Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г.
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gruppy_kolobok_na_2020-2021_g.docx | 89.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий
МБДОУ ЦРР - Д/с №89 МБДОУ ЦРР – Д/с №89
«ПАРУС» «ПАРУС»
Протокол №___ ____________ П.И. Филиппова
от «___» _________2020г. «__ »_________________2020г.
Рабочая программа
Подготовительной к школе группы
«Колобок»
на 2020 – 2021 учебный год
Составители:
Бетехтина С.В.– воспитатель
Иванова Н.А. – воспитатель
Якутск, 2020
Содержание
1.Целевой раздел Рабочей программы:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.1.3. Основания разработки Рабочей программы
1.1.4. Возрастные особенности детей подготовительной группы
1.1.5. Социальный портрет группы
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планты освоения Рабочей программы)
1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы
1.4. Срок реализации Рабочей программы
2. Содержательный раздел Рабочей программы:
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителям (законными представителями)
3. Организационный раздел Рабочей программы:
3.1. Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
3.1.2. Гибкий режим в холодное время года
3.1.3. Индивидуальный щадящий режим после перенесённых заболеваний
3.2. Условия реализации Рабочей программы
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада на основе основной образовательной программы (ОП ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Цель Рабочей программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства;
- создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- расширять знания детей об окружающем мире, по средством экспериментальной деятельности; способствовать развитию у детей познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- обмен информацией с родителями о лучших художественных произведениях для детей. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
- Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
- Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
- Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Развивать элементы творчества, использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО):
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество ДОУ с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО: культурно-исторический подход, личностный подход, деятельностный подход.
1.1.3. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Устав МБДОУ ЦРР – детский сад № 89 «Парус»
1.1.4. Возрастные особенности детей подготовительной группы
- Игровая деятельность. Дети шестого-седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети учатся брать на себя различные роли в соответствием сюжетом игры: используют атрибуты , конструкторы ,строительный материал. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети обустраивают собственную игру, самостоятельно подбирают и создают недостающие для игры предметы(билеты для игры в театр, деньги для покупок и т.д.) Способствовать творческому использованию в играх, представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. Дети используют в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводят игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств. Дети сами организуют театрализованные игры. Выбирают самостоятельно сказку, стихотворение, песню для постановки; готовят необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределяют между собой обязанности и роли. Дети играют в различные дидактические игры(лото, мозайки, пазлы) ,организовывают игры исполняют роль ведущего, согласовывают свои действия ведущего и других участников игры.
- Изобразительная деятельность. У детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, обогащается сенсорный опыт. Развивается образное эстэтическое восприятие , образные представления. Учатся аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками. Рисуют с натуры, развивиаются аналитические способности. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
- Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Закрепляется навык коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
- Восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 20 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- Развитие образного и словесно-логического мышления. . Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные примерные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы наглядного опыта.
- Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Внимание. Внимание становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Речь. У детей продолжает развиваться речь, продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказ картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание речь, образ Я.
1.1.5 Социальный портрет группы
Количественный состав группы
Всего | Девочек | Мальчиков | ||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
41 | 22 | 54 | 19 | 46 |
Анализ этнического состава воспитанников группы
Наименование национальностей | Всего | Девочек | Мальчиков | |||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
Саха | 34 | 82 | 18 | 44 | 16 | 39 |
Русские | 7 | 17 | 4 | 10 | 3 | 7 |
Малочисленные народы Севера (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи и др.) | ||||||
Национальности народов ближнего зарубежья (республик Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии) | ||||||
Национальности народов дальнего зарубежья (Европы, Америки, стран тихоокеанского региона, Африки, Австралии и др.) |
Группы здоровья
Наименование групп | Всего | Примечание | |
Кол-во | в % | ||
1 группа здоровья | 3 | 8% | |
2 группа здоровья | 32 | 84,2% | |
3 группа здоровья | 3 | 8% | |
Дети с ОВЗ | |||
Дети - инвалиды |
Социальный статус семьи
Статус | Количество | Процент | Примечание |
Полные семьи | 36 | 88 | |
Неполные семьи | 5 | 12 | |
Находятся под опекой | 0 | ||
Многодетные семьи | 5 | 12 |
В этом учебном году в нашу группу перешёл 1 ребёнок из другой группы детского сада «Паруса» и 3 ребенка прибыли с совершенно другого детского сада. Дети хорошо «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченность детей, установились дружеские отношения между сверстниками, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии в целом.
