Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников.
статья
Нравственное воспитание является приори-тетной задачей практически всех программ дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственное воспитание младших дошкольников | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Нравственно-патриотическое воспитание младших
дошкольников.
Подготовила: Федотова Людмила Николаевна .
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам , родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д. рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Все задачи нравственно – патриотического воспитания, решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Считается - что путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к родной стране.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения
к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство“родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.
То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей.
В процессе работы Мы знакомим детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом поможет музей русского быта и уголок национальных культур в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края.
Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр:
сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжетно-ролевая игра «Больница». сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжетно-ролевая «Дочки-матери».
Календарно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию во второй группе раннего возраста .
Месяц | Мероприятие | Тема | Образовательные задачи |
Сентябрь | Заучивание стихов, колыбельных, потешек. | «Пальчик-мальчик…», «Кисонька-мурысенька…»,»Баю-баю, баиньки…» | Побуждать к проявлению чуткости к эмоциональному и физическому состоянию близких людей, развивать игровые, познавательные, речевые способности детей. |
Октябрь | Чтение худ.лит. | З.Воскресенская «Мама», «Мамины руки». | Закреплять знание детьми имен, отчеств мам; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле-маме. |
Ноябрь | Оформление стенда : Утренник «День матери». | «Моя семья». Чаепитие. | Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; Внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам. |
Декабрь | Беседа Чтение худ.лит. | «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своем здоровье). Л.Воронкова «Что сказала бы мама». | Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, учить замечать гендерные различия, формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о семье. |
Январь | Сюжетно-ролевые игры: | «Семейные хлопоты», «Дочки-матери» | Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей. |
Февраль | Развлечение Худ.тв. (А) | «День защитника Отечества». «Открытка для папы». | Закреплять знание имен, отчеств пап; развивать чувство гордости за сильного, смелого папу; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку-папе. |
Март | Фотогазета: Худ.тв. (А,) Чтение худ. лит. | «С праздником, дорогие мамочки!" «Букет для мамы». Л.Квитко «Бабушкины руки» | Формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи. Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям. |
Апрель | Дидактическая игра: Совместное изготовление скворечников. | «Чей детеныш?» «Мой папа». | Учить детей называть членов семьи; прививать чувство гордости за свою семью. |
Май | Беседа: Беседа: Психогимнастика. | «Если бы у меня была волшебная палочка». «Я и мой дом». Покажи, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, сердятся . | Формировать осознанное понимание значимости близких и родных людей в жизни ребенка; развивать познавательные, речевые способности детей. |
Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй.
Список используемой литературы:
1.Хрестоматия по детской литературе . М.К.Боголюбская, А.Л.Табенкина
Москва «Просвещение» 1979г.
2. «Страна пальчиковых игр». М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин. Кристалл Санкт-Петербург 1997г.
3.Социальная сеть работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"
Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...
Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стал...
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»...
Перспективное планирование.Нравственно – патриотическое воспитание младших дошкольников.
Перспективно- тематическое планирование....
Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
Статья о важности нравственного воспитания детей с ранних лет, актуальность проблемы в современном обществе....
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....
Проект «Мы дети Югры» как средство нравственно- патриотического воспитания младших дошкольников
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека зд...