Тренинг для руководящего и педагогического состава "Эмоциональное выгорание"
презентация
Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий ( например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.
Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное выгорание Это истощение физических , психологических (эмоциональных) и интеллектуальных сил. К группе риска относятся все профессии типа «человек-человек», где приходится ежедневно контактировать с множеством других людей. Переход к эмоциональному выгоранию сопутствует три фактора: эмоциональное истощение; - деперсонализация; профессиональная эффективность.
Эмоциональное истощение Это чувство усталости, неудовлетворенности, опустошенности по отношению к работе и, как правило, другим сферам жизни. Если работа у человека занимает основную долю времени, то логично, что она и является первоосновой отношения человека ко всему миру. Если в работе не видно смысла, то пропадает он и в остальных сферах. Со временем развивается полная апатия и, конечно, цинизм.
Деперсонализация Или циничное отношение ко всему происходящему – еще один характерный элемент эмоционального выгорания. Если мы говорим о том, что чаще выгорание встречается в социальных профессиях, то в данном контексте цинизм подразумевает: аморальное, негуманное, равнодушное отношение. Достаточно вспомнить злых женщин, сидящих в окошках учреждений; врачей, которым все время некогда и «они же дали рецепт, что еще нужно». Все это признаки эмоционального выгорания и, можно сказать, ненависти к работе.
Профессиональная эффективность Или еще редукция – упрощение (от сложного к простому). Но речь не столько о снижение продуктивности, сколько о личностно-профессиональном обесценивании. Специалист не чувствует свою компетентность, но чувствует неуспех в профессиональной сфере. От этого снижается самооценка.
Результаты
Результаты
Общая диаграмма эмоционального выгорания (возраст/стаж)
Профилактика Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно: вырабатывать гибкость мышления; развивать артистичные умения; р асширять способы общения с людьми; учиться менять восприятие людей. В противном случае и дома, и на работе возникают конфликты, разногласия, а сам человек страдает от деформаций.
«Снежный ком» Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть не свое имя а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, «Я спокойная».
«Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
«Поменяйтесь местами те, кто…» Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу. Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами. - Часто чувствует усталость. - У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
«Три слова о своей работе…» Цель: увидеть ценности своей работы для себя. Инструкции: получивший мяч, не задумываясь называет три слова ассоциирующихся у него с работой.
«Я на работе, я дома». Теперь я вас попрошу нарисовать два круга, не больших. Первый круг - реальный как происходит у вас сейчас на работе/дома (делим свой круг на проценты). Сколько процентов у вас занимает дом а сколько работа. А второй круг как бы вы хотели, возможно вы бы не чего и не меняли. Оставили все как есть.
«Три поступка, которыми я горжусь». Цель: Повышение самооценки Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух - «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. «Напишите три поступка в своей жизни которыми вы гордитесь, а потом выбрать один самый главный для вас и озвучить его. «Я не хочу хвастаться, но я горжусь…..!» Легко ли вы справились с этим заданием?
«Живой коридор» Цель: Снятия напряжения. Инструкция: встаем в 2 ряда друг напротив друга, и каждый должен пройти по этому коридору с закрытыми глазами. Участники гладят легкими движениями проходящего. Так должен пройти каждый участник.
Рекомендации Научитесь сразу сбрасывать негативные эмоции, чтобы они не переходили в психосоматику: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять/разорвать и выбросить. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. Научитесь «слушать» себя. Если выпадает возможность сделайте что-нибудь для себя.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (MBI)
(Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н.Е.)
Возраст……... Пол……………
Профессия/должность …………………………………………………………………………….
Стаж работы в данной должности …………………........
№ | Утверждение | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
1. | Я чувствую себя эмоционально опустошенной. | |||||||
2. | К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжитый лимон». | |||||||
3. | Я чувствую себя усталой, когда встаю утром и должна идти на работу. | |||||||
4. | Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому свой подход. | |||||||
5. | Я общаюсь с моими воспитанниками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума. | |||||||
6. | Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно. | |||||||
7. | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками (родителями). | |||||||
8. | Я чувствую угнетенность и апатию. | |||||||
9. | Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег. | |||||||
10. | В последнее время я стала более отстраненной и жесткой по отношению к тем, с кем работаю. | |||||||
11. | Как правило, воспитанники, их родители и администрация д.сада слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы. | |||||||
12. | У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление. | |||||||
13. | Я испытываю эмоциональный спад на работе. | |||||||
14. | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. | |||||||
15. | Я не могу быть участливой ко всем воспитанникам (родителям), особенно недисциплинированным и не желающим учиться. | |||||||
16. | Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы. | |||||||
17. | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками (родителям) и коллегами. | |||||||
18. | Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения. | |||||||
19. | Я многое успеваю сделать на работе и дома. | |||||||
20. | Я чувствую себя на пределе возможностей. | |||||||
21. | Я многого смогу еще достичь в своей жизни. | |||||||
22. | Бывает, что коллеги, воспитанники и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ...
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
2018г. Приказ № 78 от 27. 03. 2018г. "Об утверждении плана-графика повышения квалификации руководящих и педагогических работников МАДОУ д.с. Росинка на 2018-2019 у.г."
2018г. Приказ № 78 от 27. 03. 2018г. Об утверждении плана-...
2018г. Приказ № 305 от 22. 11. 2018г. "План-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников МАДОУ д.с. Росинка на 2019-2023 у.г."
2018г. Приказ № 305 от 22. 11. 2018г. План-график повышения квали...
Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций
Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Мы вместе" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...