Игровая технология "Юные логики" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Петренко Юлия Николаевна

В материале представлены цели и задачи технологии, комплексо-тематическое планирование по разным возрастным группам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_po_blokam.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

         Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике

         Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

         Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.

       Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

      Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

       В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

      В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.

   Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

          Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

     Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

     Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.

Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников с помощью развивающих игр: «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».

Задачи:

Образовательные:

- формирование базисных математических представлений;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.

Развивающиеся:

- активизировать умственную деятельность детей;

- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т.д;

- развивать основы творческого мышления;

- развивать эмоционально – волевую сферу;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- повышать интерес детей к математике;

- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

- воспитывать нравственно – волевые качества личности.

В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:

- развивающие игры;

- творческие задания;

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

- постановка и разрешение проблемных ситуаций;

- сюжетная подача материала.

 Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.

Технология по работе с логико- математическими  блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:

Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»

Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Носова Е.А., Михайлова З.А. «Логико – математическое развитие дошкольников»

Финкельштейн Б.Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.

Альбомы для блоков Дьенеша:

- «Для самых маленьких» 2-3 года;

- «Лепим нелепицы» с 4 лет;

- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;

- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет;

Альбомы для палочек Кюизенера:

- «Волшебные дорожки» 2-3 года;

- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет;

Календарно – тематическое планирование в младшей группе

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур

2 неделя

Диагностика

Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур

3 неделя

«Первое знакомство с блоками Дьенеша»

Формирование первого представления о блоках Дьенеша

4 неделя

«Первое знакомство с блоками Дьенеша»

Формирование первого представления о блоках Дьенеша

Октябрь

1 неделя

Игра «Найди такой же»

Развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

2 неделя

Игра «Найди фигуру»

Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

3 неделя

Игра «Дорожки»

Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

4 неделя

Игра «Разноцветные странички»

Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Заселим домики»

Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

2 неделя

Игра «Мышки – норушки»

Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.

3 неделя

Игра «Второй ряд»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.

4 неделя

Игра «Домино»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».

Декабрь

1 неделя

Игра «Соберём урожай»

Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).

2 неделя

Игра «За грибами»

Продолжать развивать умение сравнивать  и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

3 неделя

Игра «Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

4 неделя

Игра «Раздели фигуры»

Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.

Январь

2 неделя

Игра «Кулинары»

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

3 неделя

Игра «Второй ряд»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.

4 неделя

 Выявление промежуточного  уровня развития познавательных процессов у детей.

Диагностика познавательного развития.

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.

Февраль

1 неделя

Игра «Раздели фигуры»

Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.

2 неделя

Игра «Чудесный мешочек»

Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

3 неделя

Игра «Кто быстрее соберёт»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).

4 неделя

Игра «Рыбалка»

Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый - тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.

Март

1 неделя

Игра «Домино»

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

2 неделя

Игра «Поручения»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).

3 неделя

Игра «Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

4 неделя

Игра «Парные картинки»

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.

Апрель

1 неделя

Игра «Все в ряд»

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.

2 неделя

Игра-путешествие «В гостях у сказки».

Продолжать развивать умение сравнивать  и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

3 неделя

Игра «Магазин»

Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы.

4 неделя

Игра «Строители»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы.

Май

Выявление  конечного  уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год.

Диагностика познавательного развития.

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.

Календарно-тематическое планирование в средней группе

Месяц

Тема занятия

Задачи

Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность

Используемые игры и пособия

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера

2 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша

3 неделя

14.09-18.09

«Найди»

Продолжать знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Сочиняем небылицы

Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1), альбом «Лепим нелепицы»

4 неделя

21.09-25.09

«Змейка»

Познакомить с палочками Кюизенера, закреплять понятия «один», «много», учить соотносить палочки по цвету,

длине, расположению.

Картина «Красная шапочка и

волк»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»,

альбом «Дом с

колокольчиком»

5 неделя

28.09-2.10

«Чудесный мешочек»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь.

Игры с блоками

Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Октябрь

1 неделя

5.10-9.10

«Разноцветные вагончики»

(сравниваем

по цвету и

длине)

 Учить классифицировать предметы по цвету и

длине, работать по алгоритму,

сравнивать предметы по длине, соотносить палочки по цвету, длине,

расположению.

Картина «Серый волк»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»,

альбом «Дом с

колокольчиком»

2 неделя

12.10-16.10

 «Что изменилось»

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Сочиняем небылицы

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»

3 неделя

19.10-23.10

«Сушим полотенца»

Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Выкладывание из палочек «Дом с забором»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

альбом «На золотом крыльце…»

4 неделя

26.10-30.10

 «Найди не такую»

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Картина «Осень»

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «В стране палочек и блоков»

Ноябрь 1 неделя

2.11-6.11

«Числа 1 и 2»

Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Выкладывание из палочек «Дом с забором»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

альбом «На золотом крыльце…»

2 неделя

9.11-13.11

«4-й лишний»

Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Игры с блоками

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

3 неделя

16.11-20.11

«Строительство домов»

Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Игра с палочками

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

4  неделя

23.11-27.11

«Продолжи ряд»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление

Сочиняем небылицы

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»

Декабрь 1 неделя

30.11-4.12

«Число 3»

Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.

