Проект "Литературный калейдоскоп"
проект (средняя группа)
Педагогический проект
«Литературный калейдоскоп»
Для детей с задержкой психического здоровья
Возраст детей: 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.38 КБ |
![]() | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Литературный калейдоскоп»
Для детей с задержкой психического здоровья
Возраст детей: 4-5 лет
Тема: «Овощи»
Направленность: воспитание любви и интереса к художественному слову и развитие речи.
Предпосылки:
- проблема художественно-речевого развития ребенка с задержкой психического развития;
- обогащение литературно-речевой среды группы: оформление речевого центра, Центра книги;
- расширение возможностей содержательного характера конкретной лексической темы;
- возможность активного включения в социум воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: творческий
по продолжительности -краткосрочный
по числу участников - групповой
Предназначение: для детей с задержкой психического развития
Участники: педагоги, дети, родители группы.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: красткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.
Развитие речи, обучение родному языку – главная задача развития интелекта ребенка. Работа по развитию речи занимает большое место в системе дошкольного образования.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.
А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.
Актуально звучат слова русского писателя Ф.М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».
С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержания, а также нравственного смысла произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературные произведения, в личный опыт читателя (слушателя).
В круг детского чтения входят произведения классической, современной, русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности.
Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.
Выготский Л.С. считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, прокладывание обходных путей, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.
Для детей с ограниченными возможностями характерны: позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм; несформированность связной речи, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета, неспособность грамотно сформулировать вопрос, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени
и т.д.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.
Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.
Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами эмоциональная непосредственность. Именно она служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Ребенок долго помнит то, что окрашено сильным чувством и образом.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников отвечает социокультурной ситуации сложившаеся в современном обществе. Педагоги все чаще сталкиваются с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных норм. У большого количества детей наблюдается повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость в себе и др. Компенсировать проблему дефицита общения, стать эффективным средством речевого развития может метод проекта, используемый в современной педагогике с систематическим предметным обучением. Использование метода проектов в дошкольном образовании отвечает методике интегрированного обучения.
В условиях специального (коррекционного) учреждения метод проекта можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей. Данная деятельность - это целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности ребенка, в том числе познавательный интерес и речевое взаимодействие.
Цель: расширение знаний и словарного запаса детей по теме «Овощи» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Задачи:
В работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;
- расширять базу педагогического мастерства.
В работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;
- побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.
В работе с детьми:
- знакомить с произведениями литературных жанров: сказки, загадки, стихотворения, потешки, поговорки, чистоговорки;
- формировать у детей умение разыгрывать содержание литературных произведений по ролям;
-развивать интерес детей к чтению произведений детской литературы, а также желание рассматривать иллюстрации в детских книжках и общаться со взрослыми и сверстниками по поводу их содержания;
- разучивать с детьми стихотворения;
- стимулировать желание детей договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений;
- поощрять попытки детей рассказывать стихотворение целиком (с помощью взрослого);
- способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;
- расширять представление детей о мире по теме «Овощи»;
- развивать общение детей, все стороны речи, практическое овладение нормами речи;
- формировать грамматические категории речи - согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;
- способствовать автоматизации звуков, совершенствовать произношение связной речи и выразительность языка;
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Овощи».
Существительные (слова – предметы): морковь, редис, капуста, свекла,
помидор, лук, огурец, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, чеснок, ботва, стручок, урожай, огород, грядки.
Прилагательные (слова – признаки): зелёный, красный, жёлтый, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, зрелый, кислый, длинный, овальный.
Глаголы (слова – действия): расти, поливать, копать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, собирать, срезать, вырезать.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Диагностика воспитанников по разделу «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, его структурирование и систематизирование по теме. - Наличие четкого плана работы. - Вовлечение родителей в процесс. |
II этап – основной | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта. - Оформление материалов. - Проведение итогового мероприятия проекта (С целью распространения опыта взаимопосещение итоговых мероприятий) | - Совместная работа участников проекта. - Организованная познавательная , игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая деятельность детей. - Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картотек и др. по теме. |
III этап – заключительный | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Наличие методических материалов и продуктов проекта. - Значительно улучшенный уровень знаний и умений детей. - Педагогическая грамотность и активность родителей воспитанников. |
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды;
- организация активных форм взаимодействия с детьми в процессе знакомства с художественной литературой и формирования интереса и потребности в чтении (восприятии книг);
- привитие интереса детей к различным видам игр: сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, театрализованным, пальчиковым, настольно-печатным;
- развитие познавательной активности детей;
- активизация словаря детей по теме «Овощи»;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи, мышления, воображения;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс;
- активизация инновационной деятельности в ДОУ, повышение творческого потенциала педагогов.
