«Моя малая родина – Копейск»
проект

Егорова Елена Геннадьевна
Проект «Моя малая родина – Копейск»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx99.23 КБ

Предварительный просмотр:

original.jpeg


Введение.

Вид проекта: информационный

Продолжительность проекта – 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Возраст участников: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья  с 1 по 4 класс

Актуальность.

Проект «Моя малая родина – Копейск» разработан  к 110-летию города.  Копейск - небольшой трудовой город с уникальной историей, обладатель редкой государственной награды - ордена Красного знамени. В современном мире все более  возрастает интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Мы не случайно обратились к проблеме использования краеведческого материала на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что обучающиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратились к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у обучающихся  таких чувств,  как привязанность, любовь к родному краю.

Цель:

• расширить знания детей о своей малой родине и учить добывать, систематизировать полученную информацию.

Задачи:

  • расширить и конкретизировать представления детей об окружающем мире  (семья, улица, город),
  •  дать представление о ментальной карте, принимать участие в составлении и их использовании в работе над проектом «Моя малая родина- Копейск»,
  • выяснить особенности развития и истории Копейска,
  • сотрудничать с одноклассниками и родителями,
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину,
  • оформить собранный материал в виде книг «Азбука Копейска», «Копейск в картинках», ленты времени «Копейск. Путешествие во времени»

Этапы работы над   проектом:

Этап

Время проведения

мероприятия

Организационный

1-2 неделя сентября

Обсуждение целей и задач проекта. Составление ментальной карты.

Подготовительный

(исследовательский)

3-4 неделя сентября

  1. Поисковая работа учащихся совместно с родителями, беседы в семье
  2. Экскурсия по городу
  3. Посещение  городского краеведческго музея,

библиотеки

  1. Сбор книг, фотографий, открыток о Копейске

Основной

Октябрь-ноябрь (1-2 недели)

1.   Урок труда. Изготовление закладки «Символика Копейска»

2. Выпуск книги «Азбука Копейска»

3.    Изготовление книги «Копейск в картинках»

4.   Лента времени «Копейск. Путешествие во времени»

5. Урок ИЗО «Я и Копейск»

6.  Фотоколлаж «»Мой любимый уголок Копейска»

заключительный

Ноябрь (3-4 недели)

Классный час «Моя малая родина» Рефлексия (составление ментальной карты)

Контингент обучающихся по структуре дефекта неоднороден. В соответствии с дифференцированным подходом ученики поделены на две подгруппы.

Планируемые результаты:

Предполагаемые резуль

таты

Первая подгруппа

Вторая подгруппа

Личностные

  • Способность к осмыслению социального  окружения, своего места в нем;
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и  эстетическому ее восприятию;
  • Целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

  • Развитие чувства любви к семье, к школе;
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления о окружающем мире: город, улица);
  • Развитие положительных качеств личности;
  • Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Метапредметные

  • Умение работать с информацией;  
  • Умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;  
  • Умение оценить степень успешности своей деятельности;  
  • Умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;  
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Не предусматриваются

Предметные

Литературное чтение:

  • Осознание значимости чтения для личного развития;
  • Формирование представлений о малой родине через чтение стихотворений и загадок о Копейске.

Окружающий мир:

  • Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Копейска;
  • Освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества родного края.

Изобразительное искусство:

  • Сформированность основ художественной культуры на материале родного края.

Технология:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

Язык - знания о языке и речевая практика.

Овладение грамотой:

  • Осознанное и по возможности правильное без искажения чтение целыми словами художественных текстов (стихотворений, загадок о Копейске);
  • Правильное и точное обозначение словом предметов, событий, явлений, составляющих содержание ситуаций общения в повседневной жизни;
  • Использование фразовой речи в высказываниях, основанных на личных впечатлениях, наблюдениях;
  • Формирование знания правил коммуникации умения использовать их в актуальных для ребенка речевых ситуациях;

Естествознание:

  • Представления об объектах и явлениях неживой и живой природы родного края;
  • Понимание необходимости охраны природы родного города;
  • Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
  • Знать и соблюдать основные нормы культурного поведения в общественных местах

Обществознание:

  • Представления о своей малой родине, как о городе, в котором родился и живешь;
  • Понимание бережного отношения к своему городу;

Искусство:

  • Умение создавать творческие работы, опираясь на собственные впечатления.

Ручной труд:

Позитивное отношение к разным видам ручного труда;

Умения использовать простейшие инструменты;

Продукты:

  1. Ментальные карты (организационный, заключительный этапы)
  2. Лента времени «Копейск. Путешествие во времени»
  3. Книга «Копейск в картинках»
  4. Книга «Азбука Копейска»

Основная часть.

На стартовой диагностике ученикам был предложен тест «Что мы знаем о Копейске?». Исходя из практики, можем сказать, что приходящие в школу дети обладают очень скудными знаниями. Они могут назвать город, часто путая со страной, более половины класса называют адрес, и на этом, в основном, их познания об окружающем мире исчерпываются. Поэтому для учителя открывается широкое поле деятельности, которое необходимо пополнить недостающими сведениями. Этот же тест был дан повторно в конце проектной деятельности (Приложение 1, 2).

