Проект "Кто живёт в лесу?" для второй младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)

Салихова Любовь Александровна

Проект "Кто живёт в лесу?" для второй младшей группы

 

Цель проекта:

Знакомить детей с дикими животными и лесными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kto_zhivet_v_lesu.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Долгопрудный Московской области

Автономное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Умка»

Экологический проект

Подготовили:

воспитатель Салихова Л.А.

Г. Долгопрудный 2015

Актуальность темы

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного это дело превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от деятельности человека.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.

Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.

Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных и растений, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир этот разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.

Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным, знакомство с растениями учит бережнее относиться к природе, видеть в ней красоту, дает представление о роли растений в жизни животных и человека.

Цель проекта:

Знакомить детей с дикими животными и лесными растениями.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления детей о диких животных (зверях, птицах, насекомых);
  2. Формировать представления детей о лесных растениях;
  3. Развивать умение планировать этапы своих действий;
  4. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;
  5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  6. Развивать творческие способности;
  7. Развивать память, внимание.

Участники проекта: Дети II младшей группы «Кораблик», воспитатели.

Длительность проекта: в течение 1 месяца (4 недели).

Подготовительный этап

  • Обоснование выбора темы
  • Постановка цели, задач проекта
  • Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ним
  • Чтение энциклопедической литературы о диких животных, совместно с родителями

Реализация проекта

1 неделя

Тема: «Лесные звери»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

- беседа «Лесные звери»

Цель: знакомить детей с лесными животными, формировать представление об их отличительных признаках, о том, что каждому животному нужен дом и пища и т.п.;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- прослушивание аудиозаписей голосов лесных зверей

- чтение «Три медведя»,

«Заюшкина избушка», «Теремок»;

- чтение и заучивание стихотворений о лесных зверях;

- разгадывание загадок по теме

- подвижные игры «У медведя во бору»,

«Волк и зайцы»;

- словесные игры («Сравни медвежат», «Опиши зверюшку» и т.п.);

- дидактические игры «Назови ласково», «Кому что дадим»

- рисование пальчиковыми красками «Следы зверей»;

- лепка «Грибочки ля ежика»

2 неделя

Тема: «Лесные птицы»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

 - беседа «Лесные птицы»

Цель: знакомить детей с лесными птицами, формировать представление об их отличительных признаках, о том, чем питаются птицы и т.п.;

- рассматривание иллюстраций по теме

- чтение «Лиса и журавль»;

- разгадывание загадок по теме;

- чтение стихотворений по теме

- игра-ситуация «Путешествие в лес»;

- словесная игра «Опиши птичку, которая изображена на картинке»;

- инсценировка сказки «Лиса и журавль»

- рисование карандашами «Перо сказочной птицы»;

- аппликация «Дерево для птичек»

3 неделя

Тема: «Лесные насекомые»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

- беседа «Лесные насекомые»

Цель: знакомить детей с лесными насекомыми, формировать представление об их отличительных признаках, способах питания и т.п.;

- рассматривание иллюстраций по теме

- чтение «Муха-Цокотуха»,

- чтение  стихотворений о лесных насекомых;

- разгадывание загадок по теме

- подвижная игра «Жуки»;

- словесные игры («Расскажи, кто нарисован», «Сравни бабочек» и т.п.);

- игра-ситуация «К нам в гости прилетела бабочка»

- рисование карандашами «Паутина для паучка»;

- налеп из пластилина «Божья коровка»

4 неделя

Тема: «Лесные растения»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

- беседа «Лесные растения»

Цель: знакомить детей с лесными растениями, формировать представление об их отличительных признаках, роли в природе, о том, что растения тоже живые;

- рассматривание иллюстраций по теме

- чтение  стихотворений о лесных растениях;

- разгадывание загадок по теме

- словесная игра «Опиши растение, которое нарисовано на картинке»;

- дидактические игры «Чего больше – цветов или елочек?», «Подбери пару»

- рисование гуашью «Цветок»;

- аппликация из осенних листьев

Заключительный этап

  • Итоговое занятие
  • Выставка детских работ по теме «Кто живёт в лесу?», созданных в процессе реализации проекта

Работа с родителями

  • Консультации «Прогулки по лесу с детьми», «Что рассказать детям о диких животных»
  • Выставка совместных работ детей и родителей «Лесные жители»
  • Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Кто живёт в лесу?»

Цели: - закреплять и расширять представления детей о диких животных, птицах;

- закреплять и расширять представления о насекомых и растениях в лесу;

- развивать познавательный интерес и любознательность;

- воспитывать умение сопереживать и эмоционально -доброжелательно относиться к животным;

- развивать речь;

- воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь ее.

