«Использование мнемотехники в познавательно- речевом развитии дошкольников»
методическая разработка
Показываю как использовать мнемотаблицы, мнемосхемы в познавательно-речевом развитии детей, как легче и быстрее дети заучивают стихи, строят описательные и сюжетные рассказы на заданную тему, как используют мнемосхемы как алгоритм в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mnemotehniki.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 2
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. 3 Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 5
Мнемозина – богиня памяти
МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mneme - память и techne – искусство, мастерство) искусство запоминания .
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 8
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 9
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 10
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 11
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 12
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 13
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 14
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 15
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 16
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 17 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 18 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 20 ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 21
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 22
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 23
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 24
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 25
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 26
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 27
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 28
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 29
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 30
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 31
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 32
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 33
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 34
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 35
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 36
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем, Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок. 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 37
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 38
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 39
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 40
05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 41
Составление рассказов 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 42
Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .
Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 47 Результаты.
Зайкова Е.А. мастер - класс 15.01.2013 Коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности!
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006. 05.10.2021 http://aida.ucoz.ru 49 Источники.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в познавательно – речевом развитии детей»
Материал для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений...
"Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии старших дошкольников".
Исследования в логопедии, показывают, что в настоящее время, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди которых выделяется р...
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников...
Использование мнемотехники в познавательно- речевом развитии дошкольников
Использование мнемотехники в познавательно- речевом развитии дошкольников...
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехникив познавательно-речевом развитии дошкольников»...
Использование приемов МНЕМОТЕХНИКИ в познавательно-речевом развитии дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в эт...
Презентация "Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Понятие, актуальность, значение, структура, последовательность работы с мнемотаблицами, результативность мнемотехники....