Программа кружка "Волшебные краски"
материал по рисованию (старшая группа)
Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 77.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 «30» августа 2021 г | Согласовано: Зам.зав по ВМР ____________Долгова Ю.В. | Утверждаю: Заведующий МДОУ № 57 ______________Морий В.А. |
Рабочая программа
Дополнительного образования
«Волшебные краски»
Для детей 5-7 лет
Срок реализации -1 год
Составил и разработал программу:
Тарасова Екатерина Дмитриевна
Люберцы 2021 г
Содержание
1. Целевой раздел…………………………………………………………….…..3-9
1.1. Пояснительная записка…………..……………….…………………………..3
1.2. Цель и задачи реализации программы……………….………………….......5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы …………………….. 5
1.4. Целевые ориентиры…………………………………………………….……..8
2. Содержательный раздел………………………………………………….…9-22
2.1. Художественно-эстетическое развитие …………………………………….9
2.2. Возрастные особенности детей, содержание
психолого-педагогической работы……………………………………………….10
2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными
областями ………………………………………………………………………….11.
2.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы………………………………………………..12
2.5. Учебный план……………………………………………………..………….13
2.6. Календарно – тематический …………………………………………………17
3. Организационный раздел…………………………………………… ……....21
3.1. Организация образовательной деятельности…….………………………….21
Список литературы…………………………………………………………..…… 22
Приложение………………………………………………………………………..24
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников
- настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
- Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Нацеленность на дальнейшее образование: Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игр методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
1.4. Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания. У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы. Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
2.3. Возрастные особенности детей, содержание
психолого-педагогической работы
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
2.3. Интеграция изобразительной деятельности
с образовательными областями
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного искусства.
«Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
- «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного искусства.
2.4.Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки;
- развивать личностные качества.
2.5. Учебный план
№ | Содержание блока, раздела. | ||||
Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||
1. | Пластилинография: «Бабочки», «Рыбки», «Первые цветы», «Фруктовый натюрморт», «Декоративная птица», «Желтые листья летят», «Сказочное дерево», «Жираф». | 5 | 1 | 4 | |
2. | Монотипия: «Бабочки», «Полевые цветы», «Волшебные птицы», «Чудесные вазы», «Алые тюльпаны». | 5 | 1 | 4 | |
3. | Монотипия пейзажная: «Осень на | 0 | 0 | 0 |
опушке краски разводила», «На весенней полянке», «Вот оно какое наше лето», «Зимнее утро», «Вечерний закат», «На реке». | ||||
4. | Ниткография: «Салют», «Дорисуй предмет», «Тюльпаны». | 2 | 1 | 1 |
5. | Кляксография обычная: «Такие разные фрукты», «Сказочные животные», «На что это похоже?». | 3 | 0 | 3 |
6. | Кляксография с трубочкой: «Осенний лес», «Горы», «Деревья зимой». | 0 | 0 | 0 |
7. | Акварель и восковые мелки: «Подводное царство», « Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!», «Загадочные снежинки», «Одуванчики мои», «Цветы для мамы», «Величавые деревья», «Вот она какая, осень золотая», «Розовый фламинго», «Витражи», «Птицы– ладошки», «Дождь и радуга». | 8 | 1 | 7 |
8. | Акварель и акварельные мелки: «Синие колокольчики», «Подснежники», «Анютины глазки», «Алые тюльпаны», «Забавные животные», «Яблони». | 3 | 0 | 3 |