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(планируемые результаты освоения программы)
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других вероисповеданий, их физических и психических особенностей.
- Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Ребёнок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения . речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
- Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.3.Оценка результатов освоения Рабочей программы
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей.
Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования.
- Оптимизации работы с группой детей.
1.4. Срок реализации Рабочей Программы
2020 - 2021 учебный год (сентябрь 2020 - май 2021 года).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 6-7 лет, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой в понедельник. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в работе с семьёй. В соответствии с темой недели варьируется РППС, меняется содержание «Центров активности».
Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.
Годовое комплексно-тематическое планирование на 2020 - 2021 учебный год в подготовительной группе
Неделя | Тематика | Содержание | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | |||
I | Здравствуй, детский сад! | Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе . Формировать интерес к учебной деятельности и желании ходить в детский сад. | Экскурсия по детскому саду |
II | Мой город | Расширять представления о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями города где живут дети. Закреплять правила дорожного движения на улицах и дорогах города. Воспитывать любовь и уважение к своему городу. | Выставка рисунков «Любимый город» Выставка рисунков «Праздничный салют ко дню города». Участие в конкурсе рисунков ДК «Надежда». Стихотворение |
III | Вспомним лето | Формировать представления о проведенном летнем отпуске с родителями летом. Продолжать активизировать речь детей и составлять рассказ по фотографии из личного опыта. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника. | Оформление стенда с фотографиями совместно с родителями «Как я провел лето» |
IV | Сезонные изменения. Осень | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, о временах года, последовательности месяцев в году. Расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях. Развивать интерес к изображению осенних явлений в поделках, рисунках. | Выставка детских поделок «Осенний калейдоскоп». Осенняя ярмарка «Дары осени» |
Октябрь | |||
I | Семья | Закрепить представление детей о семье, родственных отношений, об обязанностях членов семьи. Развивать связную речь детей, воспитывать чувство привязанности членов семьи любовь и заботливое отношение к семье. | Выставка семейного фотоальбома |
II | Труд людей на полях и огородах | Расширять и обогащать знания детей о труде людей, о сельскохозяйственных профессиях, продолжать формировать знания о видах транспортных средств, воспитывать уважительное отношение к труду людей сельскохозяйственных профессий. | Осенняя ярмарка «Дары осени» Стихотворение А.С Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
III | Секреты здоровья | Расширение представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Привитие интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. | Эстафета |
IV | Мир вещей | Обогащение представления о мире предметов, развитие умения самостоятельно определять материалы, сравнивать предметы, рассказывать об истории создания предмета, о том, что любая вещь создана трудом многих людей. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин модной одежды» |
Ноябрь | |||
I | Зима | Расширение и обогащение знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры) особенностях деятельности людей. | Выставка рисунков. Зима в городе Стихотворение И.Суриков «Зима» |
II | Я познаю мир | Формировать познавательные интересы детей через опытно-экспериментальную деятельность. Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать выделять главное умение выдвигать предположения и делать выводы. | Защита проектов; Темы по желанию ребенка. |
III | Месяц Байанаайа. Охота | Подчеркнуть что по традиции народа Саха. Ноябрь является месяцем божества охоты и рыбалки Байаная. Продолжать прививать к детям чувство любви к духам божества Байаная, родной стране, природе. | Работа с проектом. Выставка фотографий «Мой папа охотник» |
IV | День матери | Формирование любви, нежности и уважения к самому родному человеку на Земле- маме. | Изготовление поделок для мам. |
Декабрь | |||
I | Любимая книжка | Продолжать развивать речь детей посредством приобщения к художественной литературе. Формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой, речевой деятельности, воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой. | Изготовление детьми книжек, организовать выставку книг, сделанная своими руками. |
I I | Шахматы. Интеллектуальные игры. | .Формирование желания играть в игры Шахматы. Учить выполнять правила игры, побуждать детей к самостоятельности в игре. | Турнир в группе, в детском саду. |
III | Мастерская Деда Мороза | Привлечь детей совместно с родителями к активному и разнообразному участию в подготовке новогодних поделок Поощрение посильного участия детей в подготовке к встрече новогоднего праздника. Продолжать знакомить с традициями празднования нового года в различных странах. | Выставка детского творчества «Зимняя сказка» |
