Эксперименты лаборатории "ПОЧЕМУЧЕК"
материал (подготовительная группа)

Журова Оксана Юрьевна

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций.

Лаборатория «ПОЧЕМУЧКИ»

Детский возраст от 3 до 5 лет часто называют периодом «почемучек», поскольку дети активно интересуются всем вокруг и задают множество вопросов. На базе нашей группы мы создали лабораторию «ПОЧЕМУЧКИ».  Ребята подросли, но вопросов меньше не становится.

Любознательность моих ребят, подтолкнула меня на поиски ответов на их вопросы. Но простой ответ – это слишком мало для детей, у которых наглядно образное мышление

Так мы начали творить, экспериментировать. Да, все эти “что” и “почему” – не что иное, как способ познания мира. Позже они научатся пользоваться справочной литературой, брать информацию из книг и Интернета. А пока главный источник информации – близкие люди, мама с папой и конечно же мы воспитатели. Сейчас мы для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать! Поэтому наша лаборатория всегда активно сотрудничает с семьей. Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Мои почемучки очень любят различные эксперименты, некоторые из них я предлагаю вам.

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; — Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
  • Развивать наблюдательность
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
  • Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Предполагаемый результат:

  1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
  3. Сформированы основы диалектического мышления.
  4. Углублены знания, предусмотренные программой.
  5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
  6. Сформированы коммуникативные навыки.
  7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  10. У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
  11. У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

  • Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах»«Есть ли у воды форма?» Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  • Опыты «Почему снег мягкий»«Как снег превращается в воду», «Горит ли снег»

Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

  • Опыт «Солнечные зайчики» Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства» Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.
  • «Увеличительные стекла» Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность
  • Разгадывание загадок.
  • Словесные игры: «Как на ёлке снег" «Из чего- какой»
  •  Дидактические игры «Выполни рисунок»«Узнай по описанию»«Зимние запасы».
  • Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности
  • Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам»
  • Игры со снегом: «Постройка снеговиков и крепости»
  • Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух»«Выбери нужное».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_nashey_laboratorii.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций.

Лаборатория «ПОЧЕМУЧКИ»

Детский возраст от 3 до 5 лет часто называют периодом «почемучек», поскольку дети активно интересуются всем вокруг и задают множество вопросов. На базе нашей группы мы создали лабораторию «ПОЧЕМУЧКИ».  Ребята подросли, но вопросов меньше не становится.

Любознательность моих ребят, подтолкнула меня на поиски ответов на их вопросы. Но простой ответ – это слишком мало для детей, у которых наглядно образное мышление

Так мы начали творить, экспериментировать. Да, все эти “что” и “почему” – не что иное, как способ познания мира. Позже они научатся пользоваться справочной литературой, брать информацию из книг и Интернета. А пока главный источник информации – близкие люди, мама с папой и конечно же мы воспитатели. Сейчас мы для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать! Поэтому наша лаборатория всегда активно сотрудничает с семьей. Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Мои почемучки очень любят различные эксперименты, некоторые из них я предлагаю вам.

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; — Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
  • Развивать наблюдательность
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
  • Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Предполагаемый результат:

  1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
  3. Сформированы основы диалектического мышления.
  4. Углублены знания, предусмотренные программой.
  5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
  6. Сформированы коммуникативные навыки.
  7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  10. У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
  11. У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

  • Опыты «Имеет ли вода цвет, вкус и запах»«Есть ли у воды форма?» Цель: Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  • Опыты «Почему снег мягкий»«Как снег превращается в воду», «Горит ли снег»

Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

  • Опыт «Солнечные зайчики» Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер и его свойства» Цель: рассказать детям о природе возникновения ветра, его свойствах.
  • «Увеличительные стекла» Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность
  • Разгадывание загадок.
  • Словесные игры: «Как на ёлке снег" «Из чего- какой» 
  •  Дидактические игры «Выполни рисунок»«Узнай по описанию»«Зимние запасы».
  • Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности
  • Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам»
  • Игры со снегом: «Постройка снеговиков и крепости»
  • Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух»«Выбери нужное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

«Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».

Реферат по психологии На тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент»....

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...