Программа кружка "Волшебные краски"
материал по рисованию (старшая группа)

Екатерина Дмитриевна Тарасова

Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx77.78 КБ

Предварительный просмотр:

Gerb_blue

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято на педагогическом совете Протокол № 1

«30» августа 2021 г


Согласовано:

Зам.зав по ВМР

____________Долгова Ю.В.  


                           Утверждаю:

Заведующий МДОУ  № 57

______________Морий В.А.

 

Рабочая программа

Дополнительного образования

«Волшебные краски»

Для детей 5-7 лет

Срок реализации -1 год

Составил и разработал программу:

Тарасова Екатерина Дмитриевна

Люберцы 2021 г

Содержание

1. Целевой раздел…………………………………………………………….…..3-9

1.1. Пояснительная записка…………..……………….…………………………..3

1.2. Цель и задачи реализации программы……………….………………….......5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы …………………….. 5                                                                  

1.4. Целевые ориентиры…………………………………………………….……..8

2. Содержательный раздел………………………………………………….…9-22

2.1. Художественно-эстетическое развитие  …………………………………….9            

2.2. Возрастные особенности детей, содержание

психолого-педагогической работы……………………………………………….10

2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными

областями ………………………………………………………………………….11.

2.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы………………………………………………..12

2.5. Учебный план……………………………………………………..………….13

2.6. Календарно – тематический …………………………………………………17

3. Организационный раздел…………………………………………… ……....21

3.1. Организация образовательной деятельности…….………………………….21

Список литературы…………………………………………………………..…… 22

Приложение………………………………………………………………………..24

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников

  • настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

1.2. Цель и задачи реализации программы

Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

  1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
  6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
  9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
  10.  Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

•  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Нацеленность на дальнейшее образование: Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Приемы и методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  • Практические – упражнения, игр методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.

педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.  Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой рисования – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. Педагог создает схематические изображения.
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Структура:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка (не более 10 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
  5. Словесные игры, игры – драматизации.

1.4. Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

 К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания. У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы. Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Художественно-эстетическое развитие

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

 2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

2.3. Возрастные особенности детей, содержание

 психолого-педагогической работы

Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели.  Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

2.3. Интеграция изобразительной деятельности

с образовательными областями

Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

        «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного искусства.

        «Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

        «Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

  •      «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
  •      «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного искусства.

2.4.Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов.

 Формы проведения итогов реализации программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки;
  • развивать личностные качества.

2.5. Учебный план

Содержание блока, раздела.

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Пластилинография:

«Бабочки»,        «Рыбки»,

«Первые        цветы»,

«Фруктовый натюрморт»,

«Декоративная птица»,        «Желтые

листья        летят»,

«Сказочное        дерево»,

«Жираф».

5

1

4

2.

Монотипия:

«Бабочки», «Полевые цветы», «Волшебные птицы», «Чудесные вазы»,        «Алые тюльпаны».

5

1

4

3.

Монотипия

пейзажная: «Осень на

0

0

0

опушке        краски разводила»,                «На весенней      полянке»,

«Вот оно какое наше лето», «Зимнее утро»,

«Вечерний        закат»,

«На реке».

4.

Ниткография:

«Салют»,        «Дорисуй предмет»,

«Тюльпаны».

2

1

1

5.

Кляксография обычная:                «Такие разные        фрукты»,

«Сказочные

животные»,        «На что это похоже?».

3

0

3

6.

Кляксография                с трубочкой: «Осенний лес»,        «Горы»,

«Деревья зимой».

0

0

0

7.

Акварель и восковые мелки: «Подводное царство», « Дождик лей, лей, лей, никого не        жалей!»,

«Загадочные снежинки»,

«Одуванчики        мои»,

«Цветы        для        мамы»,

«Величавые деревья»,

«Вот она какая, осень золотая», «Розовый фламинго»,

«Витражи», «Птицы– ладошки», «Дождь и радуга».

8

1

7

8.

Акварель        и

акварельные        мелки:

«Синие колокольчики»,

«Подснежники»,

«Анютины        глазки»,

«Алые        тюльпаны»,

«Забавные животные»,

«Яблони».

3

0

3

9.

Набрызг: «Звездное небо», «Этот день победы!»,

«Конфетти».

3

1

2

10.

