Проект "Кто живёт в лесу?" для второй младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)
Проект "Кто живёт в лесу?" для второй младшей группы
Цель проекта:
Знакомить детей с дикими животными и лесными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kto_zhivet_v_lesu.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Долгопрудный Московской области
Автономное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Умка»
Экологический проект
Подготовили:
воспитатель Салихова Л.А.
Г. Долгопрудный 2015
Актуальность темы
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного это дело превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от деятельности человека.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.
Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных и растений, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир этот разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.
Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным, знакомство с растениями учит бережнее относиться к природе, видеть в ней красоту, дает представление о роли растений в жизни животных и человека.
Цель проекта:
Знакомить детей с дикими животными и лесными растениями.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о диких животных (зверях, птицах, насекомых);
- Формировать представления детей о лесных растениях;
- Развивать умение планировать этапы своих действий;
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Развивать творческие способности;
- Развивать память, внимание.
Участники проекта: Дети II младшей группы «Кораблик», воспитатели.
Длительность проекта: в течение 1 месяца (4 недели).
Подготовительный этап
- Обоснование выбора темы
- Постановка цели, задач проекта
- Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ним
- Чтение энциклопедической литературы о диких животных, совместно с родителями
Реализация проекта
1 неделя | Тема: «Лесные звери» | ||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
- беседа «Лесные звери» Цель: знакомить детей с лесными животными, формировать представление об их отличительных признаках, о том, что каждому животному нужен дом и пища и т.п.; - рассматривание иллюстраций по теме; - прослушивание аудиозаписей голосов лесных зверей | - чтение «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок»; - чтение и заучивание стихотворений о лесных зверях; - разгадывание загадок по теме | - подвижные игры «У медведя во бору», «Волк и зайцы»; - словесные игры («Сравни медвежат», «Опиши зверюшку» и т.п.); - дидактические игры «Назови ласково», «Кому что дадим» | - рисование пальчиковыми красками «Следы зверей»; - лепка «Грибочки ля ежика» |
2 неделя | Тема: «Лесные птицы» | ||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
- беседа «Лесные птицы» Цель: знакомить детей с лесными птицами, формировать представление об их отличительных признаках, о том, чем питаются птицы и т.п.; - рассматривание иллюстраций по теме | - чтение «Лиса и журавль»; - разгадывание загадок по теме; - чтение стихотворений по теме | - игра-ситуация «Путешествие в лес»; - словесная игра «Опиши птичку, которая изображена на картинке»; - инсценировка сказки «Лиса и журавль» | - рисование карандашами «Перо сказочной птицы»; - аппликация «Дерево для птичек» |
3 неделя | Тема: «Лесные насекомые» | ||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
- беседа «Лесные насекомые» Цель: знакомить детей с лесными насекомыми, формировать представление об их отличительных признаках, способах питания и т.п.; - рассматривание иллюстраций по теме | - чтение «Муха-Цокотуха», - чтение стихотворений о лесных насекомых; - разгадывание загадок по теме | - подвижная игра «Жуки»; - словесные игры («Расскажи, кто нарисован», «Сравни бабочек» и т.п.); - игра-ситуация «К нам в гости прилетела бабочка» | - рисование карандашами «Паутина для паучка»; - налеп из пластилина «Божья коровка» |
4 неделя | Тема: «Лесные растения» | ||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
- беседа «Лесные растения» Цель: знакомить детей с лесными растениями, формировать представление об их отличительных признаках, роли в природе, о том, что растения тоже живые; - рассматривание иллюстраций по теме | - чтение стихотворений о лесных растениях; - разгадывание загадок по теме | - словесная игра «Опиши растение, которое нарисовано на картинке»; - дидактические игры «Чего больше – цветов или елочек?», «Подбери пару» | - рисование гуашью «Цветок»; - аппликация из осенних листьев |
Заключительный этап
- Итоговое занятие
- Выставка детских работ по теме «Кто живёт в лесу?», созданных в процессе реализации проекта
Работа с родителями
- Консультации «Прогулки по лесу с детьми», «Что рассказать детям о диких животных»
- Выставка совместных работ детей и родителей «Лесные жители»
- Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Кто живёт в лесу?»