IV | Новый год у ворот | Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. | Праздник «Новый год». Стихотворение С.Маршак «Тает месяц молодой» |
Январь | |||
II | Зимние забавы | Обогащение представления детей об окружающем мире. Продолжать знакомить детей с зимой, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы | Зимнее развлечение «Игры и забавы». Стихотворение С.Есенин «Белая береза» |
III | Я-Человек | Пополнять знания об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентирование внимания детей на особенностях их организма и здоровья. Пополнить знания детей о том, что такое человек , о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми. | Защита проекта (по желанию) |
IV | ОБЖ | Закрепление правил безопасного поведения во время игр в разное время года, расширение знаний об источниках опасности в быту, уточнение знаний о службах «01», «02», «03» Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения. | Выставка детского художественного творчества на тему «ОБЖ» |
Февраль | |||
I | Игрушки. Народные игрушки | Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народными игрушками .Формировать знания о разнообразии и назначении традиционных народных игрушек. Развивать декоративное творчество детей. | Выставка детского художественного творчества. |
II | Неделя сказок Театр и дети | Продолжать развивать интерес и любовь к сказкам. Формирование интереса к сказкам, театру. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности. Обогащать словарь образных выражений, сравнений. Эпитетов, синонимов, антонимов и так далее. | Драматизация сказки. «Красная шапочка » |
III | День Защитника Отечества | Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Смотр песни и строя. Стенгазета «Папа-гордость моя!» |
IV | Профессии | Обогащение представления о профессиях, усугубление представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Укрепление детско-родительских отношений, гордости детей за своих родителей, свою семью, поднятие личной самооценки. | Знакомство с профессией врача Стихотворение Даниил Хармс «Вкусный пирог» |
Март | |||
I | Мамин праздник | Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке, воспитывать уважение к воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать близких, добрыми делами. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относится к женщинам | Праздник 8 марта. Выставка детского творчества «Мамочка милая мама моя» |
II | Животные севера | Познакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром северных районов. Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу, формировать понимание, что природу надо беречь | Выставка детского художественного творчества «Животные севера» |
III | Весна | Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, связь между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. О весенних изменениях в природе. | Аппликация «Весна» |
IV | Весна | Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями и плясками. Воспитывать интерес к искусству родного края. | Развлечение «Масленица» Стихотворение Ф.И Тютчев «Зима недаром злится» |
Апрель | |||
I | Экология. Мы живем на земле | Формирование экологической культуры и безопасного поведения в природе, понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. | Изготовление кормушек совместно с родителями «Мы любим птиц» |
II | Космос | Продолжать формировать у детей представления о космическом пространстве и ее разнообразии. Развивать творческое воображение. Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Продолжать знакомить с первым космонавтом и другими космонавтами. | Изготовление макетов, поделок совместно с родителями; «Космические шедевры» |
III | Неделя доброты и вежливости | Воспитывать у детей положительные качества, характера способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. | Коллективная работа : Плакат «Дерево добрых дел». «Лепка добрых сердец» |
IV | Моя Якутия | Расширение представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. | Викторина |
Май | |||
I | День Победы | Воспитывать детей в духе патриотизма любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. | Фестиваль «Битва хоров» Выставка детского творчества «Этот день победы» Стихотворение Е.Благинина «Шинель» |
II | ПДД | Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице, активизировать знания детей, их речь, память, мышление. Воспитывать желание выполнять правила дорожного движения в жизни. | Изготовление макетов, поделок совместно с родителями на тему «ПДД» |
III | Насекомые | Обобщить и закрепить знания детей о насекомых, закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе. | Лепка бабочки -красавицы |
IV | Здравствуй, лето! Ысыах | Расширять представления о традиционном национальном празднике Ысыах, культуре народа Саха. Воспитывать интерес к искусству и обычаям родного края. Продолжать знакомить детей с национальным танцем «Осуохай» и различными якутскими спортивными соревнованиями. | Праздник встречи лета « Ысыах» |
Варианты итоговых мероприятий
- выставка детского художественного творчества;
- изготовление макетов, поделок совместно с родителями;
- защита проектов;
- развлечение, досуг, тематический праздник;
- театрализованное представление (спектакли, инсценировки);
- музыкально-литературное развлечение, концерт;
- викторина;
- сюжетно-ролевая игра;
- забавы, фокусы (с водой, предметами) и других формах.