В работе над проектом использовался прием создания ментальных карт. Яркость, легкость и популярность использования ментальных карт во всем мире побудил к его использованию  в проектной деятельности. Данный прием позволяет наглядно представить необходимую информацию, выделить главные моменты. Ментальные карты были составлены обучающимися совместно  с педагогами на этапе планирования проекта и по его завершению.

На исследовательском этапе при изучении истории города обучающимися при помощи педагогов  и родителей была собрана информация об истории города Копейска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали детям в поиске интересной информации, беседовали с бабушками и дедушками, выясняли особенности истории, развития города.  Некоторые семьи предоставили личные ценные фотографии, статьи городской газеты «Копейский рабочий»  (семья Денисенко  статья о бабушке- участнице Великой Отечественной войны). Ученики узнали немало интересной информации, например о том, что в 50-е – 70-е годы по городу Копейску ходили трамваи.

Были использованы разнообразные формы организации работы по проектной деятельности:

  • экскурсия по городу;
  • экскурсия  в  городской краеведческий музей;
  • выставка, приуроченная к 110-летию города Копейска в городской детской библиотеке;
  • классный час «Мой город – Копейск»;
  • урок ИЗО «Иллюстрации для книги «Копейск в картинках»;
  • урок технологии «Закладка «Символика города Копейска».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом работа по проектной деятельности «Моя малая родина – Копейск» была включена во все предметные области.

Предметные области

Первая подгруппа

Вторая подгруппа

Филология

  • Загадки,  ребусы  и стихотворения о Копейске на уроках чтения, а также на минутках чистописания на уроках русского языка;
  • Составление и использование книги «Азбука Копейска»

Окружающий мир

Работа над лентой времени «Копейск. Путешествие во времени»;

Обращение к краеведческому материалу на уроках окружающего мира.

Искусство

Рисование иллюстраций для книги «Копейск в картинах» на уроке ИЗО

Технология

Изготовление закладки для книг «Символика Копейска»

Заключение.

Проект «Моя Малая Родина - Копейск» создавался три месяца. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. В ходе проектной деятельности получены следующие продукты: книга «Копейск в картинках»,  лента времени «Копейск. Путешествие во времени», «Азбука Копейска». Анализируя результаты теста четко прослеживается положительная динамика.

Участники проекта познакомились с историей города, расширили и систематизировали знания  об окружающем мире (семье, улице, городе). Дети принимали активное участие в составлении ментальных карт и научились пользоваться ими. Также научились работать в группах, слушать друг друга и высказывать свое мнение. И самое главное у детей появилось чувство гордости за свой город, и мы смело можем сказать  «Нам есть, чем гордиться. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что мы - копейчане - люди сильные, крепкие и умелые. Мы любим свой город и многое сделаем, чтобы он стал еще более красивым, богатым и знаменитым».

Приложение 1.

Тест «Что мы знаем о своем городе?

(для первой подгруппы)

1.Закончи предложения:

Мой город

Моя улица

Мой дом

Моя квартира   (максимальное кол-во-5 б.)                                                                  

2. Выбери правильный ответ:

а) Копейск расположен рядом с Челябинском;

б) Копейск расположен рядом с Москвой. (1б.)                                    

3. Каким орденом награжден город Копейск?

а)  Орденом  Красного знамени,

б)  Орденом Отечественной войны (1б.)

4.Выбери правильный ответ:

а) Название  города Копейска связано с копейкой,

б) Название города Копейска связано с угольными копями. (1 б.)

5. Какие  памятные места города тебе знакомы?    (3 б)

           Тест «Что мы знаем о своем городе?

(для второй подгруппы)

1.  Выбери название твоего города:

а)  Копейск,

б)  Москва,

2. Назови свой домашний адрес

3. Назови (покажи на картинке) птиц, обитающих в Копейске.

4. Назови (покажи на картинке) животных, обитающих в лесах Челябинской области.

Результаты теста.

Фамилия, имя

Входной тест

Кол-во баллов

Конечный тест

Кол-во баллов

Первая подгруппа

Кирилл Ф.

5

9

Никита Т.

4

9

Дима В.

5

9

Тимофей М

4

8

Даниил В.

4

8

Влад П.

5

10

Яна Л.

3

8

Вторая подгруппа

Паша Д.

2

4

Антон С.

1

6

Толя С.

2

7

Кристина Д.

3

7

Карина К.

1

5

Марина М.

2

5

Таня М.

2

5

Маша М.

2

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Мастер - класс "Моя малая Родина - Копейск".

Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по знакомству детей с родным городом через разнообразные приёмы....

Старшая группа. Рекомендации для родителей по теме "Моя малая Родина- Копейск"

Старшая группа. Рекомендации для родителей по теме "Моя малая Родина- Копейск"...

Подготовительная группа. Рекомендации для родителей по теме: «Моя малая родина. Южный Урал. Копейск»

Подготовительная группа. Рекомендации для родителей по теме: «Моя малая родина. Южный Урал. Копейск»...