Игровая технология "Юные логики" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
материал (младшая, средняя, старшая группа)
В материале представлены цели и задачи технологии, комплексо-тематическое планирование по разным возрастным группам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya_po_blokam.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Сегодня на смену жесткой учебно- дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Главной задачей ставиться развитие логико – математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Реализация данной технологии построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий.
Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют память, внимание, восприятие.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Все игры и упражнения не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени.
Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников с помощью развивающих игр: «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».
Задачи:
Образовательные:
- формирование базисных математических представлений;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.
Развивающиеся:
- активизировать умственную деятельность детей;
- развивать основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и т.д;
- развивать основы творческого мышления;
- развивать эмоционально – волевую сферу;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- повышать интерес детей к математике;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- воспитывать нравственно – волевые качества личности.
В технологии использованы различные формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Логико - математические игры проводятся в непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП и во второй половине дня.
Технология по работе с логико- математическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» разработана на основе методических пособий:
Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»
Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Носова Е.А., Михайлова З.А. «Логико – математическое развитие дошкольников»
Финкельштейн Б.Б «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек», «На золотом крыльце», «Кростики» - Посудная лавка.
Альбомы для блоков Дьенеша:
- «Для самых маленьких» 2-3 года;
- «Лепим нелепицы» с 4 лет;
- «Поиск затонувшего клада» 3-8 лет;
- «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет;
Альбомы для палочек Кюизенера:
- «Волшебные дорожки» 2-3 года;
- «Дом с колокольчиком» 3-5 лет;
Календарно – тематическое планирование в младшей группе
Неделя | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | ||
1 неделя | Диагностика | Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур |
2 неделя | Диагностика | Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур |
3 неделя | «Первое знакомство с блоками Дьенеша» | Формирование первого представления о блоках Дьенеша |
4 неделя | «Первое знакомство с блоками Дьенеша» | Формирование первого представления о блоках Дьенеша |
Октябрь | ||
1 неделя | Игра «Найди такой же» | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания. |
2 неделя | Игра «Найди фигуру» | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». |
3 неделя | Игра «Дорожки» | Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». |
4 неделя | Игра «Разноцветные странички» | Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Игра «Заселим домики» | Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания. |
2 неделя | Игра «Мышки – норушки» | Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. |
3 неделя | Игра «Второй ряд» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. |
4 неделя | Игра «Домино» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». |
Декабрь | ||
1 неделя | Игра «Соберём урожай» | Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). |
2 неделя | Игра «За грибами» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». |
3 неделя | Игра «Найди фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». |
4 неделя | Игра «Раздели фигуры» | Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. |
Январь | ||
2 неделя | Игра «Кулинары» | Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. |
3 неделя | Игра «Второй ряд» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. |
4 неделя | Выявление промежуточного уровня развития познавательных процессов у детей. | Диагностика познавательного развития. Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
Февраль | ||
1 неделя | Игра «Раздели фигуры» | Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. |
2 неделя | Игра «Чудесный мешочек» | Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. |
3 неделя | Игра «Кто быстрее соберёт» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). |
4 неделя | Игра «Рыбалка» | Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый - тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. |
Март | ||
1 неделя | Игра «Домино» | Развивать умение сравнивать предметы по толщине. |
2 неделя | Игра «Поручения» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). |
3 неделя | Игра «Найди фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». |
4 неделя | Игра «Парные картинки» | Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. |
Апрель | ||
1 неделя | Игра «Все в ряд» | Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. |
2 неделя | Игра-путешествие «В гостях у сказки». | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. |
3 неделя | Игра «Магазин» | Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы. |
4 неделя | Игра «Строители» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы. |
Май | Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год. | Диагностика познавательного развития. Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
Календарно-тематическое планирование в средней группе
Месяц | Тема занятия | Задачи | Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Используемые игры и пособия |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера | |
2 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша | |
3 неделя 14.09-18.09 | «Найди» | Продолжать знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. | Сочиняем небылицы | Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1), альбом «Лепим нелепицы» |
4 неделя 21.09-25.09 | «Змейка» | Познакомить с палочками Кюизенера, закреплять понятия «один», «много», учить соотносить палочки по цвету, длине, расположению. | Картина «Красная шапочка и волк» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «Дом с колокольчиком» |
5 неделя 28.09-2.10 | «Чудесный мешочек» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | Игры с блоками | Мешочек, набор блоков Дьенеша. |
Октябрь 1 неделя 5.10-9.10 | «Разноцветные вагончики» (сравниваем по цвету и длине) | Учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму, сравнивать предметы по длине, соотносить палочки по цвету, длине, расположению. | Картина «Серый волк» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «Дом с колокольчиком» |
2 неделя 12.10-16.10 | «Что изменилось» | Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине Развивать мышление. | Сочиняем небылицы | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы» |
3 неделя 19.10-23.10 | «Сушим полотенца» | Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). | Выкладывание из палочек «Дом с забором» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» альбом «На золотом крыльце…» |
4 неделя 26.10-30.10 | «Найди не такую» | Продолжать знакомить с логическими блоками. | Картина «Осень» | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «В стране палочек и блоков» |
Ноябрь 1 неделя 2.11-6.11 | «Числа 1 и 2» | Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. | Выкладывание из палочек «Дом с забором» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» альбом «На золотом крыльце…» |
2 неделя 9.11-13.11 | «4-й лишний» | Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | Игры с блоками | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
3 неделя 16.11-20.11 | «Строительство домов» | Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Игра с палочками | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
4 неделя 23.11-27.11 | «Продолжи ряд» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине, развивать мышление | Сочиняем небылицы | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы» |
Декабрь 1 неделя 30.11-4.12 | «Число 3» | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | Картина «Черепаха Тортила» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Альбом «Дом с колокольчиком» |
2 неделя 7.12-11.12 | «Второй ряд» | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. | Игры с блоками | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
3 неделя 14.12-18.12 | «Треугольники» | Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). | Выкладывание из палочек силуэта кита | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» альбом «На золотом крыльце…» |
4 неделя 21.12-25.12 | «Найди клад» | Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | Игры с блоками | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша. |
Январь 1 неделя 11.01-15.01 | «Рамка для картины» | Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. | «Дорисовать» картинку по сюжету сказки «Три медведя» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Альбом «Дом с колокольчиком» |
2 неделя 18.01-22.01 | «Игра с одним обручем» | Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». | Игры с блоками | Картотека дидактических игр с блоками. Обруч, набор блоков «Дьенеша» |
3 неделя 25.01-29.01 | «Бусы» | Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). | Выкладывание из палочек силуэта мышки. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…» |
Февраль 1 неделя 1.02-5.02 | «Найди нужный блок» | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию. | «Дружные блоки» | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков «Дьенеша», карточки-обозначения свойств, демонстрационный материал. |
2 неделя 8.02-12.02 | «Число 4» | Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | Картина «Зима» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «В стране палочек и блоков» |
3 неделя 15.02-19.02 | «Найди нужный блок 2» | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию. | «Найди две ошибки» | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша, карточки-символы с отрицанием свойств, демонстрационный материал. |
4 неделя 22.02-26.02 | «Разноцветные флажки» | Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Выкладывание сюжетной картинки «Птичий двор» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Альбом «На золотом крыльце…» |
Март 1 неделя 1.03-5.03 | «Угощение для медвежат» | Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». | Сочиняем небылицы | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы» |
2 неделя 9.03-12.03 | «Число 5» | Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Выкладывание сюжетной картины «Аквариум-силуэты» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…» |
3 неделя 15.03-19.03 | «Угощение для медвежат 2» | Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. | Сочиняем небылицу и выкладываем силуэты лягушки и петуха | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша, альбом «Лепим нелепицы» |
4 неделя 22.03-26.03 | «Скворечник» | Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета. | Выкладывание силуэта «Улитка на солнышке» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…» |
5 неделя 29.03-2.04 | «Заселим домики» | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать. | «Разгадай загадку» | Набор блоков Дьенеша, таблицы с изображением домиков. Картотека дидактических игр с блоками, карточки с двумя-тремя символами. |
Апрель 1 неделя 5.04-9.04 | «Дачный поселок» | Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. | Дорисуй картинку к сказке «Три медведя» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «Дом с колокольчиком» |