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
1.Социально - коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Основные цели и задачи:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Формирование гендерной и семейной принадлежности.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи:
- Развитие речи детей.
- Знакомство с художественной литературой.
4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Основные цели и задачи:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно-модельная деятельность.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;овладение подвижными играми с правилами;становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)
Основные цели и задачи:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- физическая культура.
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
- Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
- Физкультминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это необходимая составляющая каждой ООД статического плана (методическая разработка «Физминутки нам нужны, для детей они важны!»http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html)
- Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна
- Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
- Точечный самомассаж, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ)
- Система закаливающих мероприятий:
- Контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях
- Ходьба босиком по влажной дорожке после дневного сна
- Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня
- Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня
- Полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры
- Неукоснительное соблюдение режима проветривания.
В части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены:
1. Парциальные программы
Социально-коммуникативное развитие | Рабочая программа кружка английского языка «ABC CLUB». | У.Н.Усова |
Люби и знай родной край. – Якутск.: 2007 | Е.Е. Хохолова, Т.В. Платонова | |
Физическое развитие | Комплексная программа физического воспитания для ДОУ РС (Я) «Кэнчээри» | В.П. Васильева, О.А. Уржумцева |
Программа «Физическая культура – дошкольникам», М. Владос, | Л.Д. Глазырина | |
Речевое развитие | Программа по развитию речи детей дошкольного возраста | О.С Ушакова |
Художественно - эстетическое развитие | «Ладушки"- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева |
Парциальная программа ДО «Я – художник» с региональным компонентом для художественно-эстетического развития детей от 3 до 7 лет. | О.Н. Степанова | |
Познавательное развитие | «Открытия» Методические рекомендации к основной образовательной программе дошкольного образования. | под ред. Е. Юдина, |
Программа по основам обучения детей игре в шахматы. | М.П. Данилов | |
STEM-образование детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. | Т.В. Волосовец, |
2. Инновационные технологии
(современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы.
- «Детская проектная деятельность, как форма развития у детей интереса к художественной литературе»
- ИКТ-технология («Примерные способы применения ИКТ-технологий в образовательно-воспитательной деятельности ДОУ» http://aneks.spb.ru/index.php/2012-02-17-05-23-58/57-2012-11-20-13-07-27/2728-2014-11-30-20-28-08)
- ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников («Игры и упражнения для развития творческого воображения дошкольников» http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1466-2012-08-09-10-26-28.html)
- Сказкотерапия
- Исследовательская технология ("Занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-pre-school/2448-2013-03-02-20-53-23.html )
- Мнемотехника.
- Технология музыкального воздействия.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Логоритмика.
- Пальчиковая гимнастика, ("Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1460-2012-08-01-19-45-44.html)
- Гимнастика для глаз, ("Физминутки нам нужны, для детей они важны!" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html)
- Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики), ("Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html)
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
- Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).
- Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте.
- Консультации специалистов – педагога – психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования и др. по вопросам содержания и технологии образовательного процесса.
- Ежедневное открытое общение с родителями и их информирование посредством мессенджера «Whats Аpp»и другим социальным сетям по любым интересующим их вопросам в группе «Золотой ключик»
- Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
- Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни).
- Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
| Тема | Формы работы |
IX- 2020 | «Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет» | Консультация для родителей |
«Как я провел лето» | Фотовыставка с участием родителей | |
«Осенний калейдоскоп» | Конкурс поделок из природного материала, выполненных совместно детьми и родителями. | |
X- 2020 | Первое организационное собрание | Родительское собрание |
«Как живут люди в городе и селах» | Подготовить дома рассказ с детьми | |
«Береги свое здоровье» | Подготовить родителям стенгазету про «ЗОЖ» | |
«Осень золотая в гости к нам пришла» | Тематический праздник с участием детей и родителей | |
XI-2020 | «День народного единства Россия наше Отечество» | Выезд в музей им.Емельяна Ярославского |
«Мир-вокруг нас Я-исследователь» | Совместная с детьми подготовка к защите проектов | |
«Месяц-Байанайа» | Фотовыставка «Мой папа-охотник» | |
Животные и растения Якутии | Изготовление буклета «Животные и растения Якутии » | |
XII-2020 | «Шахматы. Шашки. Сонор » | Совместная игровая деятельность по настольным играм. |
«Моя семья –Наш дом» | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья» | |
Мастерская Деда Мороза
| Конкурс творческих поделок на зимнюю тематику «Зимняя сказка», выполненных совместно детьми и родителями. | |
«Новый год у ворот» | Тематический праздник с участием детей и родителей | |
I- 2021 | « Зимние забавы» | Изготовление атрибутов к развлечению |
«Человек» | Тематическая встреча с врачом
| |
Опасности вокруг нас | Консультация для родителей "Правила поведения в разных ситуациях» | |
Музей «Музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского» | Совместная экскурсия в музей для детей, родителей и воспитателей (в выходной день). | |
II- 2021 | «Неделя сказки» | Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов |
Игрушки. Народные игрушки | Совместная экскурсия в музей Хомус для детей, родителей и воспитателей | |
«Наша Армия. День защитника Отечества» | Совместное мероприятие «Папа и я-лучшие друзья» | |
Профессии наших пап и мам | Выставка рисунков о профессии родителей. | |
III- 2021 | «Мамин праздник» | Творческая выставка поделок и рисунков «Мамочка милая мама моя» |
«Животный мир полярных районов» | Продолжение (буклета) | |
«Признаки весны» | Планшет-передвижка для родителей | |
«Проводы зимы» | Совместное развлечение с родителями | |
IV- 2021 | «Экология » | Совместное изготовление скворечников родителей и детей |
«Космос» | Конкурс творческих поделок на космическую тематику, выполненных совместно детьми и родителями. | |
«Мы живем на Земле» | Совместное изготовление макета Земли | |
«День Республики Саха» | Посещение ТЮЗ | |
V- 2021 | «День победы» | Встреча с прадедушками и прабабушками детей группы, ветеранами ВОВ. Концерт для ветеранов. |
На улицах города. Транспорт ПДД | Изготовление макетов ,поделок совместно с родителями на тему ПДД | |
«ОБЖ» | Консультация для родителей | |
«Здравствуй лето! ЫСЫАХ» | Совместное проведение праздника ЫСЫАХ |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Режим пребывания детей в группе
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
При составлении режима пребывания детей в группе учитывались климатические особенности региона и города Якутска. Основными чертами резко-континентального климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
Исходя из климатических особенностей региона, распорядок дня составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодное время года, зимний период, учебный год (сентябрь-май) и тёплое время года, летний период, каникулы (июнь-август).
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
Организация режима (холодный период: зима) пребывания воспитанников МБДОУ № 89 «Парус» в образовательном учреждении
Режимные моменты | Виды деятельности, формы организации воспитанников | Подготовительная к школе группа | Взаимод-е взрослого с детьми | |
Прием детей, мед. осмотр, утренняя гимнастика, дежурство | Индивидуальная работа, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, ситуативные беседы, воспитание КГН, настольно-печатные, речевые, дидактические игры. | 7.30- 8.30 | 1ч. | Медсестра, воспитатели |
Подготовка к завтраку, завтрак | Воспитание культурно-гигиенических навыков, культуре еды | 8.30 -9.00 | 30м. | Помощники воспитателя, воспитатели |
НОД (включая перерывы) | Различные виды деятельности воспитанников | 9.00-10.50 | 1ч.30м. перерыв 20 мин. | Воспитатели, Специалисты |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | Труд в природе, наблюдения, игры, самостоятельная деятельность детей | 10.50- 12.20 | 1ч.30м. | Воспитатели, помощники воспитателя |