Оборудование: бумажные листья, кусты или деревья осенней расцветки, иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых и растений, кукла-варежка заяц, морковки из картона.

Предварительная работа: реализация проекта «Кто живёт в лесу?», изготовление детьми совместно с воспитателем морковок из картона.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей: вторая младшая группа (дети четвертого года жизни).

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, вы любите путешествовать?

Дети (Д): Да!

В: Тогда давайте мы с вами отправимся в путешествие. Вставайте друг за другом.

Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(дети следом за воспитателем входят в зал, украшенный листьями и кустиками осенней расцветки).

Ой, куда это мы с вами попали? (Ответы детей). Правильно, в лес! А в какой? Правильно, в осенний! Посмотрите, как здесь красиво, какие яркие деревья и кусты, какой чудесный ковер из листьев под ногами. Дети, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?

Д: Тихо! Осторожно!

В: Верно, в лесу нужно быть осторожными и нельзя шуметь, чтобы не напугать тех, кто здесь живет.  А как вы думаете, в лесу можно бросать мусор?

Д: Нельзя!

В: Правильно, нельзя. А почему? (Ответы детей).

В: Конечно, в лесу нельзя мусорить, потому что лес – это дом для многих животных. Но кто же живёт в лесу? Давайте посмотрим.

(Воспитатель обходит кустик и выходит с куклой зайцем на руке.

Заяц (З): Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуй!

З: Вы знаете, кто я?

Д: Да, ты – зайчик!

З: Правильно! А вы знаете, что я люблю кушать? А где я живу? А какого цвета моя шубка летом? А зимой? А почему? (Дети отвечают с помощью воспитателя).

З: Ух ты, какие вы умные! Все знаете! За это я с вами поиграю в игру.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх – лапки вниз,
На носочки поднимись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
А теперь вприсядку,

Чтобы не мерзли лапки.

Молодцы, детки! Мне очень понравилось с вами играть, это было также весело, как играть с моими друзьями.

В: Зайчик, а кто твои друзья?

З: А вы разве не знаете? Ну, присаживайтесь на полянку, я вам все расскажу.

Дети вместе с воспитателем садятся в кружок на ковре.

З: В лесу живет очень много животных. Вы, наверное, их знаете. Давайте я сейчас покажу вам их фотографии, а вы сами угадаете, кто это.

«Заяц» показывает детям иллюстрации с изображением животных, сопровождая каждую вопросами «Кто это?», «Опишите его», «Чем он питается?», «Как называются его детки?». Дети отвечают хором и индивидуально ( по желанию), воспитатель подсказывает, если затрудняются. «Заяц» хвалит за каждый правильный ответ.

З: Теперь я вижу, что вы знаете моих друзей. Но в лесу живут не только зверюшки. А вы знаете, кто еще?

Д: Птички!

З: Совершенно верно!

В: Зайчик, а мы знаем игру про одну птичку – ворону. Поиграй с нами!

Пальчиковая игра «Ворона»:

(ладонь складывается как клюв)

Ворона, ворона, хочешь червячка? («ворона» мотает головой)

Ворона, ворона хочешь муху? («ворона» мотает головой)

Ворона, ворона, хочешь жука? («ворона» мотает головой)

А конфетку? Да! («ворона» кивает)

На! (второй рукой дают «вороне» конфетку).

Ням-ням-ням! («ворона» жует)

З: Какая замечательная игра! А у меня есть фотография вороны, посмотрите.

Далее «заяц» демонстрирует фотографии птиц, дети называют их.

З: Молодцы, вы знаете всех птичек. А чем они питаются, вы знаете?

Дети отвечают.

З: Правильно! Но кроме животных и птичек в лесу живут еще и насекомые. Вы знаете, кто такие насекомые?

Д: Да! Это жуки и пауки!

З: Правильно! Например, вот такие, да?

«Заяц» показывает иллюстрации с изображением насекомых и пауков. Дети с помощью воспитателя называют их.

З: Я не устаю удивляться тому, как много вы знаете! Какие вы умнички! Где же вы все это узнали?

Д: В садике!

З: В садике? Вы, наверное, там только учитесь и не играете вообще?

Д: Играем!

В: Что ты, зайчик! Мы очень много и весело играем в садике. Вот, например, игра про жуков.

Подвижная игра «Жуки»

Дети «превращаются» в жуков. По команде воспитателя «Жуки полетели!» дети начинают ходить по комнате, расставив руки («крылья») и жужжать. По команде «Жуки уснули!» дети приседают, складывают руки и молчат. Игра повторяется несколько раз.