9. | Набрызг: «Звездное небо», «Этот день победы!», «Конфетти». | 3 | 1 | 2 |
10. | Рисование по мокрому листу: «Веточка мимозы», «Цветы в вазе», «Натюрморт с фруктами», «Цветы и бабочки», «Украсим салфетку цветами», «»Зимушка, зима». | 6 | 1 | 5 |
11. | Оттиск пробкой: «Расписные тарелки», «Наливные яблочки», «Цыплятки-желтые ребятки», «Цветы на поляне», «Веселый снеговик», «Фонарики на елке». | 4 | 1 | 3 |
12. | Скатывание бумаги: «Ой, рябина кудрявая», «Волшебные цветочки», «Яблочки», «Ветка мимозы», «Клумба», «Снеговики», «Мишка косолапый». | 6 | 1 | 5 |
13. | Оттиск печатками из ластика: «Зеленое деревце», «Осенние листья», «Барбарис», «Украсим посуду». | 4 | 1 | 3 |
14. | Оттиск смятой бумагой: «Что снится ежику зимой?», « Здравствуй, киса! Как дела?», «Волчок- серый бочок» | 4 | 1 | 3 |
15. | Рисование тычком: «Котенок», «Осенний урожай», «Цветы», «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!», «Белоствольная береза», «Весенний пейзаж», «Козленок», «Салют над городом», «В садах созрели яблони», «Черешня», «Шишки на ветках». | 10 | 1 | 9 |
16. | Рисование ладошкой: «Солнышко- колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица». | 5 | 1 | 4 |
17. | Рисование пальчиками: «Маленькая елочка», «Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной чашке», «Украсим матрешек», «Цветущие сады», «Здравствуй, лето красное!». | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 13 | 59 |
Календарно-тематический план, дети 5-6 лет
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
октябрь | 1.«Чудесные вазы». | 1 |
2.Техника рисования ладошкой. | 1 | |
3.«Солнышко-колоколнышко». | 1 | |
4. «Разноцветные рыбки». | 1 | |
5. «Осьминожки». | 1 | |
6. «Сказочные птицы». | 1 | |
7. Техника рисование пальчиками. | 1 | |
8. «Маленькая елочка» | 1 | |
ноябрь | 1.»Озорные горошки на чайной чашке». | 1 |
2.«Техника ниткографии». | 1 | |
3. «Салют». | 1 | |
4. Кляксография обычная. «Такие разные фрукты. | 1 | |
5.«Сказочные животные». | 1 |
6.«На что это похоже?». | 1 | |
7. «Техника «Акварель и восковые мелки». | 1 | |
8. «Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!». | 1 | |
декабрь | 1. Цветы для мамы». | 1 |
2. «Загадочные снежинки». | 1 | |
3. «Витражи». | 1 | |
4. «Розовый фламинго». | 1 | |
5. «Дождь и радуга». | 1 | |
6. «Птицы-ладошки». | 1 | |
7. Акварель и акварельные мелки. «Синие колокольчики». | 1 | |
8. «Анютины глазки». | 1 | |
январь | 1. «Забавные животные». | 1 |
2. «Техника набрызга». | 1 | |
3. «Звездное небо». | 1 | |
4. «Праздничный салют». | 1 | |
5. «Техника рисования по мокрому листу». | 1 | |
6. «Веточка мимозы». | 1 | |
7. «Цветы в вазе». | 1 | |
8. «Зимушка-зима». | 1 | |
февраль | 1. «Украсим салфетку цветами». | 1 |
2. «Натюрморт с фруктами». | 1 | |
3. «Техника «Оттиск пробкой». | 1 | |
4. «Расписные тарелки». | 1 | |
5. «Наливные яблочки». | 1 | |
6. «Цыплятки-желтые ребятки». | 1 | |
7. «Техника скатывания бумаги». | 1 | |
8. «Ой, рябина кудрявая». | 1 | |
март | 1. «»Волшебные цветочки» | 1 |
2. «Яблочки». | 1 | |
3. «Снеговики». | 1 | |
4. Мишка косолапый». | 1 | |
5. «Техника «Оттиск печатками из ластика». | 1 | |
6. «Зеленое деревце». | 1 | |
7. «Барбарис». | 1 | |
8. «Украсим посуду». | 1 | |
апрель | 1. «Техника «Оттиск мятой бумагой». | 1 |
2. «Что снится ежику». | 1 | |
3. «Здравствуй, киса, как дела?» | 1 | |
4. «Волчок-серый бочок». | 1 | |
5. «Техника рисования тычком». | 1 | |
6. «Котенок». | 1 | |
7. «Фрукты». | 1 |
8. «Зайка». | 1 | |
май | 1.«Белоствольная береза» | 1 |
2. «Весенний пейзаж». | 1 | |
3. «Козленок». | 1 | |
4.«Салют над городом». | 1 | |
5. «Яблоня в цвету». | 1 | |
6. «Черешня». | 1 | |
7. Рисование пальчиками. «Вкусные ягодки». | 1 | |
8. «Украсим матрешек» | 1 | |
Итого: | 64 |
Календарно-тематический план, дети 6-7 лет.