Возвращение с прогулки, игры | Дидактические игры, чтение худ-й литературы, речевые игры, упражнения, беседы. | 12.20- 12.35 | 15 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка к обеду, обед | Воспитание культурно гигиенических навыков, культуре еды. | 12.35- 13.05 | 30 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка ко сну, дневной сон | Самостоятельная деятельность воспитанников (формирование навыков самообслуживания) | 13.05-15.00 | 1ч.55м. | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подъем, закаливающие процедуры | Оздоровительная гимнастика после сна, профилактические оздоровительные мероприятия, подвижные игры | 15.00 15.30 | 30 мин | Медсестра, воспитатели, инструктор по ФИЗО |
Подготовка к полднику, полдник | Воспитание культурно-гигиенических навыков, культуре еды | 15.30 16.00 | 30 мин | Помощники воспитателя, воспитатели. |
Совместная деятельность взрослых и детей в предметно развивающей среде с учетом интеграции ОО | НОД Игры, кружковая, коррекционная работа, совместная деят-ть взрослых и детей,самостоятельная, игровая деятельность. | 16.00-16.30 16.30-17.30 | 30 мин. 60 мин | Специалисты, воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка к ужину, ужин | Воспитание культурно гигиенических навыков, культуре еды | 17.30- 18.00 | 30 мин | Помощники воспитателя, воспитатели |
Игры, прогулка, самостоятельная художественная деятельность | Индивидуальная работа, сюжетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, чтение, наблюдения, театрализованная деятельность | 18.00- 19.00 | 60 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Уход детей домой | Игры, самостоятельная деятельность детей, общение с родителями. | 19.00 19.30 | 30 мин | Воспитатели |
3.1.2. Гибкий режим дня в холодное время года
07.30-08.30 Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность детей, утренняя разминка.
08.30-9.00 Подготовка к завтраку, завтрак.
9.00-10.50 Игры, самостоятельная деятельность детей.
09.00-10.50 Организованная детская деятельность (общая длительность, включая перерывы).
10.00-10.10 Второй завтрак.
10.50-12.20 Подготовка к прогулке, утренняя прогулка.
12.20-12.35 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.
12.35-13.05 Подготовка к обеду, обед.
13.05-15.00 Подготовка ко сну, дневной сон.
15.00-15.30 Постепенный подъём, бодрящая гимнастика, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность.
15.30-16.00 Полдник.
16.00-16.30 Игры, самостоятельная и организованная деятельность.
16.30-17.30 Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка.
17.30-18.00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.
18.00-19.30 Самостоятельная деятельность, уход детей домой.
3.1.2.Распорядок дня в холодное время года в ненастную погоду
07.00-08.30 Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность детей, утренняя разминка.
08.30-08.50 Подготовка к завтраку, завтрак.
08.50-09.00 Игры, самостоятельная деятельность детей.
09.00-10.40 Организованная детская деятельность (общая длительность, включая перерыв).
10.40-10.50 Второй завтрак.
10.50-12.40 Подвижные игры, игры спортивного характера; работа с книгой, самостоятельная художественная и речевая деятельность детей. Строительно-конструкторские игры, дидактические игры.
12.40-13.00 Подготовка к обеду, обед.
13.00-15.00 Подготовка ко сну, дневной сон.
15.00-15.25 Постепенный подъём, бодрящая гимнастика, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность.
15.25-15.40 Полдник.
15.40-16.40 Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность.
16.40-19.00 Подвижные игры, игры спортивного характера; индивидуальная работа с детьми; театрализованные игры, ручной труд; строительно-конструкторские игры; чтение художественной литературы.
18.45-19.30 Самостоятельная деятельность, уход детей домой.
3.1.3. Индивидуальный щадящий режим дня после перенесённых заболеваний
Назначается перенёсшим заболевание детям и часто болеющим детям медицинским работником ДОУ для снижения физической и интеллектуальной нагрузки по рекомендации лечащего педиатра на определённый срок в зависимости от состояния здоровья ребёнка и диагноза заболевания. Ориентировочные сроки щадящего режима:
1. ОРВИ, грипп, ангина, острый бронхит, острый гнойный отит, БА после обострения – 25 дней.
2. Острый пневмония, острые инфекционные заболевания, обострение экземы, сотрясение мозга ср. тяжести, состояние после полостных операций, после тонзилэктомии – 2 месяца.
