«Моя малая родина – Копейск»
проект
Предварительный просмотр:
Введение.
Вид проекта: информационный
Продолжительность проекта – 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Возраст участников: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с 1 по 4 класс
Актуальность.
Проект «Моя малая родина – Копейск» разработан к 110-летию города. Копейск - небольшой трудовой город с уникальной историей, обладатель редкой государственной награды - ордена Красного знамени. В современном мире все более возрастает интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Мы не случайно обратились к проблеме использования краеведческого материала на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что обучающиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратились к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у обучающихся таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю.
Цель:
• расширить знания детей о своей малой родине и учить добывать, систематизировать полученную информацию.
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления детей об окружающем мире (семья, улица, город),
- дать представление о ментальной карте, принимать участие в составлении и их использовании в работе над проектом «Моя малая родина- Копейск»,
- выяснить особенности развития и истории Копейска,
- сотрудничать с одноклассниками и родителями,
- воспитывать чувство гордости за свою малую родину,
- оформить собранный материал в виде книг «Азбука Копейска», «Копейск в картинках», ленты времени «Копейск. Путешествие во времени»
Этапы работы над проектом:
Этап | Время проведения | мероприятия |
Организационный | 1-2 неделя сентября | Обсуждение целей и задач проекта. Составление ментальной карты. |
Подготовительный (исследовательский) | 3-4 неделя сентября |
библиотеки
|
Основной | Октябрь-ноябрь (1-2 недели) | 1. Урок труда. Изготовление закладки «Символика Копейска» 2. Выпуск книги «Азбука Копейска» 3. Изготовление книги «Копейск в картинках» 4. Лента времени «Копейск. Путешествие во времени» 5. Урок ИЗО «Я и Копейск» 6. Фотоколлаж «»Мой любимый уголок Копейска» |
заключительный | Ноябрь (3-4 недели) | Классный час «Моя малая родина» Рефлексия (составление ментальной карты) |
Контингент обучающихся по структуре дефекта неоднороден. В соответствии с дифференцированным подходом ученики поделены на две подгруппы.
Планируемые результаты:
Предполагаемые резуль таты | Первая подгруппа | Вторая подгруппа |
Личностные |
|
|
Метапредметные |
| Не предусматриваются |
Предметные | Литературное чтение:
Окружающий мир:
Изобразительное искусство:
Технология:
| Язык - знания о языке и речевая практика. Овладение грамотой:
Естествознание:
Обществознание:
Искусство:
Ручной труд: Позитивное отношение к разным видам ручного труда; Умения использовать простейшие инструменты; |
Продукты:
- Ментальные карты (организационный, заключительный этапы)
- Лента времени «Копейск. Путешествие во времени»
- Книга «Копейск в картинках»
- Книга «Азбука Копейска»
Основная часть.
На стартовой диагностике ученикам был предложен тест «Что мы знаем о Копейске?». Исходя из практики, можем сказать, что приходящие в школу дети обладают очень скудными знаниями. Они могут назвать город, часто путая со страной, более половины класса называют адрес, и на этом, в основном, их познания об окружающем мире исчерпываются. Поэтому для учителя открывается широкое поле деятельности, которое необходимо пополнить недостающими сведениями. Этот же тест был дан повторно в конце проектной деятельности (Приложение 1, 2).
В работе над проектом использовался прием создания ментальных карт. Яркость, легкость и популярность использования ментальных карт во всем мире побудил к его использованию в проектной деятельности. Данный прием позволяет наглядно представить необходимую информацию, выделить главные моменты. Ментальные карты были составлены обучающимися совместно с педагогами на этапе планирования проекта и по его завершению.
На исследовательском этапе при изучении истории города обучающимися при помощи педагогов и родителей была собрана информация об истории города Копейска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали детям в поиске интересной информации, беседовали с бабушками и дедушками, выясняли особенности истории, развития города. Некоторые семьи предоставили личные ценные фотографии, статьи городской газеты «Копейский рабочий» (семья Денисенко статья о бабушке- участнице Великой Отечественной войны). Ученики узнали немало интересной информации, например о том, что в 50-е – 70-е годы по городу Копейску ходили трамваи.