Цели: - закреплять и расширять представления детей о диких животных, птицах;
- закреплять и расширять представления о насекомых и растениях в лесу;
- развивать познавательный интерес и любознательность;
- воспитывать умение сопереживать и эмоционально -доброжелательно относиться к животным;
- развивать речь;
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь ее.
Оборудование: бумажные листья, кусты или деревья осенней расцветки, иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых и растений, кукла-варежка заяц, морковки из картона.
Предварительная работа: реализация проекта «Кто живёт в лесу?», изготовление детьми совместно с воспитателем морковок из картона.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: вторая младшая группа (дети четвертого года жизни).
Ход занятия:
Воспитатель (В): Ребята, вы любите путешествовать?
Дети (Д): Да!
В: Тогда давайте мы с вами отправимся в путешествие. Вставайте друг за другом.
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(дети следом за воспитателем входят в зал, украшенный листьями и кустиками осенней расцветки).
Ой, куда это мы с вами попали? (Ответы детей). Правильно, в лес! А в какой? Правильно, в осенний! Посмотрите, как здесь красиво, какие яркие деревья и кусты, какой чудесный ковер из листьев под ногами. Дети, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?
Д: Тихо! Осторожно!
В: Верно, в лесу нужно быть осторожными и нельзя шуметь, чтобы не напугать тех, кто здесь живет. А как вы думаете, в лесу можно бросать мусор?
Д: Нельзя!
В: Правильно, нельзя. А почему? (Ответы детей).
В: Конечно, в лесу нельзя мусорить, потому что лес – это дом для многих животных. Но кто же живёт в лесу? Давайте посмотрим.
(Воспитатель обходит кустик и выходит с куклой зайцем на руке.
Заяц (З): Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуй!
З: Вы знаете, кто я?
Д: Да, ты – зайчик!
З: Правильно! А вы знаете, что я люблю кушать? А где я живу? А какого цвета моя шубка летом? А зимой? А почему? (Дети отвечают с помощью воспитателя).
З: Ух ты, какие вы умные! Все знаете! За это я с вами поиграю в игру.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх – лапки вниз,
На носочки поднимись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
А теперь вприсядку,
Чтобы не мерзли лапки.
Молодцы, детки! Мне очень понравилось с вами играть, это было также весело, как играть с моими друзьями.
В: Зайчик, а кто твои друзья?
З: А вы разве не знаете? Ну, присаживайтесь на полянку, я вам все расскажу.
Дети вместе с воспитателем садятся в кружок на ковре.
З: В лесу живет очень много животных. Вы, наверное, их знаете. Давайте я сейчас покажу вам их фотографии, а вы сами угадаете, кто это.
«Заяц» показывает детям иллюстрации с изображением животных, сопровождая каждую вопросами «Кто это?», «Опишите его», «Чем он питается?», «Как называются его детки?». Дети отвечают хором и индивидуально ( по желанию), воспитатель подсказывает, если затрудняются. «Заяц» хвалит за каждый правильный ответ.
З: Теперь я вижу, что вы знаете моих друзей. Но в лесу живут не только зверюшки. А вы знаете, кто еще?
Д: Птички!
З: Совершенно верно!
В: Зайчик, а мы знаем игру про одну птичку – ворону. Поиграй с нами!
Пальчиковая игра «Ворона»:
(ладонь складывается как клюв)
Ворона, ворона, хочешь червячка? («ворона» мотает головой)
Ворона, ворона хочешь муху? («ворона» мотает головой)
Ворона, ворона, хочешь жука? («ворона» мотает головой)
А конфетку? Да! («ворона» кивает)
На! (второй рукой дают «вороне» конфетку).
Ням-ням-ням! («ворона» жует)
З: Какая замечательная игра! А у меня есть фотография вороны, посмотрите.
Далее «заяц» демонстрирует фотографии птиц, дети называют их.
З: Молодцы, вы знаете всех птичек. А чем они питаются, вы знаете?
Дети отвечают.
З: Правильно! Но кроме животных и птичек в лесу живут еще и насекомые. Вы знаете, кто такие насекомые?
Д: Да! Это жуки и пауки!
З: Правильно! Например, вот такие, да?