З: Очень веселая игра! Я обязательно научу своих друзей играть в нее. А сейчас я хочу спросить у вас, вы знаете, кто еще живет в лесу?

Дети с помощью воспитателя отвечают, что растения.

З: Правильно! Растения тоже живые, и они тоже живут в лесу. А какие лесные растения вы знаете?

Дети называют, а «заяц» показывает картинки с названными растениями. Воспитатель подсказывает по мере необходимости.

З: Вот молодцы, и это знаете! А зачем же нужны растения, как вы думаете?

Ответы детей.

З: Верно! Растения кормят животных, укрывают от дождя и холода, украшают лес. Ой, что-то я с вами заигрался, пора мне домой бежать.

В: Подожди, зайка, на прощание мы хотим тебя угостить.

З: Ой, правда? А чем?

Д: Морковкой!

З: Я очень люблю морковку! Ура! Спасибо!

Дети дарят «зайчику» картонные морковки, изготовленные заранее. «Заяц» берет и благодарит.

З: Большое вам спасибо! Мне было очень приятно с вами пообщаться! Приходите к нам в лес еще раз! До свидания!

Дети с воспитателем прощаются с «зайцем». Воспитатель заходит за кустик и снимает куклу с руки.

В: А теперь, детки, нам с вами пора возвращаться в группу. Давайте построимся друг за другом.

Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Дети следом за воспитателем выходят из зала и возвращаются в группу.

Приложение

Загадки

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит...    (медведь)

 

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая... (лисица)

 

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

 

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это... (еж)

У него рога ветвисты,

А бока чуть-чуть пятнисты.

Всех катать ему не лень,

Возит саночки... (олень)

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый... (лось)

 

Бродит хищный кот в лесах

С кисточками на ушах.

Дальше от него держись —

Быстро нападает... (рысь)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

 

Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар, Ка-а-ар, Ка-а-ар"!
(вороны)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар, Ка-а-ар, Ка-а-ар"!
(вороны)

Всю ночь летает,
Мышей добывает.

А станет светло —
Спать летит в дупло.
(сова)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
(соловей)

Красноватый огонёк
Чуть поляну не поджог.
Он краса лесных полян,
Рóдич курицы — ...
(фазан)

Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку — 
Раздалось в лесу "Ку-ку".
(кукушка)

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

 

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

 

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук)

 

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

Я - капелька лета 
На тоненькой ножке. 
Плетут для меня 
Кузовки и лукошки. 

земляника

Ах, не трогайте меня! 
Обожгу и без огня! 

крапива

Стоят в поле сестрички: 
Желтый глазок - белые реснички. 

ромашки

В летний солнечный денек золотой расцвел цветок, 
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки, 
А проснулся — улыбнулся: — Вот пушистый я какой, 
Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой! 

одуванчик

Весной вырастают, 
А осенью опадают. 

листья

Русская красавица 
Стоит на поляне 
В зеленой кофточке, 
В белом сарафане. 

берёза

Зимой и летом одним цветом. 

ёлка

Кудри в речку опустила 
И о чем-то загрустила. 

ива

Стихотворения

Белка 
Белка шишку шелушит
И спешит, спешит, спешит...
Вертит шишку так и сяк,
Обнажая зубки.
На тропинку и в овраг
сыплются скорлупки.
Рыжим столбиком огня
Хвост горит у белки.
-Ах, опять не хватит дня
Поиграть в горелки!...
Т.Белозёров

Кукушка

Пестреет цветами опушка, 
Плывут облака налегке. 
«Ку-ку!» - напевает кукушка 
В зелёном лесном далеке.

«Ку-ку!» - отзываются эхом 
И роща, и луг, и река. 
И вешнюю песенку эту 
Уносят с собой облака.

Т.Белозеров

Бабочка

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

Колокольчик

Я иду тропинкой

И не тороплюсь…

Я цветок увижу

И остановлюсь…

 

Залюбуюсь – боже,

Как же он хорош!

Разве мимо чуда

Просто так пройдёшь?

 

Колокольчик звонкий

Возле моих ног – 

Я хочу стать пчёлкой

И залезть в цветок…
Яна Воронец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: "КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ"

Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.Задачи. Образовательные:-учить узнавать и называть насекомых, диких и домашних ж...

Конспект театрализованной НОД для второй младшей группы «Кто, кто в теремочке живёт?»

Театралезация сказки с дидагдическими и подвижными играми....