3. Острый пиелонефрит, менингит – более 2-х месяцев.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПРИ ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ | РЕКОМЕНДАЦИИ |
Приход в ДОУ | 8.00 – 8.30. Индивидуальная «минутка общения» |
Утренняя разминка | Снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. Включение дыхательных упражнений. |
Гигиенические процедуры (умывание) | Температура воды 16-20 градусов, тщательное вытирание рук, лица. |
Закаливающие процедуры (воздушные ванны, бодрящая гимнастика) | Снимается пижама и надевается сухая футболка. |
Питание | Садятся первыми за стол. |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку | Одеваются и выходят на улицу последними. |
Прогулка | Вовлечение в умеренную двигательную деятельность. |
Возвращение с утренней прогулки | Возвращение первыми, под присмотром взрослого замена влажной майки на сухую. |
Физкультурное занятие | По рекомендации лечащего педиатра – освобождение до 10 дней. Далее – отмена или снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. |
Занятие интеллектуальное (статического плана) | Вовлечение в активную интеллектуальную деятельность в первую половину занятия. |
Дневной сон | Укладывание первыми, подъём по мере просыпания. Постепенный подъём, зарядка с упражнениями на дыхание, ходьба по «дорожкам здоровья», воздушные процедуры. |
Совместная деятельность с воспитателем | Учёт настроения и желаний ребёнка. |
Самостоятельная деятельность | Предлагать места, удалённые от окон и дверей. |
Уход домой | До 18.00. |
3.2. Условия реализации Рабочей программы
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:
1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
2. Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие у детей самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
8. Создание условий для физического развития.
3.2.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно - пространственной среды в группе.
РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.
Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение центров РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких центров развития в группе выступают:
• центр для ролевых игр;
• книжный центр;
• центр для настольно-печатных игр;
• центр природы (наблюдений за природой);
• спортивный центр;
• центр ряжения;
• игровой центр (с игрушками, строительным материалом);
- центр шахмат;
- центр развития речи;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования. При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательно- воспитательной работы по пятидневной неделе
Виды образовательной Деятельности | Количество ОД в неделю |
Физическое развитие в помещении | 2 |
Физическое развитие на воздухе | 1 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 |
ФЭМП | 2 |
Речевое развитие | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | 2 |
Лепка | 1 |
Аппликация | 1 |
Музыкальное развитие | 2 |
ИТОГО: | 14 |
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе группе детского сада 1,5 часа. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Организация НОД:
День недели | Время | Образовательная деятельность | |
Понедельник
| 9.00-9.30 | Ознакомление с окружающим миром | |
9.50-10.20 | Английский язык/хореография | ||
10.30-11.00 | Английский язык/хореография | ||
Вторник
| 9.00-9.30 | ФЭМП | |
9.50-10.20 | Речевое развитие | ||
11.15-11.45 | Физическое развитие | ||
15.30-16.00 | Лепка | ||
Среда
| 9.00-9.25 | Музыкальное развитие | |
10.20-10.50 | Якутский язык | ||
10.55-11.25 | Художественно-эстетическое развитие | ||
Четверг
| 9.00-9.25 | Английский язык/Художественно-эстетическое развитие | |
9.40-10.10 | Английский язык/Художественно-эстетическое развитие | ||
10.15-10.45 | Физическое развитие | ||
15.30-16.00 | Аппликация | ||
Пятница
| 9.00-9.30 | Речевое развитие | |
9.40-10.05 | Якутский язык | ||
10.15-10.45 | Музыкальное развитие | ||
10.55-11.20 | ФЭМП | ||
ИТОГО, образовательная нагрузка в неделю: | 5ч 40 мин |
3.4. Методическое обеспечение Рабочей программы
1. «От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.Мозаика-Синтез, 2014.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
4. Р.С.Буре, «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
5. В.И. Петрова, Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
6. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
7. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
8. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
9. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013
10. Н.Е. Веракса, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
11. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2014
12. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
13. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
14. Н. В. Лободина «Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" для подготовительной к школе группы детского сада (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
15. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
16. Г. Алифанова «Первые шаги. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», М. Паритет, 2008
17. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
18. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
19. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013
20. Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада», М. Мозаика-синтез, 2013
21. Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
22. И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», М.: «Карапуз», 2009
23. М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
24. Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013
25. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
26. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
27. Л.Д. Глазырина «Программа «Физическая культура – дошкольникам», М. Владос, 2004
28. «Методические рекомендации по работе с Этнокалендарём Санкт-Петербурга, 2015», СПб, Фрегат, 2014
29. Л.Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», М. Сфера, 2015
3.4.2. Рабочие тетради
1. Д Денисова, Ю. Рогожин «Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)».