«Заяц» показывает иллюстрации с изображением насекомых и пауков. Дети с помощью воспитателя называют их.
З: Я не устаю удивляться тому, как много вы знаете! Какие вы умнички! Где же вы все это узнали?
Д: В садике!
З: В садике? Вы, наверное, там только учитесь и не играете вообще?
Д: Играем!
В: Что ты, зайчик! Мы очень много и весело играем в садике. Вот, например, игра про жуков.
Подвижная игра «Жуки»
Дети «превращаются» в жуков. По команде воспитателя «Жуки полетели!» дети начинают ходить по комнате, расставив руки («крылья») и жужжать. По команде «Жуки уснули!» дети приседают, складывают руки и молчат. Игра повторяется несколько раз.
З: Очень веселая игра! Я обязательно научу своих друзей играть в нее. А сейчас я хочу спросить у вас, вы знаете, кто еще живет в лесу?
Дети с помощью воспитателя отвечают, что растения.
З: Правильно! Растения тоже живые, и они тоже живут в лесу. А какие лесные растения вы знаете?
Дети называют, а «заяц» показывает картинки с названными растениями. Воспитатель подсказывает по мере необходимости.
З: Вот молодцы, и это знаете! А зачем же нужны растения, как вы думаете?
Ответы детей.
З: Верно! Растения кормят животных, укрывают от дождя и холода, украшают лес. Ой, что-то я с вами заигрался, пора мне домой бежать.
В: Подожди, зайка, на прощание мы хотим тебя угостить.
З: Ой, правда? А чем?
Д: Морковкой!
З: Я очень люблю морковку! Ура! Спасибо!
Дети дарят «зайчику» картонные морковки, изготовленные заранее. «Заяц» берет и благодарит.
З: Большое вам спасибо! Мне было очень приятно с вами пообщаться! Приходите к нам в лес еще раз! До свидания!
Дети с воспитателем прощаются с «зайцем». Воспитатель заходит за кустик и снимает куклу с руки.
В: А теперь, детки, нам с вами пора возвращаться в группу. Давайте построимся друг за другом.
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Дети следом за воспитателем выходят из зала и возвращаются в группу.
Приложение
Загадки
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит... (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая... (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый... (волк)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это... (еж)
У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки... (олень)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый... (лось)
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает... (рысь)
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишка)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар, Ка-а-ар, Ка-а-ар"!
(вороны)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар, Ка-а-ар, Ка-а-ар"!
(вороны)
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(сова)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
(соловей)
Красноватый огонёк
Чуть поляну не поджог.
Он краса лесных полян,
Рóдич курицы — ...
(фазан)
Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу "Ку-ку".
(кукушка)
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка — ... (гусеница)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает... (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Я - капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня!
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок - белые реснички.
В летний солнечный денек золотой расцвел цветок,
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,
А проснулся — улыбнулся: — Вот пушистый я какой,
Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой!
Весной вырастают,
А осенью опадают.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Зимой и летом одним цветом.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
Стихотворения
Белка
Белка шишку шелушит
И спешит, спешит, спешит...
Вертит шишку так и сяк,
Обнажая зубки.
На тропинку и в овраг
сыплются скорлупки.
Рыжим столбиком огня
Хвост горит у белки.
-Ах, опять не хватит дня
Поиграть в горелки!...
Т.Белозёров
Кукушка
Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке.
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном лесном далеке.
«Ку-ку!» - отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.
Т.Белозеров
Бабочка
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Колокольчик
Я иду тропинкой
И не тороплюсь…
Я цветок увижу
И остановлюсь…
Залюбуюсь – боже,
Как же он хорош!
Разве мимо чуда
Просто так пройдёшь?
Колокольчик звонкий
Возле моих ног –
Я хочу стать пчёлкой
И залезть в цветок…
Яна Воронец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: "КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ"
Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.Задачи. Образовательные:-учить узнавать и называть насекомых, диких и домашних ж...
Дидактическая игра " Кто в лесу живёт" (вторая младшая группа).
Маленькое путешествие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект театрализованной НОД для второй младшей группы «Кто, кто в теремочке живёт?»
Театралезация сказки с дидагдическими и подвижными играми....