Конспект занятия по духовно-нравственному развитию «Трудиться всегда пригодится»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Баюткина Елена Владимировна

Воспитывать уважение к труду различных профессий,  трудолюбие и отрицательное отношение к лени.

Расширять знания детей, используя загадки, пословицы, а также иллюстративный материал, о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon truditsya_-_vsegda_prigoditsya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию

Тема:  «Трудиться - всегда пригодится»

Задачи:

  • Стремиться прививать  детям трудолюбие, как нравственную добродетель через украинскую народные сказку «Колосок» и др. 
  • Раскрыть вопросы: для чего трудится человек? Что такое трудолюбие?
  • Расширять знания детей, используя загадки, пословицы, а также иллюстративный материал, о профессиях.
  • Содействовать развитию речи: обогащению и активизации словаря, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к труду различных профессий,  трудолюбие и отрицательное отношение к лени.
  • Прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

Ход занятия:

Основная часть:

  1. Беседа-вступление:

-  Скажите, ребята, почему так говорят: «Труд кормит, а лень портит»?

(Ответы детей)

-Для чего же люди трудятся? Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее.

- Какими словами можно сказать о человеке, который любит и умеет трудиться? (Трудолюбивый, умелец, мастер своего дела, у него в руках любая работа горит)

- Какие ещё пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  •  У Федорки одни отговорки.
  • Один пашет, а семеро руками машут.
  • Лентяй сидя спит, лёжа работает.
  • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  • Тяжело тому жить, кто от работы бежит!
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Не место красит человека, а человек место.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  • У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи
  • Сделал дело … гуляй смело.
  • Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

2. Задание: «О каком  человеке говорится,  о трудолюбивом  или ленивом?»

-Мастер своего дела,

-Работает спустя рукава,

-Лень вперед  родилась,

-Золотые руки,

-От лени мхом  оброс,

-Работает, словно спит!

3.Физкультминутка Упражнение «Колоски».

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-

дят руку в сторону («сеют») .

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки («солнце») .

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает.

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют) .

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой

4.Чтение и обсуждение у.н.сказки «Колосок»

 - Едко высмеивают сказки  лень и ленивых людей.

Как на крыльях перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. В сказках народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму.

 Сказки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя прочитанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная сказка, но знаем, что возникли они давно, и прочно вошли в нашу речь.  Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт

Голосисто поёт.(петушок )

- О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке? («Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок» и т. д)

«Колосок» украинская народная сказка

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

— Нужно его обмолотить.

— А кто будет молотить? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал один.

— Только не я! — закричал другой.

— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

— А кто понесёт? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал Круть.

— Только не я! — закричал Верть.

— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.

— Только не я! — запищал Круть.

— Только не я! — запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

— Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

— Ох и проголодался я! — пищит Круть.

— Ох и есть хочется! — пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит: -Подождите, подождите !Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

-Ты нашел!- громко закричали мышата.

-А кто колосок обмолотил?- снова спросил петушок.

-Ты обмолотил!- потише сказали оба.

-А кто зерно на мельницу носил?

-Тоже ты,- совсем тихо сказали Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил?Печь топил? Пироги кто пек?

-Все ты, все ты,- чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из- за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки:

- Что нашёл петушок?

- Что предложили сделать мышата?

- Кто обмолотил колосок?

- Что предложили сделать мышата с зерном?

- Кто это сделал?

- Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке) .

- Что в это время делали Круть и Верть?

- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

- Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему?

- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

- Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)

- Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки) .

- Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу) .

Воспитатель: На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему?

- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой «Колосок».

5. Задание-игра: «Правда ли?»

-Что таксист возит людей?

-Что кочегар топит печь?

-Что свинарка лечит поросят?

-Что кондуктор продает билеты?

-Что маляр красит стены?

-Что стюардесса стрижет людей?

-Что клоун работает в бане?

-Что библиотекарь разносит почту?

-Садовод ухаживает за садом?

-Что пчеловод разводит кроликов?

-Что хлебороб растит хлеб?

-Что пекарь доит корову?

6.Заключительная часть

- Можно быть кем угодно, прекрасным врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у тебя злое сердце, если вы завистливы, то вы никому не принесете  радости своим трудом. Поэтому  прежде всего я желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Конспект занятия по духовно – нравственному развитию

«Трудиться, всегда пригодиться!»

Группа №5

Воспитатель  Баюткина Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий по духовно-нравственному развитию

Представляю авторский конспект по духовно-нравственному развитию детей для подготовительной и старшей группы...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с художественной православной литературой в старшей группе ДОУ.

Чтение сказки Елены Михаленко «Цыплёнок» поможетрасширять знания детей о животных и птицах (цыплёнок, коршун);-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогич...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать»...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...

Конспект занятия по духовно-нравственному/патриотическому развитию на тему: "Масленица. Традиции масленичной недели"

Конспект содержит в себе материал способствующий развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа. В нем прописаны коррекционно-развивающие задачи, коррекционно-воспитатете...