Виды детской деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Формы и методы работы:
создание игровых или проблемных ситуаций, режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров: потешки, поговорки, сказки, загадки, драматизация, театрализованная деятельность, беседы, рассматривание тематических картинок и альбомов, предметных и сюжетных картин, открытки к литературным произведениям, нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, рисунки и аппликативные работы детей, раскраски, разрезные картинки, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые), картотека речевых игр, картотеки с физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, книги-самоделки, фото - и иллюстративный материалы, консультации для родителей и анкетирование.
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложение (конспекты ООД, фотоматериалы, художественное слово, работы детей и т.д.)
Основные достоинства:
- поддержание Традиций ДОУ;
- речевое содержание;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- занимательность, увлекательность;
- эмоциональный позитивный настрой;
- удовлетворение естественной потребности ребенка.
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня Работа с родителями | Утренняя гимнастика по теме «Овощи» Знакомство с овощами. Дидактическая игра «Сложи картинку». Познание на тему: «Овощи с грядки» Подвижная игра: «Огуречик, огуречик… « Чтение русской народной сказки « Репка» Анкетирование « Книга в вашем доме» |
Вторник | I Половина дня Утро ООД ООД Прогулка II Половина дня | Дидактические игры по развитию речи: « Чудесный мешочек», « Угадай на вкус». РЭМП на тему: «Овощи» Сюжетное физкультурное занятие на тему: «Что растет у меня в огороде». Наблюдение за трудом взрослого на огороде. Подвижная игра «Зайцы в огороде» Изготовление книжки - самоделки «Овощи с грядки» |
Среда | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня ООД Работа с родителями | Разучивание считалки «В огороде у Егора». Аппликация на тему: «Кабачок». Вечер загадок и отгадок «Волшебная корзина». Консультация «Научите детей любить книгу». |
Четверг | I Половина дня Утро ООД ООД Прогулка II Половина дня ООД | ОБЖ. Общение на тему «Овощи и фрукты мой перед едой». Рисование на тему: «Угощение для зайчика» Сюжетное физкультурное занятие на тему: «В гости к зайке». Подвижная игра «Огуречик, огуречик…» Сюжетно - ролевая игра: «Овощной магазин». Развитие мелкой моторики рук на тему: «Овощная сказка». |
Пятница | I Половина дня Утро ООД Прогулка II Половина дня | Беседа по рассказу «Спор в огороде». Развитие речи на тему: «Овощи». Подвижная игра «Зайцы в огороде». Театрализованная деятельность: «Овощи на грядке» |
Итоги реализации проекта
Проект реализован в 2015-2016 учебном году продемонстрировал свою эффективность в направлении повышения уровня познавательно - речевого развития детей.
1. Создали в группе условия для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды.
2. Дети с большим интересом принимали участие в различных играх: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные, пальчиковые, настольно-печатные.
3. У детей расширился словарь детей по теме «Овощи».
4. Стала более совершенной мелкая и общая моторика детей.
5. В осуществлении проекта приняли активное участие родители группы, каждая семья принесла по две книги.
6. У детей сформировался интерес к иллюстрациям детских книг.
Литература
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития . Авт. – сост. Т.В. Бойко.- Волгоград: Учитель, 2012.
3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3 - 4 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4. Кравченко И.В. , Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Кисилевой, И.Л. Понаморевой. М. : ТЦ Сфера, 2010
5. Баряева Л.Б., Вечконова И.Г., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
6. Баряева Л.Б., Зарин А.В, Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.. Диагностика -развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточнотью.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.-2-е изд. дораб.- Просвещение, 1991.
8. Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направленность: воспитание любви и интереса к художественному слову и развитие речи. Предпосылки: - проблема художественно-речевого развития ребенка с задержкой психического развития; - обогащение литературно-речевой среды группы: оформление речевого центра, Центра книги; - расширение возможностей содержательного характера конкретной лексической темы; - возможность активного включения в социум воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный Вид проекта: творческий по продолжительности – краткосрочный по числу участников - групповой Предназначение: для детей с задержкой психического развития Участники: педагоги, дети, родители группы № 4. Характер участия: сотрудничество. Продолжительность: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Тип проекта: практико-ориентированный Вид проекта: творческий по продолжительности – краткосрочный по числу участников - групповой Предназначение: для детей с задержкой психического развития Участники: педагоги, дети, родители группы № 4. Характер участия: сотрудничество. Продолжительность: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяя книги на компьютер. Дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения . Речь детей скудна, что мешает детям при общении. Учитывая важность проблемы по этому вопросу был создан наш проект, а также, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. Актуальность.
