Использование "Интеллект-карт" в работе с дошкольниками
материал
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_intellekt-kart_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 16.55 КБ |
intellekt-karta_1.pptx | 1.09 МБ |
intellekt-karta_3.pptx | 670.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект-карт Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой форме. Одним из способов решения данной задачи является метод интеллект-карт, который я использую в работе с детьми.
Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, воспитатель должен рассказать, из чего она состоит, и сделать несколько интеллект-карт вместе с дошкольниками. Метод интеллект-карт позволяет наглядно представить информацию и систематизировать ее.
Сначала надо предложить детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с ребятами обсудить структуру карты и попросить составить рассказ по карте. Если дети затрудняются в рассказе, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Не все дети сразу могут увлечься работой с интеллект-картами, так как это требует их концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников и корректно поправить.
Преимущества интеллект-карты в работе с детьми:
1. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации.
2. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации.
3. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей.
4. Формирует у детей навыки публичного выступления.
5. Учит добывать информацию разными способами.
Для того чтобы правильно пользоваться интеллек-картой, ее необходимо правильно составить. Поэтому для составления карты необходимо: несколько цветных карандашей, фломастеры, белый лист (минимальный рекомендуемый формат – А4, а для коллективной интеллект-карты лучше подойдет ватман).
Лист необходимо расположить горизонтально, а главную тему поместить в центре листа. Она должна быть в фокусе внимания.
Тема является отправной точкой. Для ее обозначения используйте рисунок, картинку, запись печатными буквами. От центра необходимо сделать ветви первого уровня и наклеить картинки или записать ключевые слова. Они должны вызвать ассоциации с центральным образом (темой).
Затем от этих ветвей (первого уровня) необходимо нарисовать ветви второго, третьего, четвертого и далее уровней. После того, как интеллект карта готова надо зондировать цветом или обводкой смысловые блоки.
Приведу пример «интеллект-карты» по теме «Знакомство с русской культурой». В центре листа располагается картинка русского человека или людей.
От нее необходимо сделать ветви первого уровня (о чем хочет рассказать педагог детям или о чем хотят узнать дети в данной теме) и пометить их картинками:
1. Быт русского народа.
2. Фольклор.
3. Традиции.
4.Ремесло.
5. Игры.
Блоки первого уровня мы можем поделить на ветви второго уровня (о чем будет рассказываться в этих блоках).
1. Быт русского народа:
1.1. Русская изба.
1.2. Кухонная утварь.
2. Фольклор (народное творчество):
2.1. Песни.
2.2. Сказки.
2.3. Пословицы.
2.4. Поговорки.
2.5. Танцы.
3. Традиции:
3.1. Праздники.
3.2. Семейные.
4.Ремесло:
4.1. Мужское.
4.2. Женское.
5. Игры:
5.1. Малой подвижности.
5.2. Подвижные.
5.3. Словесные.
Блоки второго уровня мы можем поделить на ветви третьего уровня (о чем будет рассказываться в этих блоках или что хотелось бы узнать) и т.д.
Также я интеллект-карты использую в рамках темы недели. Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность. В центе карты тема недели. От нее отходит пять ветвей и от нее отходят ветви в соответствии с днями недели, каждая из которой обозначает вид деятельности.
Таким образом, с помощью метода интеллект-карт мы повышаем мотивацию детей к познавательной деятельности, развиваем умение добывать информацию разными способами, которая надолго сохраняется в памяти ребенка.
Сегодня, я хотела бы вам, предложить составить интеллект-карту на тему - «Зима».
Тема нашей интеллект-карты будет располагаться в центре листа. Теперь подумайте о чем можно рассказать детям зимой. Сделайте несколько ветвей от центра и нарисуйте цветные линии. Над каждой линией-ветвью приклейте или нарисуйте нужную картинку. Затем нарисуйте от главных ветвей ветви второго и третьего уровней и подберите или нарисуйте картинки.
«Учите ребенка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тони Бьюзен
Преимущества интеллект-карт : 1. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации. 2. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации. 3. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей. 4. Формирует у детей навыки публичного выступления. 5. Учит добывать информацию разными способами.
Для составления интеллект-карты необходимо:
«Знакомство с русской культурой»
«Игры» «Быт русского народа» «Фольклор» «Ремесло» « Традиции»
«Быт русского народа» «Русская изба» «Кухонная утварь»
«Фольклор» «Сказки» «Танцы» «Песни» «Пословицы» «Поговорки»
«Традиции» « Семейные» «Праздники»
«Ремесло» « Мужское» « Женское»
«Игры» « Подвижные» « Малой подвижности» « Словесные»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная карта – это интересный метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.
Педагогическим коллективом разработана система блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется орга...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
Работа с дошкольниками Занятие по нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Путешествие в страну добрых дел»
Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.Показать, как приятно дари...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...