Рассказ об оригинальных методиках, инновационных подходах, новинках в работе дошкольной организации.
материал (средняя группа)

Круглякова Дария Дмитриевна

Представлены оригинальные методики, инновационные технологии, используемые педагогами в образовательной деятельности для повышения качества образования. Основная задача развития личности - выбрать оригинальные методики, новинки, методы и формы организации работы, инновационные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformirovanie_doshkolnogo_obrazovaniya.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям- работать не только в режиме функционирования, но и развития. Переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. Основная задача педагогов детского сада №53 «Солнышко»– выбрать оригинальные методики, новинки, методы и формы организации работы, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, педагоги детского сада, часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего пребывания в дошкольной организации? Что же способствует этому успеху? Мы пришли к выводу, что для эффективности образовательной деятельности необходим поиск инновационных подходов, внедрение в практику работы оригинальных, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Детский сад начал свою работу в инновационном режиме с 20…года. Инновационная деятельность ведется по трем направлениям:

I. Инновации в работе с педагогическими кадрами

II. Инновации в содержании образования (использование эффективных

педагогических технологий)

III. Инновации во взаимодействии с семьями воспитанников.

В нашем дошкольном учреждении в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2013гг. начала работать стажировочная площадка по распространению опыта работы в вопросах внедрения вариативных форм в систему дошкольного образования. Задача проекта - ознакомление руководителей с существующими моделями дошкольных образовательных учреждений, проектирование моделей управления, отвечающих потребностям общества, и создание сети инновационных учреждений. Работа дошкольной организации в инновационном режиме и в рамках стажировочной площадке потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новых методов, способов, технологий.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении, стал научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая дошкольной организации и заместитель заведующей.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важным в работе научно-методического совета является анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.

В нашей дошкольной организации широко используется методический час, где рассматриваются теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищут пути их решения. При проведении диспутов и круглых столов применяют разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, решение кроссвордов, Все это помогает уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Еще одной формой работы с педагогами являются тренинги с использованием технологии тимбилдинга, на которых решаются такие задачи:

- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

- Осознание себя командой.

Повышение мастерства педагогов нашего детского сада, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов, так как они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, формируют положительные отношения между сотрудниками. К числу наиболее эффективных форм работы с кадрами можно отнести групповую работу, в том числе и малых группах, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, викторины и др.

На наш взгляд самыми эффективными интерактивными формами инновационной работы с педагогами дошкольной организации стали:

консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками.

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.

Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно или устно.

Кроссвордывключение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме, но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами.

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разные конкурсы:

-«Воспитатель года»

- «Лучшая группа»

- «Красота – это то, что создано руками человека», в результате которого детский сад был трижды победителем районного конкурса и награжден грамотами «Образцовый детский сад»

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

«Коучинг-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Деловая игра с использованием методики Э. де Боно «Шесть шляп мышления».

Эффективной формой также является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленный и проведенный аукцион стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально- практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие математичсекой одаренности детей старшего дошкольного возраста ». Опыт транслировался на I съезде учителей математики Ставропольского края.

Древо мудрости – данная находка использовалась на педсовете «ФГОС ДО»

педагогам предлагалось записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходил к дереву, «срывал листок», старался ответить на вопрос. При затруднении обращался к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры).

Еще одна новая форма, которую мы используем перед открытыми мероприятиями для воспитателей и родителей, при проведении мастер - классов – это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка».

В нашем дошкольном образовательном учреждении налажена такая система методической работы, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, повышению педагогической культуры и компетентности, а также позволяет включиться в инновационную деятельность. Одна из актуальных задач педагога была и остается проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к личностному взаимодействию.

Традиционное обучение не может решить подобной задачи, поэтому педагоги нашего детского сада внедряют в работу инновационные педагогические технологии, новые формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Метод детских проектов стал новой формой работы с дошкольниками в

этом направлении. Использование данного метода позволяет нам развить

познавательные навыки у детей и научить самостоятельно конструировать

свои знания.

В детском саду на мини-конференциях детьми были защищены проекты: «Удивительный мир камня», «Моя семья», «Числа в сказках», «Жизнь без мусора», «Профессии родителей», а также исследовательские проекты: «Мыльные пузыри», «Превращения пластиковой бутылки», «Простое яйцо» и другие.

Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход детского сада за пределы собственного образовательного пространства, поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы: проекты «В каждом доме торжество – наступило Рождество», «День защитника Отечества», «Спасибо деду за победу» представлены на районных мероприятиях.

Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила представить опыт работы «Исследовательская деятельность одаренных детей» на практической конференции в городе Ставрополе и получило положительный отзыв среди коллег.

В образовательной работе педагоги детского сада используют творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать: «Огород на окне», «Наша клумба», «Мир еды», «Магниты», «Волшебница вода», «Удивительный мир бумаги».

Детям интересны разные виды экспериментов. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т.п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки живой и неживой природы.

Практика внедрения проектной технологии показала, что она может удачно сочетаться с ТРИЗ-технологией, поэтому при организации работы над проектом воспитатели используют игры и упражнения технологии теории решения изобретательских задач,которую разработал Г, С, Альтшуллер. Детей учат выявлять противоречия в объекте, явлении. Например, исследование объекта:

- что в нем хорошо, что плохо,

-что вредное, что мешает, а что нужное.

Дети также учатся разрешать противоречия, например, как пронести воду в решете?

  Для повышения качества образования используют в работе с детьми проблемные ситуации.  Проблемная ситуация -это такая ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти. На первых этапах ребята находят возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Предлагаем проводить погружение в проблемную ситуацию по технологии «трёх И».  