2 неделя 12.04-16.04 | «Угадай, какую фигуру я загадал» | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию | Картина на тему «Весна» | Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша, карточки-обозначения свойств. |
3 неделя 19.04-23.04 | «Кукла Маша» | Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | Собираем мебель из палочек | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
4 неделя 26.04-30.04 | «Волшебное дерево» | Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. | Игры с блоками | Картотека дидактических игр с блоками, дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков. |
Май 1 неделя 4.05-7.05 | «Дети нашего двора» | Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение. | Выкладывание из палочек «Елка» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
2 неделя 11.05-14.05 | «Магазин» | Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор | Картина на тему «Лето» | Картотека дидактических игр с блоками, Товар (карточки с изображением предметов), набор блоков, альбом «В стране палочек и блоков» |
3 неделя 17.05-21.05 | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний | ||
4 неделя 24.05-28.05 | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний |
Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Месяц | Тема занятия | Задачи | Используемые игры и пособия |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера |
2 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша |
3 неделя | «Давайте познакомимся» | Учить правильно называть весь объем свойств у предмета. | Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
4 неделя | «Новоселье» | Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
Октябрь 1 неделя | «Дорога к дому» |
Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Два обруча» | Учить разделять фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или». | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | «Число и цифра 6» | Познакомить с образованием числа 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет» |
4 неделя | «Помогите Мишке собрать фигуры» | Учить определять символику свойств | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
Ноябрь 1 неделя | «Слоненок» | Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Хоровод» | Учить классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | «Число и цифра 7» | Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет» |
4 неделя | «Отрицание цвета и формы» | Учить подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета и формы | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
Декабрь 1 неделя | «Море волнуется» | Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Отрицание размера и толщины» | Учить подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания размера и толщины | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | «Число и цифра 8» | Познакомить с образованием числа и цифрой 8 ; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет»
|
4 неделя | «Найди клад» | Учить выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину. | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
Январь 1 неделя | «Сделай фигуру» | Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету? | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Волшебные камни» | Учить называть расположение предмета «внутри» и «вне» круга. | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков «Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | «Число и цифра 9» | Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; учить увеличивать числа на один. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет» |
Февраль 1 неделя | «Где, чей гараж?» | Учить классифицировать по общим свойствам. | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
2 неделя | «Печенье» | Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
3 неделя | «Угадай-ка» | Учить выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
4 неделя | «Число и цифра 10» | Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете.» | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет» |
Март 1 неделя | «Где спрятался Джерри?» | Учить логически мыслить, уметь кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее. | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
2 неделя | «Книги на полке» | Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше». | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
3 неделя | «Дорожки» | Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
4 неделя | «Журавушка» | Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
Апрель 1 неделя | «Изменение конструкции дома» | Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Два обруча 2» | Учить разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или». | Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | «Мастерим стул» | Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом). | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
4 неделя | «Кошки – мышки» | Учить правильно называть свойства фигур, использовать эти знания в игре. | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
Май 1 неделя | «Выставка собак» | Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
2 неделя | «Построим дома» | Учить разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или». | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша (см. приложение 1) |
3 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний | |
4 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний |
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема занятия | Задачи | Используемые игры и пособия |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера |
2 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению уровня знаний детей | Наборы палочек Кюизенера, блоков Дьенеша |
3 неделя | «Раздели блоки» | Разбивает множество по трем совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления. | Блоки Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (см. приложение 2) |