Рисование        по

мокрому        листу:

«Веточка      мимозы»,

«Цветы      в      вазе»,

«Натюрморт        с фруктами», «Цветы и бабочки», «Украсим салфетку      цветами»,

«»Зимушка, зима».

6

1

5

11.

Оттиск        пробкой:

«Расписные тарелки»,

«Наливные яблочки»,

«Цыплятки-желтые ребятки», «Цветы на поляне»,        «Веселый снеговик», «Фонарики

на елке».

4

1

3

12.

Скатывание        бумаги:

«Ой,        рябина кудрявая»,

«Волшебные цветочки»,

«Яблочки»,                «Ветка мимозы»,        «Клумба»,

«Снеговики», «Мишка косолапый».

6

1

5

13.

Оттиск печатками из ластика: «Зеленое деревце», «Осенние листья», «Барбарис»,

«Украсим посуду».

4

1

3

14.

Оттиск                смятой бумагой: «Что снится ежику зимой?», « Здравствуй, киса! Как дела?»,        «Волчок-

серый бочок»

4

1

3

15.

Рисование      тычком:

«Котенок», «Осенний урожай»,       «Цветы»,

«Зайке        холодно стоять, надо зайке поскакать!»,

«Белоствольная

береза»,        «Весенний пейзаж», «Козленок»,

«Салют над городом»,

«В        садах        созрели яблони»,        «Черешня»,

«Шишки на ветках».

10

1

9

16.

Рисование ладошкой:

«Солнышко- колоколнышко»,

«Разноцветные рыбки»,

«Осминожки»,        «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки»,

«Сказочная птица».

5

1

4

17.

Рисование пальчиками:

«Маленькая   елочка»,

«Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной        чашке»,

«Украсим матрешек»,

«Цветущие        сады»,

«Здравствуй, лето красное!».

4

1

3

Итого:

72

13

59

Календарно-тематический план, дети 5-6 лет

Тема занятия

Кол-во занятий

октябрь

1.«Чудесные вазы».

1

2.Техника рисования ладошкой.

1

3.«Солнышко-колоколнышко».

1

4. «Разноцветные рыбки».

1

5. «Осьминожки».

1

6. «Сказочные птицы».

1

7. Техника рисование пальчиками.

1

8. «Маленькая елочка»

1

ноябрь

1.»Озорные горошки на чайной чашке».

1

2.«Техника ниткографии».

1

3. «Салют».

1

4. Кляксография        обычная.        «Такие        разные

фрукты.

1

5.«Сказочные животные».

1

6.«На что это похоже?».

1

7. «Техника «Акварель и восковые мелки».

1

8. «Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!».

1

декабрь

1. Цветы для мамы».

1

2. «Загадочные снежинки».

1

3. «Витражи».

1

4. «Розовый фламинго».

1

5. «Дождь и радуга».

1

6. «Птицы-ладошки».

1

7. Акварель        и        акварельные        мелки.        «Синие

колокольчики».

1

8. «Анютины глазки».

1

январь

1. «Забавные животные».

1

2. «Техника набрызга».

1

3. «Звездное небо».

1

4. «Праздничный салют».

1

5. «Техника рисования по мокрому листу».

1

6. «Веточка мимозы».

1

7. «Цветы в вазе».

1

8. «Зимушка-зима».

1

февраль

1. «Украсим салфетку цветами».

1

2. «Натюрморт с фруктами».

1

3. «Техника «Оттиск пробкой».

1

4. «Расписные тарелки».

1

5. «Наливные яблочки».

1

6. «Цыплятки-желтые ребятки».

1

7. «Техника скатывания бумаги».

1

8. «Ой, рябина кудрявая».

1

март

1. «»Волшебные цветочки»

1

2. «Яблочки».

1

3. «Снеговики».

1

4. Мишка косолапый».

1

5. «Техника «Оттиск печатками из ластика».

1

6. «Зеленое деревце».

1

7. «Барбарис».

1

8. «Украсим посуду».

1

апрель

1. «Техника «Оттиск мятой бумагой».

1

2. «Что снится ежику».

1

3. «Здравствуй, киса, как дела?»

1

4. «Волчок-серый бочок».

1

5. «Техника рисования тычком».

1

6. «Котенок».

1

7. «Фрукты».

1

8. «Зайка».

