Проект "Что растёт на грядке?"
проект (младшая группа)

Парфенова Екатерина Владимировна

ДАННЫЙ ПРОЕКТ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕДАГОГИ НА РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический материал231.16 КБ

Предварительный просмотр:

       Экологический проект «Что растёт на грядке?»

Руководитель проекта: Парфенова Екатерина Владимировна МБДОУ д\с 31 2021г

C:\Users\1\Downloads\2863515.jpg      C:\Users\1\Downloads\1614545017_8-p-ovoshchi-na-belom-fone-13.jpg

                                                                 Цель проекта:

Для воспитателей:

           -Развивать у детей потребность ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом

-Познакомить детей с различными видами овощей;

- Формировать умение различать основные цвета;

           -Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
          - Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
          - Развивать
любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

     Для детей:

          -Включиться в проблемную ситуацию;

         -Проявить познавательный интерес.

     Для родителей:

         - Вовлечь родителей в совместную деятельность.

                                 Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

        

                                        Теоретические основы экологического воспитания детей

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Это и подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей, фундамент которого составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Учитывая вышесказанное, я выбрала тему моей работы: «Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников», и целью является: заложить первые ориентиры в мире природы и научить детей не причинять вред окружающей среде.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в младшую группу.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Взрослый является носителем экологической культуры.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.
Ребёнок полноценный участник образовательных отношений.
Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, а также познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Организованная деятельность.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.
Экскурсии.
Экскурсии – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как взрослые преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
Наблюдения.
Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще используют в повседневной жизни, а на занятиях обобщаются, конкретизируются знания, полученные в процессе наблюдения. Например, занятие в младшей группе «Наблюдение за рыбкой». Перед проведением этого занятия с детьми в течении недели проводится наблюдение за рыбками, живущими в аквариуме (как передвигаются, как едят, строение).
Экспериментальный центр.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя различные ситуации, накапливает и расширяет его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Игры.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Труд в природе.
В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.

Продолжительность проекта

2 недели

Тип проекта

Познавательный, исследовательский, творческий

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители

Разработчики проекта

Воспитатели

 Форма проведения

Групповая

Продукт проекта

Лэпбук «Экология»

Работа над проектом предполагала 6 этапов:

-Подготовительный;

-Проектировочный;

-Практический;

-Аналитический;

-Контрольно-коррекционный;

-Заключительный

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап

Цель: мотивация, целеполагание участников проектной деятельности.

Содержание деятельности: ввести детей в проблемную ситуацию, выбор темы проекта, постановка целей и задач.

Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения эксперементальной деятельности.

Привлечение родителей к участию в проекте.

Дети в младшем дошкольном возрасте очень любознательны. Они проявляют активный интерес ко всему окружающему. Однажды они рассматривали альбом  «Овощи», и некоторые овощи им были не знакомы. Тогда они начали интересоваться, что это за овощ. Я спросила у ребят: «Хотите узнать какие бывают овощи?» Всем детям стало интересно, и мы решили сделать это в проектной деятельности. Так появился проект «Что растёт на грядке?»

2.Проектировочный этап.

На данном этапе обсудили с детьми с чего нужно начать работу. Детям были заданы следующие вопросы:

-Чем отличаются овощи от фруктов?

-Откуда берутся овощи?

-Сажают ли овощи зимой?

В ходе беседы познакомили родителей с темой проекта, подчеркнули роль родителей по воспитанию у детей экологического развития. Большинство родителей поддержали данную тему, и откликнулись на оказание посильной помощи. Вместе с детьми и родителями был составлен план мероприятий.

Мероприятие

Ответственный

Рисование «Овощи»

Воспитатели

Д\и «Лото овощи»

Воспитатели

С\р игра « В магазин за овощами»

Воспитатели

Д\и «Назови фрукты, большие и маленькие»

Воспитатели

Чтение художественной литературы «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Что растёт на огороде»

Воспитатели

Составить пазл на тему «Овощи»

Воспитатели

«Найди одинаковые по размеру фрукты и овощи»

Воспитатели

Д\и «Найди предмет такой же формы»

Воспитатели

Д\и «Найди овощ такой же формы и цвета»

Воспитатели

Театрализованная деятельность «Репка»

Воспитатели

Д/и «Красные и желтые яблоки»

Воспитатели

Пальчиковые игры «Капуста», «Кабачок», «Тыква»

Воспитатели

С\р игра«Овощной магазин»

Воспитатели

«Я назову,  а ты покажи»

Воспитатели

Д/и «Разложи горох»

Воспитатели

3.Практический этап

Исходя из намеченного плана, мы приступили к реализации проекта. Совместная деятельность педагога с детьми обеспечила познавательный интерес к различным видам овощей. Родители вместе с детьми изготовили поделки из овощей, проводили целевые прогулки.

4.Аналитический этап

На данном этапе мы соотнесли полученные результаты с поставленными задачами. Детям очень понравился продукт нашего проекта. Благодаря воспитателям и родителям дети получили удовольствие от проектной деятельности.

5.Контрольно-коррекционный этап

К концу проектной деятельности все дети научились определять овощи, стали применять свои знания в повседневной жизни. Уже не спрашивали. Что это за овощ. Поставленные задачи удалось реализовать.

6.Заключительный этап

Провели развлечение «Чудо овощи»

Результаты:

У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Дети увидели разнообразие посевного материала. Дети стали бережнее относится к растительному миру. В группе был создан огород на подоконнике. Родители приняли активное участие в данном проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "У меня в садочке вишенка растёт"

Тема: "У меня в садочке вишенка растёт"Цели:1.Развивать эстетическое восприятие,  воображение.2.Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движени...

Презентация "Что растёт в лесу"

Презентация "Что растёт в лесу" активзирует словарь детей и расширяет представления о природе...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Что растёт на ёлке?»

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Е...

Презентация к занятию "Что на грядке растёт?"

Задания в презентации направлены на обогащение словаря  и  систематизацию ....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Родительское собрание "У меня растёт сынок, у меня растёт дочка"

Цель данной встречи с родителями: дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....