4 неделя | «Телевизор» | Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
Октябрь 1 неделя | «Стулья для семьи» | Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше – ниже, шире – уже, больше – меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, еще один, еще один). | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Автотрасса» | Выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий. | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, |
3 неделя | «Кораблик» | Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
4 неделя | «Необычные фигуры» | Способен к анализу, абстрагированию; строго следует правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
Ноябрь 1 неделя | «Твой любимый цветок» | Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Поймай тройку» | Сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам, называет их. | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
3 неделя | «Угощаем тортом» | Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части». | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
4 неделя | «Где чей гараж» | Умеет оперировать сразу четырьмя свойствами предмета, абстрагирует, декодирует информацию. | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
Декабрь 1 неделя | «Строим мост через реку» | Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять в счете. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
2 неделя | «Угощения для межвежат» | Сравнивает предметы по одному – четырем свойствам, понимает слова: «разные», «одинаковые», понимает отрицания свойств. | Набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. |
3 неделя | «Полосатая салфетка» | Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
4 неделя | «Найди клад» | Способен анализировать, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков Дьенеша. |
Январь 1 неделя | «Состав числа» Игра «Назови соседей» | Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её, формировать навык самоконтроля. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет» |
2 неделя | «Две дорожки» | Выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Картотека дидактических игр с блоками. Обруч, набор блоков «Дьенеша» |
3 неделя | «Выложи по цифрам» | Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбом «На золотом крыльце…» |
Февраль 1 неделя | «Сократи слово» | Строго выполняет правила при совершении действий, способен устанавливать простейшие связи. | Картотека дидактических игр с блоками. Набор блоков «Дьенеша». |
2 неделя | «Делаем забор» | Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять в счете. Закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
3 неделя | «Угадай фигуру» | Способен кодировать и декодировать информацию о свойствах, называть их. | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков Дьенеша. |
4 неделя | «Палочки можно складывать» Решение логических задач. | Закрепить название цветов и числовое обозначение, соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками, учить находить палочки в сумме равные двум данным. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет» |
Март 1 неделя | «Загадки без слов» | Расшифровывает (декодирует) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша. |
2 неделя | «Лестница» | Закреплять умение детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; обозначать результат сравнения словами (длиннее, шире, выше, равные по длине, ширине, высоте). Упражнять в счете. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» |
3 неделя | «Автотрасса (построй дорожку)» | Выделяет свойства предметов, абстрагирует их с других, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий (линейный алгоритм). | Картотека дидактических игр с блоками, изображения медвежат, набор блоков Дьенеша. |
4 неделя | «Палочки можно вычитать» Решение логических задач. | Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет»
|
Апрель 1 неделя | «Лес» | Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, справа. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
2 неделя | «Магазин» | Выявляет и абстрагирует свойства, рассуждает, аргументирует свой выбор. | Картотека дидактических игр с блоками, наборы блоков Дьенеша. |
3 неделя | «Строим ворота» | Закреплять знания о цветовом и числовом значении палочек; упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, равные по высоте); в ориентировке в пространстве; в умении пользоваться словами: «внутри», «снаружи». Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
4 неделя | «Космический корабль» | Составляет композицию с помощью опорных картинок (схем). Анализирует, абстрагирует. Следует правилам при выполнении цепочки действий. | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков |
Май 1 неделя | «Кто старше?» | Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине. | Палочки Кюизенера, пособие Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
2 неделя | «Волшебный мешочек 2» | Описывает фигуры по их свойствам. | Картотека дидактических игр с блоками, набор блоков. |
3 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний | |
4 неделя | Диагностика | Индивидуальная работа по выявлению знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
игровая деятельность с использованием Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера
Дети моей группы 2 младшая используют развивающие блоки Дьенеша и палочки Кюизенера не только как настольные игры, но и в образовательной деятельности, в развивающей деятельности.Дети экспериментируют...
Конспекты ООД с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Игровые упражнения для развития логического мышления. Использована методика "Логика и математика для дошкольников" (авторы Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая)...
Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)
Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...
Конспект итогового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект итогового занятия по математике с использовнием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....