Картина «Черепаха Тортила»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

Альбом «Дом с колокольчиком»

2 неделя

7.12-11.12

«Второй ряд»

Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Игры с блоками

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

3 неделя

14.12-18.12

«Треугольники»

 Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Выкладывание из палочек

силуэта кита

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

альбом «На золотом крыльце…»

4 неделя

21.12-25.12

«Найди клад»

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Игры с блоками

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша.

Январь

1 неделя

11.01-15.01

«Рамка для картины»

 Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.

«Дорисовать»

картинку по сюжету сказки

«Три медведя»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера». Альбом «Дом с колокольчиком»

2 неделя

18.01-22.01

«Игра с одним обручем»

Развивать  умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Игры с блоками

Картотека дидактических игр с блоками. Обруч, набор блоков «Дьенеша»

3 неделя

25.01-29.01

«Бусы»

Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).

Выкладывание из палочек

силуэта мышки.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…»

Февраль 1 неделя

1.02-5.02

«Найди нужный блок»

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

«Дружные блоки»

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков «Дьенеша», карточки-обозначения свойств, демонстрационный материал.

2 неделя

8.02-12.02

«Число 4»

Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.

Картина «Зима»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера», альбом «В стране палочек и блоков»

3 неделя

15.02-19.02

«Найди нужный блок 2» 

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

«Найди две ошибки»

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша, карточки-символы с отрицанием свойств, демонстрационный материал.

4 неделя

22.02-26.02

«Разноцветные флажки»

Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Выкладывание сюжетной

картинки «Птичий двор»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»,

Альбом «На золотом крыльце…»

Март 1 неделя

1.03-5.03

«Угощение для медвежат»

Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые».

Сочиняем небылицы

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»

2 неделя

9.03-12.03

«Число 5»

Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Выкладывание

сюжетной картины

«Аквариум-силуэты»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…»

3 неделя

15.03-19.03

«Угощение для медвежат 2»

Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэты

лягушки и петуха

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы»

4 неделя

22.03-26.03

«Скворечник»

Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.

Выкладывание

силуэта «Улитка на солнышке»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»,

альбом «На золотом крыльце…»

5 неделя

29.03-2.04

«Заселим домики» 

 Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

«Разгадай загадку»

Набор блоков Дьенеша, таблицы с изображением домиков. Картотека дидактических игр с блоками, карточки с двумя-тремя символами.

Апрель 1 неделя

5.04-9.04

«Дачный поселок»

Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

Дорисуй картинку к сказке

«Три медведя»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера», альбом

«Дом с колокольчиком»

2 неделя

12.04-16.04

«Угадай, какую фигуру я загадал»

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Картина на тему

«Весна»

Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша, карточки-обозначения свойств.

3 неделя

19.04-23.04

«Кукла Маша»

Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

Собираем мебель из палочек

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

4 неделя

26.04-30.04

«Волшебное дерево»

Развивать   умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Игры с блоками

Картотека дидактических игр с блоками, дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Май 1 неделя

4.05-7.05

«Дети нашего двора»

Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.

Выкладывание из палочек «Елка»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

2 неделя

11.05-14.05

«Магазин»

Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Картина на тему

«Лето»

Картотека дидактических игр с блоками, Товар (карточки с изображением предметов), набор блоков, альбом «В стране палочек и блоков»

3 неделя

17.05-21.05

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний

4 неделя

24.05-28.05

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Тема занятия

Задачи

Используемые игры и пособия

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера

2 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша

3 неделя

«Давайте познакомимся»

 Учить правильно называть весь объем свойств у предмета.

Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

4 неделя

«Новоселье»

Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

Октябрь

1 неделя

«Дорога к дому»

 

Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

  «Два обруча»

Учить разделять фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

«Число и цифра 6»

Познакомить с образованием числа 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»

4 неделя

 «Помогите Мишке собрать фигуры»

Учить определять символику свойств

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

Ноябрь

1 неделя

«Слоненок»

Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Хоровод»

Учить классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

«Число и цифра 7»

Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»

4 неделя

«Отрицание цвета и формы»

Учить подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета и формы

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

Декабрь 1 неделя

«Море волнуется»

Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Отрицание размера и толщины»

Учить подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания размера и толщины

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

«Число и цифра 8»

 Познакомить с образованием числа и цифрой 8 ; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»

 

4 неделя

«Найди клад»

Учить выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

Январь

1 неделя

«Сделай фигуру»

 Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Волшебные камни»

Учить называть расположение предмета «внутри» и «вне» круга.

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков «Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

«Число и цифра 9»

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; учить увеличивать числа на один.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»

Февраль 1 неделя

«Где, чей гараж?»

Учить классифицировать по общим свойствам.

