОЙ-ТО РАССКАЗ, ОПИСАНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ МАЛЫША, ОН ПОСТАРАЕТСЯ ПОБЫСТРЕЕ ЗАКОНЧИТЬ , ПРОБОРМОТАТЬ ТО, ЧТО СОБРАЛСЯ РАССКАЗАТЬ, И ЗАМКНЕТСЯ.

         ЧАЩЕ ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ, ПОКАЗЫВАЙТЕ, ЧТО СОПЕРЕЖИВАЕТЕ ЕМУ, ХОТИТЕ ПОНЯТЬ ЕГО - И ТОГДА ОН ПОЛНОСТЬЮ РАСКРОЕТСЯ ПЕРЕД ВАМИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ВАШ МАЛЫШ, О ЧЕМ ДУМАЕТ, ПОЧЕМУ ОН РЕШИЛ ВАМ ДОВЕРИТЬСЯ.

       ОТ ТОГО, КАК ВЫ БУДЕТЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ, НАСКОЛЬКО ИНТОНАЦИОННО ВЫРАЗИТЕЛЬНА, МЕЛОДИЧНА, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНА БУДЕТ ВАША РЕЧЬ, ЗАВИСИТ  И  КАЧЕСТВО РЕЧИ МАЛЫША.

      ЧТО ТАКОЕ ИНТОНАЦИЯ?     ЭТО  ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

ТОН МЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ  ,НИЗКИМ   ИЛИ СРЕДНИМ

ОН МОЖЕТ ПОВЫШАТЬСЯ ИЛИ ПОНИЖАТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ.

      ПОДВИЖНОСТЬ НАШЕГО ГОЛОСА, ЕГО ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ, ТЕМБР И ТЕМП РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМ СРЕДСТВОМ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ОНИ СОЗДАЮТ СВОЕОБРАЗНЫЙ МЕЛОДИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАЖДОГО СЛОВА И ФРАЗЫ, ПРИДАЮТ ВАШЕЙ РЕЧИ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.

   СИЛА ГОЛОСА И ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ ПЕРЕДАЮТ ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО.

     ТЕМП РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ БЫСТРЫМ, МЕДЛЕННЫМ ЗАМЕДЛЕННЫМ , УСКОРЕННЫМ И Т.П. ТЕМП ЧАСТО ПЕРЕДАЕТ ХАРАКТЕР, А ТЕМБР НАСТРОЕНИЕ.

     ТЕМБР ГОЛОСА ЧАСТО ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАШЕГО НАСТРОЕНИЯ, ОТ ТОГО, КАК ВЕСЕЛО,ГРУСТНО, СПОКОЙНО ИЛИ РАВНОДУШНО МЫ ГОВОРИМ.

       ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОДНА И ТАЖЕ ФРАЗА МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ ПО РАЗНОМУ: БЫСТРО И МЕДЛЕННО, ВЫСОКИМ ИЛИ НИЗКИМ ТОНОМ, ГРОМКО ИЛИ ТИХО, РАДОСТНО ИЛИ ГРУСТНО.

   

СДЕЛАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО БОГАТОЙ ПОМОГУТ И СЛЕДУЮЩИЕ   УПРАЖНЕНИЯ.

 

«Футбол»

Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тётя: «Фи , футбол!» (презрительно)

Сказала мама: «Фу , футбол!»( недовольно)

Сетсра сказала: «Ну , футбол!»( с сомнением)

А я ответил: «ВО! , футбол!»( с одобрением)

  «Поезд»

Передайте  с помощью интонации движение поезда.

Произносите текст сначала медленно-поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп-поезд набирает ход, идет  на полной скорости.

  Вагоны вперед покатились как мячики:

Так-чики,                Так-чики,

Так-чики,                Так-чики!

Разная интонация

Объясниет разницу в произношении  предложений.

В чем особеннось каждого вида интонации?

Едем на концерт.

Едем на концерт?

Едем на концерт!

По данному образцу произнесите вслух следующие чистоговорки с разной интонацией.

Король орёл.

Убежало молоко.

Слово-олово.

Пили лилипуты.

  • Прочитайте ребенку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

-Кто сломал в лесу малину?-               - Кто таскал наш мед из улья?-

тонко заяц пропищал.                         Дружно пчелы прожужжали.  

Ушки зайца шевелились,                        Что же бедным пчелам думать

Он от страха весь дрожал.                Съеден мед, а кем - не знают.

-Кто болото взбаламутил?-                - Кто тут чем-то недоволен?-

громко квакнула лягушка.                Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной              - Я поел малинки вволю!

Чуть видна ее макушка.                        На полянке я топтался!

                                                                 

-Предложите ребенку вставлять одну и  ту же повторяющуюся фразу в стихотворении, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                        Когда они поели,

И поспешил узнать,                                То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                        Сказал, закончив дело:

-Пойдем с тобой гулять?                       - Пойдем с тобой гулять!

                                

                                И мама отвечала:

                                -Ну что ж, не будем ждать.

                                Уж коли обещала-

                                -Пойдем с тобой гулять!

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Учимся говорить выразительно"

Советы логопеда родителям по развитию выразительности речи дошкольников...

Консультация для родителей "Учимся говорить выразительно".

Консультация для родителей "Учимся говорить выразительно"....

" Учимся говорить правильно" Консультация для родителей.

" Учимся говорить правильно" КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

" Учимся говорить правильно" Консультация для родителей.

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Учимся говорить выразительно"

Консультация для родителей и педагогов на тему: "учимся говорить выразительно"....

Консультация для родителей: «Учимся говорить выразительно»

Консультация для родителей:«Учимся говорить выразительно»...