Первое «И»-Известно (Что мы знаем о …..?).

Второе«И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о…?).

Третье «И»-Изучили (Что мы узнали о ….?).

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение, а также решает и самоконтролирует правильность данного решения.

Широкое применение в работе дошкольной организации нашла новая инновационная технология – квест – игра. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута педагоги используют разные варианты:

⎯Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

⎯«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

⎯Карта (схематическое изображение маршрута);

⎯«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Интересно проходят квест – игры: «Служба спасения», «Детективное агентство», «В поисках пиратского сокровища», «Служу России» и другие.

Для организации самостоятельной и совместной деятельности, для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, педагоги применяют элементы игровой технологии Никитиных. Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов. Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

В работе с детьми также используем пособия по методике Сегена - это

дидактические кубы, доски с вырезанными на ней окошками. В эти прорези вставляются различные вкладки.

В ходе непосредственно- образовательной деятельности по математике и логике воспитатели заметили, что малышам бывает скучно и неинтересно и, чтобы увлечь детей сложной наукой решили использовать такие игровые технологии как «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера». Блоки Дьенеша начали применять в работе с детьми уже с четырех лет, а дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Д. Кюизенером, использовали в работе с детьми, начиная со средней группы.

В работе детского сада эффективным стало применение технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей через современные интерактивные игры: математический набор «Цифры и мозаика», математические кораблики, раздаточные платы «Палитра», сортировщик геометрических фигур, пирамида и другие.

Во время работы очень часто приходиться сталкиваться с проблемой- дети боятся рисовать, думают, что у них ничего не получится. На помощь пришли нетрадиционные техники рисования, разработанные И. Л. Лыковой, А. В. Никитиной,технология рисование двумя руками, лего- технология. Эти технологии являются стимулом пробудить в детях интерес к изобразительной деятельности, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Педагоги используют такие виды нетрадиционной техники, как «рисование мятой бумагой», «клякса-графия», «рисование пальчиками», «рисование отпечатками», «рисование на мыльной пене», «пластилинография», «тестопластика», создание картины с помощью ниток и другие.

В нашей дошкольной организации есть две группы детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому приоритетная задача учреждения состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью каждого ребенка, выбрать оригинальные методики и приемы, новые подходы, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество, научить детей общаться. В работе с детьми по речевому развитию коллектив детского сада использует такие инновационные технологии: синквейн, криатерапию, моделирование, технологию «Детская журналистика», кроссенс- технологию, мнемотаблицы, мнемотехнику, метод интеллектуальных карт.

Интересные методы и приемы, которые используют наши педагоги для активизации речи детей, это:

-комментируемое рисование. Дети составляют описательные рассказы, а воспитатель рисует по их указаниям. Ребята увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах. Сюжеты самые разнообразные: приключения маленького паучка, зайчик и его друзья, день рожденье друга, путешествие муравьишки и т. д.

-Метод «микрофон» – воспитатели используют в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов», «Интервью» и другие.

-Для лучшего запоминания информации педагоги применяют методинфографики. С помощью этого метода у детей повышается интерес к выполнению заданий.

-Метод опорного моделирования применяют педагоги, работающие в старших группах. Модели помогают не только наглядно представить объект, но и модифицировать его, видоизменить, экспериментировать с ним.

Интересная находка коллектива в образовательной деятельности с детьми – это инновационная технология «Корзина идей».

Дети получают прямой вопрос, каждый ребенок ищет ответ самостоятельно, выбирает карточки, рисует схемы, наполняет модель содержанием. Все идеи собираются в общую корзину, даже если они ошибочны. Каждая группа выдвигает своего докладчика. Дети совместно обсуждают полученные результаты.

В режимных моментах педагоги часто используют такие технологии как сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

Создание ребенком собственной сказки, в которой он описывает свою проблему и находит способы ее решения мы обыгрываем с помощью кукольного театра.

Неоценимую помощь в качественном освоении детьми дошкольной образовательной программы, воспитанию в каждом ребенке яркой, неповторимой личности оказывают программные продукты компании из серий «Образовательная коллекция»: «Скоро в школу! Тренируем сообразительность», «Скоро в школу! Учимся быть внимательными», «Скоро в школу! Тренируем память», «Скоро в школу! Учимся считать», «Скоро в школу! Учимся читать». Веселые игры, загадки, ребусы, головоломки развивают у детей интеллектуальные способности, формируют логическое мышление, вырабатывают интуицию, расширяют кругозор и познание об окружающем мире. Образоватедьно - воспитательный процесс дошкольников требует использования инновационных методик и технологий, поэтому информационные образовательные ресурсы становятся неотъемлемым атрибутом в работе наших педагогов.

Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников. Результатом использования интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом стало активное участие педагогов ДОУ в методической работе города и края. Педагоги стремятся поделиться с коллегами чем – то новым, нетрадиционным.

Для нашего детского сада не стоит вопрос быть ему или не быть, так как он работает в инновационном режиме развития. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В последнее время проблема воспитания стала предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа. После распада Советского Союза разрушилась идеолог...

Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья в сборнике «Делюсь опытом»  " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"...

Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Инновационные подходы в оздоровительной работе"

Ознакомление с инновационными  здоровьесберегающими технологиями, применяемые в нашем ДОУ  и опытом работы по "Су - Джок терапии...

«Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»

Консультация для воспитателей на тему «Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»...

Методика руководства сюжетно - ролевой игрой в дошкольной организации.

Руководство сюжетно ролевыми играми требует от воспитателя большого мастерства и педагогического такта. Планируя  работу  по  руководству  сюжетно ролевыми  играми ...