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

2 неделя

«Печенье»

Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

3 неделя

«Угадай-ка»

Учить выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

4 неделя

«Число и цифра 10»

Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете.»

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»

Март

1 неделя

«Где спрятался Джерри?»

Учить логически мыслить, уметь кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

2 неделя

«Книги на полке»

Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

3 неделя

«Дорожки»

Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

4 неделя

«Журавушка»

Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

Апрель

 1 неделя

«Изменение конструкции дома»

Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Два обруча 2»

Учить разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

«Мастерим стул»

Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

4 неделя

«Кошки – мышки»

Учить правильно называть свойства фигур, использовать эти знания в игре.

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

Май

 1 неделя

«Выставка собак»

Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

2 неделя

«Построим дома»

Учить разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1)

3 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний

4 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема занятия

Задачи

Используемые игры и пособия

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера

2 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей

Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша

3 неделя

«Раздели блоки»

Разбивает множество по трем совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 2)

4 неделя

«Телевизор»

Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

Октябрь

1 неделя

«Стулья для семьи»

 Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше – ниже, шире – уже, больше – меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, еще один, еще один).

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

 «Автотрасса»

Выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий.

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша,

3 неделя

«Кораблик»

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

4 неделя

 «Необычные фигуры»

Способен к анализу, абстрагированию; строго следует правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

Ноябрь

1 неделя

«Твой любимый цветок»

Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Поймай тройку»

Сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам, называет их.

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

3 неделя

«Угощаем тортом»

Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части».

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

4 неделя

«Где чей гараж»

Умеет оперировать сразу четырьмя свойствами предмета, абстрагирует, декодирует информацию.

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

Декабрь 1 неделя

«Строим мост через реку»

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять в счете.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

2 неделя

«Угощения для межвежат»

Сравнивает предметы по одному – четырем свойствам, понимает слова: «разные», «одинаковые», понимает отрицания свойств.

Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша.

3 неделя

«Полосатая салфетка»

 Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

4 неделя

«Найди клад»

Способен анализировать,  абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша.

Январь

1 неделя

«Состав числа»

Игра «Назови соседей»

 Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её,

формировать навык самоконтроля.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет»

2 неделя

«Две дорожки»

Выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Картотека дидактических игр с блоками. Обруч, набор блоков «Дьенеша»

3 неделя

«Выложи по цифрам»

Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…»

Февраль 1 неделя

«Сократи слово»

Строго выполняет правила при совершении действий, способен устанавливать простейшие связи.

Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков «Дьенеша».

2 неделя

«Делаем забор»

Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять в счете. Закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

3 неделя

«Угадай фигуру»

Способен кодировать и декодировать информацию о свойствах, называть их.

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша.

4 неделя

«Палочки можно

складывать»

Решение логических

задач.

Закрепить название цветов и числовое

обозначение, соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками, учить находить палочки в сумме равные двум данным.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет»

Март

1 неделя

«Загадки без слов»

Расшифровывает (декодирует) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково  –  символическим обозначениям.

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша.

2 неделя

«Лестница»

Закреплять умение детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; обозначать результат сравнения словами (длиннее, шире, выше, равные по длине, ширине, высоте). Упражнять в счете.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера»

3 неделя

«Автотрасса (построй дорожку)»

Выделяет свойства предметов, абстрагирует их с других, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий (линейный алгоритм).

Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат,  набор блоков Дьенеша.

4 неделя

«Палочки можно

вычитать»

Решение логических

задач.

Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные

представления, учить находить разность чисел.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет»

 

Апрель

 1 неделя

«Лес»

Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, справа.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

2 неделя

«Магазин»

Выявляет и абстрагирует свойства, рассуждает, аргументирует свой выбор.

Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша.

3 неделя

«Строим ворота»

Закреплять знания о цветовом и числовом значении палочек; упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, равные по высоте); в ориентировке в пространстве; в умении пользоваться словами: «внутри», «снаружи». Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

4 неделя

«Космический корабль»

Составляет композицию с помощью опорных картинок (схем). Анализирует, абстрагирует. Следует правилам при выполнении цепочки действий.

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков

Май

 1 неделя

«Кто старше?»

Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине.

Палочки Кюизенера, пособие

Новикова, Тихонова

«Развивающие игры и

занятия с палочками

Кюизенера».

2 неделя

«Волшебный мешочек 2»

Описывает фигуры по их свойствам.

Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков.

3 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний

4 неделя

Диагностика

Индивидуальная работа по выявлению знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

игровая деятельность с использованием Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера

Дети моей группы 2 младшая используют развивающие блоки Дьенеша и палочки Кюизенера не только как настольные игры, но и в образовательной деятельности, в развивающей деятельности.Дети экспериментируют...

Конспекты ООД с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Игровые упражнения для развития логического мышления. Использована методика  "Логика и математика для дошкольников" (авторы Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая)...

Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...

Конспект итогового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект  итогового  занятия  по  математике  с  использовнием  блоков  Дьенеша  и  палочек  Кюизенера....

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....