Были использованы разнообразные формы организации работы по проектной деятельности:
- экскурсия по городу;
- экскурсия в городской краеведческий музей;
- выставка, приуроченная к 110-летию города Копейска в городской детской библиотеке;
- классный час «Мой город – Копейск»;
- урок ИЗО «Иллюстрации для книги «Копейск в картинках»;
- урок технологии «Закладка «Символика города Копейска».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом работа по проектной деятельности «Моя малая родина – Копейск» была включена во все предметные области.
Предметные области | Первая подгруппа | Вторая подгруппа |
Филология |
| |
Окружающий мир | Работа над лентой времени «Копейск. Путешествие во времени»; Обращение к краеведческому материалу на уроках окружающего мира. | |
Искусство | Рисование иллюстраций для книги «Копейск в картинах» на уроке ИЗО | |
Технология | Изготовление закладки для книг «Символика Копейска» |
Заключение.
Проект «Моя Малая Родина - Копейск» создавался три месяца. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. В ходе проектной деятельности получены следующие продукты: книга «Копейск в картинках», лента времени «Копейск. Путешествие во времени», «Азбука Копейска». Анализируя результаты теста четко прослеживается положительная динамика.
Участники проекта познакомились с историей города, расширили и систематизировали знания об окружающем мире (семье, улице, городе). Дети принимали активное участие в составлении ментальных карт и научились пользоваться ими. Также научились работать в группах, слушать друг друга и высказывать свое мнение. И самое главное у детей появилось чувство гордости за свой город, и мы смело можем сказать «Нам есть, чем гордиться. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что мы - копейчане - люди сильные, крепкие и умелые. Мы любим свой город и многое сделаем, чтобы он стал еще более красивым, богатым и знаменитым».
Приложение 1.
Тест «Что мы знаем о своем городе?
(для первой подгруппы)
1.Закончи предложения:
Мой город
Моя улица
Мой дом
Моя квартира (максимальное кол-во-5 б.)
2. Выбери правильный ответ:
а) Копейск расположен рядом с Челябинском;
б) Копейск расположен рядом с Москвой. (1б.)
3. Каким орденом награжден город Копейск?
а) Орденом Красного знамени,
б) Орденом Отечественной войны (1б.)
4.Выбери правильный ответ:
а) Название города Копейска связано с копейкой,
б) Название города Копейска связано с угольными копями. (1 б.)
5. Какие памятные места города тебе знакомы? (3 б)
Тест «Что мы знаем о своем городе?
(для второй подгруппы)
1. Выбери название твоего города:
а) Копейск,
б) Москва,
2. Назови свой домашний адрес
3. Назови (покажи на картинке) птиц, обитающих в Копейске.
4. Назови (покажи на картинке) животных, обитающих в лесах Челябинской области.
Результаты теста.
№ | Фамилия, имя | Входной тест Кол-во баллов | Конечный тест Кол-во баллов |
Первая подгруппа | |||
Кирилл Ф. | 5 | 9 | |
Никита Т. | 4 | 9 | |
Дима В. | 5 | 9 | |
Тимофей М | 4 | 8 | |
Даниил В. | 4 | 8 | |
Влад П. | 5 | 10 | |
Яна Л. | 3 | 8 | |
Вторая подгруппа | |||
Паша Д. | 2 | 4 | |
Антон С. | 1 | 6 | |
Толя С. | 2 | 7 | |
Кристина Д. | 3 | 7 | |
Карина К. | 1 | 5 | |
Марина М. | 2 | 5 | |
Таня М. | 2 | 5 | |
Маша М. | 2 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Мастер - класс "Моя малая Родина - Копейск".
Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по знакомству детей с родным городом через разнообразные приёмы....
Мастер - класс "Моя малая Родина - Копейск".
Презентация...
Старшая группа. Рекомендации для родителей по теме "Моя малая Родина- Копейск"
Старшая группа. Рекомендации для родителей по теме "Моя малая Родина- Копейск"...
Подготовительная группа. Рекомендации для родителей по теме: «Моя малая родина. Южный Урал. Копейск»
Подготовительная группа. Рекомендации для родителей по теме: «Моя малая родина. Южный Урал. Копейск»...