Тренинг для руководящего и педагогического состава "Эмоциональное выгорание"
презентация

Боровкова Елена Павловна

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой  реальности.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.

Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий ( например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение  числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное выгорание

Слайд 2

Эмоциональное выгорание Это истощение физических , психологических (эмоциональных) и интеллектуальных сил. К группе риска относятся все профессии типа «человек-человек», где приходится ежедневно контактировать с множеством других людей. Переход к эмоциональному выгоранию сопутствует три фактора: эмоциональное истощение; - деперсонализация; профессиональная эффективность.

Слайд 3

Эмоциональное истощение Это чувство усталости, неудовлетворенности, опустошенности по отношению к работе и, как правило, другим сферам жизни. Если работа у человека занимает основную долю времени, то логично, что она и является первоосновой отношения человека ко всему миру. Если в работе не видно смысла, то пропадает он и в остальных сферах. Со временем развивается полная апатия и, конечно, цинизм.

Слайд 4

Деперсонализация Или циничное отношение ко всему происходящему – еще один характерный элемент эмоционального выгорания. Если мы говорим о том, что чаще выгорание встречается в социальных профессиях, то в данном контексте цинизм подразумевает: аморальное, негуманное, равнодушное отношение. Достаточно вспомнить злых женщин, сидящих в окошках учреждений; врачей, которым все время некогда и «они же дали рецепт, что еще нужно». Все это признаки эмоционального выгорания и, можно сказать, ненависти к работе.

Слайд 5

Профессиональная эффективность Или еще редукция – упрощение (от сложного к простому). Но речь не столько о снижение продуктивности, сколько о личностно-профессиональном обесценивании. Специалист не чувствует свою компетентность, но чувствует неуспех в профессиональной сфере. От этого снижается самооценка.

Слайд 6

Результаты

Слайд 7

Результаты

Слайд 8

Общая диаграмма эмоционального выгорания (возраст/стаж)

Слайд 9

Профилактика Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно: вырабатывать гибкость мышления; развивать артистичные умения; р асширять способы общения с людьми; учиться менять восприятие людей. В противном случае и дома, и на работе возникают конфликты, разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

Слайд 10

«Снежный ком» Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть не свое имя а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, «Я спокойная».

Слайд 11

«Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Слайд 12

«Поменяйтесь местами те, кто…» Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу. Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами. - Часто чувствует усталость. - У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

Слайд 13

«Три слова о своей работе…» Цель: увидеть ценности своей работы для себя. Инструкции: получивший мяч, не задумываясь называет три слова ассоциирующихся у него с работой.

Слайд 14

«Я на работе, я дома». Теперь я вас попрошу нарисовать два круга, не больших. Первый круг - реальный как происходит у вас сейчас на работе/дома (делим свой круг на проценты). Сколько процентов у вас занимает дом а сколько работа. А второй круг как бы вы хотели, возможно вы бы не чего и не меняли. Оставили все как есть.

Слайд 15

«Три поступка, которыми я горжусь». Цель: Повышение самооценки Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух - «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. «Напишите три поступка в своей жизни которыми вы гордитесь, а потом выбрать один самый главный для вас и озвучить его. «Я не хочу хвастаться, но я горжусь…..!» Легко ли вы справились с этим заданием?

Слайд 16

«Живой коридор» Цель: Снятия напряжения. Инструкция: встаем в 2 ряда друг напротив друга, и каждый должен пройти по этому коридору с закрытыми глазами. Участники гладят легкими движениями проходящего. Так должен пройти каждый участник.

Слайд 17

Рекомендации Научитесь сразу сбрасывать негативные эмоции, чтобы они не переходили в психосоматику: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять/разорвать и выбросить. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. Научитесь «слушать» себя. Если выпадает возможность сделайте что-нибудь для себя.

Слайд 18

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (MBI)

(Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н.Е.)

Возраст……... Пол……………

Профессия/должность …………………………………………………………………………….

Стаж работы в данной должности …………………........

Утверждение

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенной.

2.

К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжитый лимон».

3.

Я чувствую себя усталой, когда встаю утром и должна идти на работу.

4.

Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому свой подход.

5.

Я общаюсь с моими воспитанниками  чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6.

Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно.

7.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками (родителями).

8.

Я чувствую угнетенность и апатию.

9.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег.

10.

В последнее время я стала более отстраненной  и жесткой по отношению к тем, с кем работаю.

11.

Как правило, воспитанники, их родители и администрация д.сада слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы.

12.

У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13.

Я испытываю эмоциональный спад на работе.

14.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15.

Я не могу быть участливой ко всем воспитанникам (родителям), особенно недисциплинированным и не желающим учиться.

16.

Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы.

17.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками (родителям) и коллегами.

18.

Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

19.

Я многое успеваю сделать на работе и дома.

20.

Я чувствую себя на пределе возможностей.

21.

Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22.

Бывает, что коллеги, воспитанники и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций

Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"...