2. Д Денисова, Ю. Рогожин «Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)».
3. Д Денисова, Ю. Рогожин «Уроки грамоты у дошкольников. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)».
4. Д Денисова, Ю. Рогожин «Прописи для дошкольников. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пример планирования на неделю по центрам активности:
Тема недели: «Город Якутск»
Группа: Подготовительная к школе группа «Колобок»
Дата: Сентябрь 2020
Название проекта: «Город Якутск»
Программное содержание: Расширять представления детей знаний о достопримечательностях родного города, о названиях улиц. Бережно относиться к историческому наследию нашего города; Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе. Формирование у детей чувства любви, патриотизм к своему родному городу.
Итоговые мероприятия:
- выставка папок-передвижек «Достопримечательности нашего города», «Мой город Якутск»
- фотовыставка «Я и парк культуры и отдыха»
Центры активности | Дидактические материалы | Деятельность детей (игры, задания) |
Центр изоискусства | Краски, карандаши, фломастеры, ножницы, картины по теме, клей, цветная бумага, цветной картон, раскраска |
|
Центр музыки | Ноутбук, колонки, Хомус; Песни: «Здравствуй Якутск» Саина, «Моя любовь, Якутск» Василий Полятинский. |
|
Центр строительства | Конструктор лего, кубики деревянные, цветные карточки, наглядные модели, схемы домов, планы построек, пластмассовый напольный конструктор. |
|
Литературный центр |
|
|
Центр сюжетно-ролевых игр | Атрибутика к играм, предметы заместители для игр, костюмы. | СРИ «Улицы города Якутска» |
Центр песка и воды | Картины-пейзажи, песок, формочки, лопатки, лупа, шарики, фартуки, вода, счетные палочки. Глина, песок, вода. |
|
Центр грамотности и письма | Иллюстрации, муляжи парка скверов и памятников города Якутска, слайды памятников. Фотогалеря города (парки, церкви, детские сады, школы). |
|
Центр речевых игр |
Разрезные картинки герба г.Якутска. Изображения по артикуляционной гимнастике: птенчики, катушка, улыбка, на речку, лопаточка,горка, часики,спрячь конфету. |
|
Центр математических и манипулятивных игр | *Фотографии (картинки) на тему «дома г.Якутска (многоэтажные КПД, двухэтажные). *Картинки «Детский сад Парус»», «двор». *Сюжетные картинки к д/игре. | Д/и «Разложи по величине дома г. Якутска». Игры на ориентировку в пространстве «Назови что где находится » (с правой стороны детского сада «Парус», за детским садом «Парус», в центре и т.д.) Д/и «Четвертый лишний» (Каландрашвили, Орджонекидзе,Петра Алексеева,Старый Арбат) |
Центр науки и естествознания | Календарь природы, лото, краски, спички, тарелочки для опыта, стаканчики. Молоко, 1 картофелина. Лук, терка, кусочек марли, спички, блюдце, ручка, зеркало, несколько листов бумаги. Слайд презентация «Путешествие в Краеведческий музей» |
(с помощью опыта вы найдете путь к музею мамонт» |
Центр физкультуры и спорта | Корзины с лентами, обруч желтого цвета, скамейка, шнур. Изображения: стадиона Туймаады, спорткомплекса Дохсун, Тандем, Триумф. Изображения: беговые дорожки, гимнастические стены, бревна, канат и веревочная лестница, тенисные столы, мячи. Конспект развлечения «День города» |
|
- Авторские методические разработки воспитателя
Тема самообразования: Детская проектная деятельность, как форма развития у детей интереса к художественной литературе. Иванова Н.А
Опыты и экспериментирование. Бетехтина С.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год.
Рабочая программа....
Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой, МБДОУ д/с «Радуга» и определяет содержание и структуру деятельности...
рабочая программа младшей группы на 2020-2021 гг.
Рабочая программа по развитию детей младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования....
Рабочая программа театрального кружка "Колобок" 2020-2021 г. Подготовительная группа.
Программа кружка разработана для детей подготовительной группы....
Рабочая программа средней группы на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в средней группе №5 «Цветик-семицветик» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа старшей группы на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в старшей группе №4 «Теремок» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...