I этап – подготовительный 12.10.2015г. - 16.10.2015г. - Выбор темы, обозначение проблемы. - Диагностика воспитанников по разделу «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. II этап – основной 19.10.202015г. - 23.10.2015г. - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта. - Оформление материалов. - Проведение итогового мероприятия проекта III этап – заключительный 26.10.2015г. - 30.10.2015 - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта.
Виды детской деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная. Формы и методы работы: создание игровых или проблемных ситуаций, режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, беседы, альбомы, сюжетные картинки, рисунки и аппликативные работы детей, раскраски, разрезные картинки, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые), картотека речевых игр, картотеки с физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, книги-самоделки, фото- и иллюстративный материалы, консультации для родителей и анкеты.
День недели Формы и методы проведения Понедельник Первая п оловина дня Утренняя гимнастика по теме « Овощи» Знакомство с овощами Дидактическая игра « Сложи картинку» Познание « Овощи с грядки» Подвижная игра « Огуречик , огуречик …» Вторая половина дня Чтение русской народной сказки «Репка» Работа с родителями. Анкетирование « Книга в вашем доме » Коррекционный час Тематический план на неделю
Вторник Первая п оловина дня Дидактические игры по развитию речи: « Чудесный мешочек», « Угадай на вкус» РЭМП. Тема: « Овощи» Физическая культура « Что растет у меня в огороде» Наблюдение за трудом взрослого на огороде. Подвижная игра «Зайцы в огороде» Вторая п оловина дня Коррекционный час Изготовление книжки – самоделки «Загадки с грядки »
Среда Первая п оловина дня Разучивание считалки « В огороде у Егора» Аппликация «Консервируем овощи » Игра – хоровод « Кабачок» Развитие правильного звукопроизношения «Звук «О» – в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа» Вторая п оловина дня Вечер загадок и отгадок «Волшебная корзинка » Консультация « Научите детей любить книгу » НОД Развитие правильного произношения « Звук « О» – в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа»
Четверг Первая п оловина дня ОБЖ. Общение на тему « Овощи и фрукты мой перед едой» Рисование. Тема « Угощение для зайчика» Физическая культура « В гости к зайке» Подвижная игра « Огуречик , огуречик …» Вторая п оловина дня НОД Развитие мелкой моторики рук « Овощная сказка» Сюжетно - ролевая игра « Овощной магазин » Коррекционный час
Пятница Первая половина дня Беседа по рассказу «Спор в огороде» Развитие речи « Овощи». Подвижная игра «Зайцы в огороде» Вторая п оловина дня Театрализованная деятельность « Овощи на грядке» Коррекционный час Рекомендации для родителей на дом
Итоги реализации проекта. Проект реализован в 2015 учебном году и показал свою эффективность в процессе повышения уровня познавательно - речевого развития детей. 1. Создали в группе условия для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды. 2. Дети с большим интересом принимали участие в различных играх: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные, пальчиковые, настольно-печатные. 3. У детей расширился словарь детей по теме «Овощи». 4. Продолжилась работа по совершенствованию по развитию мелкой и общей моторики. 5. В осуществлении проекта приняли активное участие родители группы. 6. Дети с интересом рассматривают иллюстрированные издания детских книг.
Сравнительный анализ воспитанников по разделу «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»
Осень в гости к нам пришла, Урожай нам принесла!
Дед Иван приходил, урожай нам приносил!!!
Что в мешочке, покажи, А потом и расскажи!!!
Кто из нас молодец, соберёт картинку!!!
Тянем - потянем, вытянули репку!!!
Зайка в гости приходил и морковки приносил
Не забудь перед едой, Овощи помыть водой!!!
Раз, два, три морковкой накорми!
Баба Матрёна в гости пришла, пустые банки нам принесла
Вот какие молодцы, заполнили банки мы!!!
Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик огурцы посчитать!!!
Едем, едем, мы домой на машине грузовой!
Каждый овощ, в свою грядку!
В библиотеку мы пойдём!
Книги в руки мы возьмём!!!
Сделаем друзья, книжку-малышку
Овощ возьмем и приклеим в книжку
Вот и книжка получилась!
В магазин ходили, овощи купили!!!
Вика, Вика, не зевай нам картошку продавай!!!
Язычок покажем, об овоще расскажем!
Песенку веселую споём!!!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенний калейдоскоп"интегрированное занятие для старшей группы
Данное занятие разработано для детей старшей логопедической группы, которое проводилось в конце года совместно с музыкальным руководителем. На занятии присутствовали и родители детей, что позволило им...
Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"
В работе представлено авторское дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....
"Семейный калейдоскоп" совместное мероприятие с родителями
Совместное мероприятие с родителями, построенное на интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы)...

Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина
Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...

осений праздник "Осенний калейдоскоп" старший возраст
Осенний праздник для подготовительной и старшей группы, где есть сказка "Стрекоза и муравей"....
Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"
Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...