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
октябрь | 1.Техника «Монотипия пейзажная». | 1 |
2. «Осень на опушке краски разводила». | 1 | |
3. «На лесной полянке». | 1 | |
4. «Вечерний закат». | 1 | |
5. «На реке». | 1 | |
6. «Утро». | 1 | |
7. «Техника ниткографии». | 1 | |
8. «Тюльпаны». | 1 | |
ноябрь | 1.«Дорисуй предмет». | 1 |
2.«Техника «Кляксография с трубочкой». | 1 | |
3.«Осенний лес». | 1 | |
4.«Горы». | 1 | |
5.«Удивительные деревья». | 1 | |
6.«Техника «Акварель и восковые мелки». | 1 | |
7.«Подводное царство». | 1 | |
8.«Величавые деревья». | 1 | |
декабрь | 1.«Розовый фламинго». | 1 |
2.«Витражи». | 1 | |
3.«Птицы-ладошки». | 1 | |
4.«Дождь и радуга». | 1 | |
5.«Загадочные снежинки». | 1 | |
6.«Цветы в вазе». | 1 |
7.«Техника «Акварель и акварельные мелки». «Фиалки». | 1 | |
8.«Забавные животные». | 1 | |
январь | 1.«»Зимние деревья» | 1 |
2.«Техника набрызга». | 1 | |
3.«Конфетти». | 1 | |
4.«Звездное небо». | 1 | |
5.«Праздничный салют». | 1 | |
6.Техника «Рисование по мокрому листу». | 1 | |
7.«Веточка мимозы». | 1 | |
8.«Цветы и бабочки». | 1 | |
февраль | 1.«Украсим салфетку цветами». | 1 |
2.«Зимушка-зима». | 1 | |
3.«Натюрморт с фруктами». | 1 | |
4.Техника «Оттиск пробкой». «Расписные тарелки». | 1 | |
5.«Цыплятки-желтые ребятки». | 1 | |
6.«Веселый снеговик». | 1 | |
7.Техника «Скатывание бумаги». | 1 | |
8.«Волшебные цветочки». | 1 | |
март | 1.«Ветка мимозы». | 1 |
2.«Мишка косолапый». | 1 | |
3.Техника «Оттиск печатками из ластика». | 1 | |
4.«Барбарис». | 1 | |
5.«Украсим посуду». | 1 | |
6.«Весеннее деревце» | 1 | |
7.Оттиск смятой бумагой. «Что снится ежику». | 1 | |
8.«Здравствуй, киса, как дела?». | 1 | |
апрель | 1. Техника «Рисование тычком». | 1 |
2. «Котенок». | 1 | |
3. «Фрукты». | 1 | |
4.«Цветы». | 1 | |
5.«Пушистый зайчонок». | 1 | |
6.«Белоствольная береза». | 1 | |
7. «Цветущая яблоня». | 1 | |
8.«Шишки на ветках». | 1 | |
май | 1.«Салют над городом». | 1 |
2.«Черешня». | 1 | |
3.Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки». | 1 | |
4. «Осьминожки». | 1 | |
5.«Сказочная птица». | 1 | |
6.Техника рисования пальцами. «Озорные горошки на чашке». | 1 | |
7.«Здравствуй, лето красное». | 1 | |
9.«Украсим матрешек». | 1 | |
Итого: | 64 |
3.Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности.
Режим занятий на 2021- 2022 гг
Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Занятия 2 раза в неделю | Занятия 2 раза в неде-лю |
Длительность одного занятия –30 мин | Длительность одного занятия –30 мин |
Итого занятий - 64 | Итого занятий - 64 |
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
3.2. Перспективное планирование
взаимодействия с родителями.
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
- Оформление наглядной агитации для родителей
- Проведение бесед
- Консультаций
- Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Совместное проведение мероприятий
- Совместное творчество родителей и детей
- Мастер – класс для родителей
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.
Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Список литературы
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.
3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2007г.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. –Москва: ООО Попурри, 2005. – 256с.
10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2005. – 63с.
12.Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Москва: ООО Попурри, 2005. – 144с.
13.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
14.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с.
15.Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
16.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
17.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
18.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
19.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ...
Рабочая программа "Волшебные краски"
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования, предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа "Волшебные краски"
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...
Модифицированная программа "Яркие краски"
Программа по нетрадиционному рисованию с дошкольниками...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*
Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...
Парциальная программа «Волшебные краски»
Парциальная программа «Волшебные краски»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные краски» для детей от 6 до 7лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные краски»для детей от 6 до 7лет ...