ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МАЛЫШЕЙ
статья (младшая группа)

Добычкина Елена Геннадьевна

В данной статье на личном опыте автор рассказывает о эмоциональном здоровье детей раннего и младшего возраста. Делает акцент на том, что системная работа, направленная на сохранение и укрепление эмоционального здоровья маленьких детей очень важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_emots._zdorove.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МАЛЫШЕЙ

Е.Г. Добычкина

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», - Артур Шопенгауэр

          Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Одной из главных задач современного общества является задача сохранения здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

          ВОЗ определяет здоровье как полное физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Поддержание психического здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста, особенно в раннем возрасте.

          Я работаю воспитателем около 20 лет. Ранний и младший возраст – самый важный период в жизни ребенка.  Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно обеспечить эмоциональный комфорт малыша в группе. Одна из основных задач моей работы: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей. Ребенок должен получить от взрослых все – ласку, внимание, заботу. Дети познают мир и развиваются быстрее, если растут в обстановке любви и внимания, одобрения и поощрения, получая полноценную пищу и хороший уход. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, тогда он лучше будет в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Но тут, самое главное –не навредить!

          Потребности (умственные и физические, эмоциональные и социальные) у мальчиков и девочек в раннем возрасте приблизительно одинаковы. И тем, и другим одинаково необходимы забота и внимание. Как правило, малыши выражают плачем свои потребности. Утешая ребенка, держа его на руках, мы даем ему ощущения безопасности и защищенности. Необходимо проявлять к малышу терпение и понимание, когда он выражает свои эмоции (отрицательные или положительные). Тогда высока вероятность того, что ребенок вырастет счастливым, уравновешенным и уверенным в себе.

          В последнее время стала замечать, что первые три четыре года жизни малыша отмечаются большой ранимостью, это обусловлено быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко утомляются, у них быстро меняется эмоциональное состояние. Переход от веселья к слезам, и наоборот, молниеносен. Например, Таня Г. укладывает спать медвежонка, улыбаясь что-то ему, напевает, неожиданно Таня начинает плакать, прижимает к себе медвежонка. Из объяснений ребенка, на мой вопрос: «Что случилось?», понимаю, что мишка не спит, у него болит животик, а он боится идти к врачу. Тане жалко мишку, поэтому она и плачет.

           Самочувствие ребенка зависит в большей степени от его настроения. Наблюдая за малышами, я убедилась, что эмоции ребенка развиваются в деятельности. Еще Л.С. Выготский писал о том, что раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности. Очень важно обеспечивать эмоциональное развитие детей. Известные психологи: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. занимались этой проблемой.

          На формирование личности малыша эмоции оказывают большое влияние. Дети, не всегда понимая смысл обращенной к нему речи, реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. Поэтому, укладывая малышей спать, я спокойным, тихим, ласковым голосом пою им колыбельные песни. С собой в кроватку ребенок берет любимую игрушку, принесенную из дома. Это оказывает благотворное влияние на сон детей, они хорошо засыпают и спокойно и крепко спят весь тихий час.  

Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Эмоции – «индикатор» состояния ребенка, они влияют на его поведение и здоровье. Они регулируют все виды деятельности.

          Поэтому так важно, сохранить положительное эмоциональное состояние и физическое здоровье ребенка в раннем возрасте. Мы стараемся создать все условия для полноценного и разностороннего развития малышей. Чем больше у маленьких детей положительных эмоций, тем комфортнее и уютнее они себя чувствуют. Девиз моей работы: «Чтоб здоровым быть стараться, надо больше улыбаться, никого не обижать, всем всегда добра желать. К каждому найти подход, чтоб малыш рос без хлопот. Малыши здоровы будут, если нервничать не будут. И эмоции добра не покинут их тогда».

          Чем младше ребенок, тем более высока его природная потребность в двигательной активности.
Полноценная двигательная активность - залог успешного оздоровления. Наши малыши любят: кататься с горки, на машинах, играть в подвижные и пальчиковые игры. С увлечением танцуют, рисуют и лепят, играют все вместе дружно и с удовольствием. Игры улучшают эмоциональное состояние ребенка, повышают умственную работоспособность, развивают не только игровые навыки детей, но и    служат формированию здоровья малыша. Они отражают интересы детей, расширяют знания, опыт и помогают детям развивать любознательность и укрепляют уверенность в себе. Проведение физкультурных занятий в игровой форме три раза в неделю, способствуют не только физическому развитию малышей, но и развитию целеустремленности, вниманию, самостоятельности. А значит и общему развитию малыша.

          Считаю важным обеспечить полноценный двигательный режим детей в различных видах динамической деятельности, как организованной, так и самостоятельной. Соблюдение режима дня – очень важно, особенно в раннем возрасте. Чередование видов деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, рациональное и полноценное питание, здоровый сон, закаливающие процедуры – все это, важные шаги в формирование здоровья малышей.

           Уверена, одним из важных условий, обеспечивающих нормальное эмоциональное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогического взаимодействия со стороны всех, взрослых: семьи и педагогов. Очень важно, чтобы требования были одинаково посильны для малышей, согласованными между родителями и воспитателями. Родители – наши первые помощники! Принимают активное участие в жизни группы. Только все вместе мы сможем вырастить малыша здоровым и гармонично развитым. Дружно проводим праздники, маленькому ребенка комфортно рядом со своими близкими. В работе с родителями используем беседы, консультации (индивидуальные и подгрупповые), мастер-классы, круглые столы. Очень важно, чтобы требования были одинаково посильны для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.

          Следовательно, системная работа, направленная на сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей в группе раннего и младшего возраста основана на активном включении детей в разнообразные виды деятельности, что способствует физическому и психологическому развитию ребенка, укреплению его общего здоровья.

Литература:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. / Авт. – сост. Белкина Л.В. Воронеж, 2006.

2.Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников: Пособие для практических работников детских садов / Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб., 2004.

3. К.С. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М, 2002.

4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. -М., 2010.

5. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. cада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.-М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печатная публикация "ЧУТЬ БОЛЬШЕ ОБ ЭМОЦИЯХ. Эмоциональная жизнь малыша"

Печатная публикация "ЧУТЬ БОЛЬШЕ ОБ ЭМОЦИЯХ. Эмоциональная жизнь малыша"...

Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы малышей

Материал для родителей о значении использования фольклорного материала в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....

Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...