1

май

1.«Белоствольная береза»

1

2. «Весенний пейзаж».

1

3. «Козленок».

1

4.«Салют над городом».

1

5. «Яблоня в цвету».

1

6. «Черешня».

1

7. Рисование пальчиками. «Вкусные ягодки».

1

8. «Украсим матрешек»

1

Итого:

64

Календарно-тематический план, дети 6-7 лет.

Тема занятия

Кол-во занятий

октябрь

1.Техника «Монотипия пейзажная».

1

2. «Осень на опушке краски разводила».

1

3. «На лесной полянке».

1

4. «Вечерний закат».

1

5. «На реке».

1

6. «Утро».

1

7. «Техника ниткографии».

1

8. «Тюльпаны».

1

ноябрь

1.«Дорисуй предмет».

1

2.«Техника «Кляксография с трубочкой».

1

3.«Осенний лес».

1

4.«Горы».

1

5.«Удивительные деревья».

1

6.«Техника «Акварель и восковые мелки».

1

7.«Подводное царство».

1

8.«Величавые деревья».

1

декабрь

1.«Розовый фламинго».

1

2.«Витражи».

1

3.«Птицы-ладошки».

1

4.«Дождь и радуга».

1

5.«Загадочные снежинки».

1

6.«Цветы в вазе».

1

7.«Техника «Акварель и акварельные мелки».

«Фиалки».

1

8.«Забавные животные».

1

январь

1.«»Зимние деревья»

1

2.«Техника набрызга».

1

3.«Конфетти».

1

4.«Звездное небо».

1

5.«Праздничный салют».

1

6.Техника «Рисование по мокрому листу».

1

7.«Веточка мимозы».

1

8.«Цветы и бабочки».

1

февраль

1.«Украсим салфетку цветами».

1

2.«Зимушка-зима».

1

3.«Натюрморт с фруктами».

1

4.Техника «Оттиск пробкой». «Расписные

тарелки».

1

5.«Цыплятки-желтые ребятки».

1

6.«Веселый снеговик».

1

7.Техника «Скатывание бумаги».

1

8.«Волшебные цветочки».

1

март

1.«Ветка мимозы».

1

2.«Мишка косолапый».

1

3.Техника «Оттиск печатками из ластика».

1

4.«Барбарис».

1

5.«Украсим посуду».

1

6.«Весеннее деревце»

1

7.Оттиск смятой бумагой. «Что снится ежику».

1

8.«Здравствуй, киса, как дела?».

1

апрель

1. Техника «Рисование тычком».

1

2. «Котенок».

1

3. «Фрукты».

1

4.«Цветы».

1

5.«Пушистый зайчонок».

1

6.«Белоствольная береза».

1

7. «Цветущая яблоня».

1

8.«Шишки на ветках».

1

май

1.«Салют над городом».

1

2.«Черешня».

1

3.Техника рисования ладошкой. «Разноцветные

рыбки».

1

4. «Осьминожки».

1

5.«Сказочная птица».

1

6.Техника рисования пальцами. «Озорные

горошки на чашке».

1

7.«Здравствуй, лето красное».

1

9.«Украсим матрешек».

1

Итого:

64

3.Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности.

Режим занятий на 2021- 2022 гг

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 Занятия 2 раза в неделю

Занятия 2 раза в неде-лю

Длительность одного занятия –30 мин

Длительность одного занятия –30 мин

Итого занятий -  64

Итого занятий -  64

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

           Формы подведения итогов:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

3.2. Перспективное планирование

взаимодействия с родителями.

Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций
  • Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
  • Совместное проведение мероприятий
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Мастер – класс для родителей

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми. 

Список литературы

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.

3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.

8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2007г.

9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. –Москва: ООО Попурри, 2005. – 256с.

 10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2005. – 63с.

12.Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Москва: ООО Попурри, 2005. – 144с.

13.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

 14.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с.

15.Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

16.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

18.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.

 19.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.

Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ...

Рабочая программа "Волшебные краски"

Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования, предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа "Волшебные краски"

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...

Модифицированная программа "Яркие краски"

Программа по нетрадиционному рисованию с дошкольниками...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*

Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...

Парциальная программа «Волшебные краски»

Парциальная программа «Волшебные краски»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные краски» для детей от 6 до 7лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «Волшебные краски»для детей от 6 до 7лет                            ...