"Использование технологии "Cказкотерапия" на музыкальных занятиях"
материал

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        «Использование технологии «Сказкотерапия»

на музыкальных занятиях»

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

        Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей  недостаточна точна и выразительна; они  не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

         Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

        Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

        В настоящее время практикуется одно из направлений арт-терапии "Сказкотерапия". С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Поскольку метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

        Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.  Так, например, у нее нет возрастных границ. Ведь, наверное, нет человека, который бы не любил сказки. В каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д.               Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

        Нельзя забывать о возрастных предпочтениях. Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

Основными задачами сказкотерапии на музыкальных занятиях можно назвать следующие:
- повышения внимания детей на занятиях;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
- приобщение детей к музыкальной культуре;
- совершенствование коммуникативных качеств.
Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:
1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
        Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

Пример.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

        «Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой, а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зорянка в ладоши воды родниковой и разбрызгивала её на травы, на цветы, на луга. И падали капельки волшебными росинками: утром голосочками своими они будили солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению музыки.

2.  Сказка, иллюстрируемая музыкой.
        Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.
        Исполнение музыкального произведения должно быть высоко -художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.
        Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать небольшое вступление, например: « Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с Алёнушкой? Нет? Тогда садитесь поудобнее и слушайте.Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка, уже знакомая детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку ещё раз.

3. «Волшебные превращения».
        Этот вид психодинамических медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общую энегргетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с тканью).
 Мы это с вами увидели на просмотре НОД.
4. Танцевальные импровизации
        Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.
Пример.

«Ночное небо и звёзды». Ф. Мендельсон «Песня без слов» (Песня венецианского гондольера).

 Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящёй бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

  1. Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в другую руку;
  2. Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять различные  волнообразные и круговые движения;
  3. Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;
  4. Выполнять небольшие пробежки с последующими кружениями и покачиваниями;
  5. Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на группки по 5-6 человек – это звезда. Помочь детям каждой звёздочки  придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»).

        Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

Дети стоят врассыпную по залу в разных позах. В руках  необходимый атрибут.  

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают «оживать» и очень медленно двигаться. Затем  исполняют плавный танец. С окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

5. Ходьба с закрытыми глазами.
        С помощью этого приёма можно решить две задачи:

- Развитие координации движений и представления о «схеме тела»
- Усиление сказочного впечатления. Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний облик.
6. Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры, игровой массаж).
        Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам.

Пример.

Комплекс игрового массажа с пением «Дождь» +  Пальчиковая сказка «Поросёнок».

        Музыкальный руководитель рассказывает детям «Жила на свете одна тучка и было ей очень грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она увидела, ребят, которые весело играли. Тучка подлетела поближе и попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

Ребята спрятались от дождя в дом, а их бабушка, пока шёл дождь, рассказала им интересную сказку про поросёнка.

 Пальчиковая сказка «Поросёнок».

 Громкий звук раздался очень рано. Хлопки.

Я в окошко выглянул спросонок. Рисуют пальцами «окошко».

Розовый, весёлый, аккуратный – гладят себя по голове.

 На машине ехал поросёнок – прижимают пальцем кончик носа.

Поросёнок был красив собою: был костюмчик в клеточку на нём – «рисуют» пальцами клеточки.

Он вертел довольно головою – вертят головой.

Вместе с головой вертел рулём – «крутят руль».

На копытцах – белые перчатки – гладят поочерёдно одну руку другой.

И панамка вышита цветами – делают руками»домик».

Ехал он на травке поваляться или же в деревню в гости к маме… - «крутят руль».

Ехал поросёнок на рассвете – поднимают руки вверх.

Розовый, похожий на зарю.. – описывают руками дугу.

И, предупреждая всех на свете – грозят пальцем.

Нажимал на пятачок – хрю-хрю! – прижимают пальцем кончик носа, говорят «хрю-хрю».

 Далее по плану занятия.

 7. Психогимнастика. 

        Мимические и пантомимичекие этюды. Релаксация.
Это методы укрепления психологического здоровья детей.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. 
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания. 
В ходе музыкального занятия разучиваются короткие этюды сказочного содержания.

Пример.

 Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение или небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под чтение педагога.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д.
Дети играют в подвижные игры с участием сказочных героев. 
8. Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даётся задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения (несколько предложений).

Пример. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба Яга», М. Глинка «Марш Черномора» и т.д.
9. Музыкально-двигательные этюды
Основным приемом по музыкальному движению является образный 
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя
со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды.

Пример.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»:  дети гуляют, нюхают цветы, собирают листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям дается творческое задание.

Пример.  

        Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание необходимо уделять выразительности движений. 
Такие занятия, по возможности, необходимо объединять одним сюжетом исходя из тем: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут находить  свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
        
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемый перечень пособий для использования на музыкальных занятиях и в группе

Здесь дан полный перечень пособий, используемых детьми и  педагогом намузыкальных занятих и в группе ( для каждой возрастной категории)В перечнь входят: музыкально-дидактические игры, раздаточный...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Рекомендуемый перечень пособий для использования на музыкальных занятиях и в группе.

Полный перечень пособий, используемых детьми и  педагогом на музыкальных занятиях и в группе  для каждой возрастной категории (музыкально-дидактические игры, раздаточный материал, атри...

Статья "Невербальные средства общения и их использование на музыкальных занятиях."

Тема работы отражает научный интерес, направленный на изучение существующих проблем в современном музыкальном образовании. В статье рассматривается еномен невербальной коммуникации. Конечно невербальн...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Наверняка вы уже играете со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку. А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет там, на...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста....