«Весной солнышко как трава растёт».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рзай Лидия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vesnoy_solnyshko.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Весной солнышко как трава растёт».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество» «Труд».

Задачи:

1.Познание

-Воспитывать интерес к родной природе. Показать силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь человека.

-Расширить представления о неживой природе:  солнце является источником жизни, света и тепла.

-Систематизировать знания о труде работников сельского хозяйства весной (хлебороб).

-Развивать умение наблюдать за растениями и животными как живыми барометрами погоды, предсказывать погоду по наблюдениям. Дать представление о смене времен года. Познакомить с часами. Закрепить умение делить круг на четыре части, правильно обозначать части целого.

Коммуникация.

-Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова

-Чтение художественной литературы.

Воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе. Развивать умение отгадывать загадки. Внимательно слушать стихи.

Социализация.

-Подчиняться правилам игры.

Художественное творчество.

-Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности.

Учить рисовать с натуры, точно передавать форму и колорит цветов в букете. Показать особенности натюрморта.

Труд.

-Развивать умение доводить начатое дело до конца. Упражнять в навыках посева семян пшеницы. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов).

Безопасность.

-Развивать умение находить разные способы для решения задачи, активизировать мышление, творческое воображение.

-Развивать чувство товарищества и взаимопомощи, воспитывать умение анализировать мнения и высказывания сверстников.

-Формировать навыки самостоятельной и умственной практической деятельности, направленные на достижения определённых целей.

Материалы и оборудование.

1.Иллюстрации и картины о выращивании хлеба, работе хлеборобов на поле, сельскохозяйственной технике.

2.Макет земли, бумага с нарисованной  солнцем и орбитой, макет часов, картон, клей, проволока, ножницы, краски, карандаши.

3.Текст рассказа  М. Глинской «Хлеб».

4.Ваза с цветами.

5.Иллюстрации времен года (весна, лето, осень, зима).

6.Иллюстрация картины И. Репина «Пахарь».

Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).

Познание (расширение кругозора).  

«Труд  хлебороба весной. Посадка семян пшеницы в грунт».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемый результат.

Проблема: Дети часто крошат хлеб, выбрасывают кусочки не доедая.

1.Загадка:

Отгадать легко и быстро.

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Разгадываю загадку, рассуждают, делают вывод, что это хлеб.

Умение разгадывать загадки, делать умозаключения.

2. Д/и «Узнай по вкусу»

Пробуют кусочки пшеничного и ржаного хлеба с закрытыми глазами, угадывают на вкус пшеничный и ржаной. Рассказывают чем отличаются кусочки на вкус.

Развитие вкуса.

3. Чтение рассказа М.Глинской «Хлеб».

Обсуждают прочитанный рассказ.

Активизация речевой деятельности.

4.Физминутка.

«Колос».

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Согласование речи и движения.

5.Беседа о труде земледельца с  

демонстрацией  картин, иллюстраций сельскохозяйственной техники, которая помогает хлеборобам.

Вступают в беседу. Рассматривают картины. Запоминают названия техники, рассказывают  о том, какую помощь оказывает та, или иная техника.

Формирование представлений о предметах облегчающих труд людей на селе.

6. Игра с мячом «Подбери слово».

Ловят мяч и называют однокоренные слова, к слову хлеб.

Образование родственных слов.

7. Показывает семена пшеницы и предлагает выйти на огород, каждому ребёнку посадить в землю зернышко.

Готовят почву на огороде и сеют зёрна, затем поливают из лейки.

Получение навыков посева семян.

8. Рефлексия.

Подводит итог деятельности.

Делают вывод: чтобы получить кусочек хлеба нужно очень долго и хорошо трудиться.

Воспитание чувства бережливости и уважение к труду хлебороба.

Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).

Познание (расширение кругозора).

 «Смена времён года. Конструирование из бумаги макета часов».

Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемый результат.

1.Ситуативный разговор «Почему наступила весна?»

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Активизация речевой деятельности.

2.Воспитатель показывает как происходит смена времен года: рисует на листе бумаги солнце и орбиту по которой движется макет земли. Когда северное полушарие поворачивается к солнцу, южное отворачивается от солнца. На северном полушарии тепло, а на южном прохладно.

Участвуют в беседе, экспериментируют движение земли вокруг солнца (макет) по орбите.

Развитие познавательного интереса.

3.Рассказ воспитателя о том, что солнце это великий труженик, оно отапливает всю планету.

Слушают воспитателя.

Умение принимать информацию.

4.Предлагает д/и «Что бы было, если бы не было солнца».

Высказывают предположения.

Активизация речевой деятельности.

5.Физминутка. Подвижная игра «Часы».

Выполняют действия в соответствии с текстом.

Укрепление и сохранение здоровья.

6. Показывает как можно определить по солнцу время.

Слушают воспитателя.

Развитие познавательного интереса.

7.Предлагает сделать макет часов из бумаги. Знакомит детей с циферблатом, стрелками на часах.

Рассматривают макет часов, знакомятся с основными частями, запоминают их названия.

Ознакомление с часами.

8.Даёт задание: вырезать по шаблону круг из картона (циферблат).

Рисуют по шаблону круг и вырезают.

Умение работать по шаблону.

9.Предлагает поделить на 4 части круг, отметить ровно 3часа,  6 часов, 9 часов, 12часов.

Делят круг на 4 части.

Умение делить целое на части.

10.предлагает вырезать стрелки (минутные и часовые) и прикрепить с помощью шурупа к циферблату.

Вырезают стрелки по шаблону и прикрепляют к циферблату.

Умение делать разметку с помощью шаблона.

11.Знакомит с показаниями часовой и минутной стрелки.

Отмечают цифры 3, 6, 9, 12 и знакомятся с показаниями часовой и минутной стрелки.

Умение считать тройками.

Различение отдельных временных интервалов.

12.Рефлексия.

Д/и «Который час».

Показывают на часах «ровно  3,6,9,12  часов».

Умение определять время по часам с точностью до одного часа.

Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).

Художественное творчество  (рисование с натуры).  

«Букет цветов».

Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемый результат.

1.Проблема:  Что подарить

маме?

Обсуждают, предлагают, что можно подарить маме. Приходят к решению: нарисовать букет тюльпанов в вазе.

Активизация речевой деятельности.

2.Чтение стихотворения:

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный тюльпан.

Слушают воспитателя.

Активизация внимания. Привитие чуткости к поэтическому слову.

3. Предлагает рассмотреть тюльпаны: из скольких частей она состоит? Какая из этих частей самая большая? На что похожи листья? Как правильно расположить лист бумаги и выбрать материал.

Рассматривают, выбирают материал по желанию (краски, карандаши, гуашь, восковые мелки).

Развитие наблюдательности, закрепление знаний о строении цветка, умение подбирать материал.

4. Ставит условие нарисовать точно такие же цветы, по цвету и в такой же вазе. Показывает приёмы рисования.

Вспоминают приёмы рисования и смешивания краски для получения новых оттенков. Пробуют рисовать на отдельных листах.

Развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков.

5. Физминутка «Цветы».

Выполняют действия по тексту.

Согласование речи и движений.

6. Предлагает приступить к рисованию и включает аудиозапись Чайковского «Апрель».

Изображают букет цветов с натуры. Выделяют в рисунке главное расположением  на листе и цветом.

Умение передавать средствами рисунка характерные особенности тюльпанов.

7. Рефлексия. Организует выставку рисунков.

Отбирают понравившиеся рисунки и дают оценку.

Умение анализировать и видеть красоту созданного изображения.

Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).

Познание (расширение кругозора). «Пробуждение природы».

Интеграция областей: «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Коммуникация».

Действие воспитателя.

Действие воспитанников.

Ожидаемый результат.

1.Предлагает послушать детскую песенку «Весенняя капель».

Слушают аудиозапись, подпевают припев: «Открывайте шире двери, просыпайтесь люди, звери...»

Создание эмоционального настроя.

2.Читают стихотворение А. Модзолевсого  «Появление весны».

Слушают стихотворение и вступают в беседу.

Умение слушать стихотворение.

3.Проводит беседу о весне, (демонстрируя иллюстрации и картины о весне) обращает внимание на тающий снег, ручейки, яркое солнце и небо.

Рассуждают и делают вывод о том, чтобы пробудилась живая природа необходимо тепло, свет-который дает солнце.

Активизация речевой деятельности. Умение делать умозаключение.

4.Предлагает рассмотреть картину «Весна на реке», рассказывает о половодье, ледоходе.

Рассказывают ранее заученное стихотворение Тютчева «Весенние воды», рассматривают картину, активизируют в речи слова «половодье», «ледоход».

Развитие познавательного интереса. Ознакомление с явлениями в природе.

5.Предлагает подумать и составить небольшой рассказ о пробуждении деревьев.

Составляют рассказ и делают вывод, что для пробуждения деревьев необходимо солнце, вода.

Умение составлять небольшой рассказ.

Активизация природоведческого словаря.

6.Проводит импровизацию: «В весеннем лесу». Включает музыку Чайковского «Апрель» (помогает наводящими вопросами).

Надевают маски животных (белка, заяц, волк, лиса, медведь и т.д.) и рассказывают о том, как живется им в лесу весной.

Развитие познавательного интереса, расширение представлений о приспособлении животных к окружающей среде.

7.Задаёт вопросы: чтобы зверям жилось хорошо, лес должен быть чистым, здоровым. А кто лечит лес? Предлагает рассказать о том, как человек помогает птицам.

Рассказы о весенних заботах птиц (найти подружку, свить гнездо, вывести птенцов). Вспоминают какую помощь оказывали птицам зимой, весной (кормушки, скворечники).

Умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

8.Д/и «В городе, селе» раздаёт сюжетные картинки и предлагает отобрать сюжет о труде в деревне и городе весной.

Отбирают сюжетные картинки, рассуждают: чем отличается труд в деревне и городе.

Расширение представлений о труде взрослых.

9.Рефлексия.

Предлагает вспомнить пословицы, поговорки, приметы о весне.

приглядываясь к природе

Вспоминают пословицы, приметы о весне, делают вывод: вот так  у природы учились наши предки доброте, мудрости, труду.


Ознакомление с приметами весны. Развитие наблюдательности, внимания к живым синоптикам.

Логика образовательной деятельности

(подготовительная группа). Познание (ФЭМП).

Время, часы. Состав числа.

Решение арифметических задач.

Интеграция областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Действие воспитателя

Деятельность воспитанника

Ожидаемый результат

Читает загадку «Что идет, не двигаясь с места?»

Задает вопрос: Как можно определить время?

Предлагают варианты ответов. Отвечают, что время определить можно при помощи солнца, песочных часов, наручных и настенных часов и т.д.

Умение отгадывать загадки. Активизация речевой деятельности.

2.Показывает часы и читает стихотворение:

«День и ночь часы идут

 и совсем не устают.

Только стрелки друг за другом

Отмеряют круг за кругом.

Не узнать который час,

Если нет часов у вас».

Слушают стихотворение и следят за перемещением стрелок.

Уточнение знаний о назначении часов.

3.Предлагает рассмотреть часы: стрелки – часовая и минутная, циферблат.

Рассматривают часы.

Обращают внимание на то, что одна из стрелок короче - часовая, длинная - минутная.

Развитие познавательных процессов.

Ознакомление с часами.

4.Знакомит с принципом работы часов.

Задаёт вопросы:

- Что показывает маленькая стрелка?

- Что показывает большая стрелка?

- Почему на циферблате находятся цифры от 1 до 12.

По заданию воспитателя передвигают стрелки. Устанавливают разное время. Узнаю, что за сутки часовая стрелка делает два полных оборота, а минутная делает полный оборот за каждый час.

Умение пользоваться часами.

5.Раздает макеты часов и дает задание:

- Покажите на макете часов ровно 5 часов?

- ровно 1 час, и т.д.

Рассматривают макет часов и выполняют задания.

Закрепление навыка определения времени по часам.

6.Физминутка

П/и «Часы»

Выполнение движений в соответствии с текстом, следят за осанкой.

Сохранение и закрепление здоровья.

7.Д/и «Распредели числа в домики»

Записывает числовой ряд от 0 до 9 на доске и рисует числовой домик. На крыше дома написан номер дома. (Аналогично строится домик для других чисел).

Дети распределяют числа в клеточках каждого этажа, так чтобы их сумма была равна номеру дома.

Закрепление знаний о составе числа.

8.Читает задачи в стихах, предлагает решить и записать в тетрадях решение задач.

Дети слушают воспитателя, решают задачу, записывают решение.

Умение правильно формировать арифметическое действие, давать полный ответ на вопрос задачи.

9.Рефлексия:

предлагает игру «Веселый счет»

По карточкам составляют задачи, делят на части.

Умение составлять задачи по частям.

Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).

Художественное творчество  (аппликация).  «Весенний хоровод» (симметричное вырезывание).

Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемый результат.

1.Беседа «Что такое хоровод?»

Слушают воспитателя. Вступают в беседу.

Активизация речевой деятельности. Вызвать познавательный интерес.

2.Предлагает встать в хоровод и исполнить хороводную песню «Ай да, береза»

Встают в хоровод и исполняют хороводную песню.

Знакомство с русским хороводом.

3. Предлагает рассказать, как дети двигались в хороводе, держась за руки. Предлагает рассмотреть иллюстрации  с изображением танцевальных коллективов в танцах-хороводах («Березка» и др.), иллюстрации к сказкам, вспомнить мультфильмы, где есть весенние хороводы.

Отвечают ан вопрос, обмениваются впечатлениями. Рассматривают иллюстрации к сказке «Снегурочка».

Развитие наблюдательности, расширение представлений о русском танце, костюмах участников хороводов.

4.Показ способа вырезывания из сложенной бумаги нескольких фигурок девочек в хороводе.

Рассматривают, на пробном листе упражняются в вырезывании.

Умение запоминать алгоритм деятельности.

5.Предлагает приступить к самостоятельной работе, выбрав цвет бумаги, мелкие детали из различных материалов (крашеное пшено, манка, печатки с мелким оттиском, нити, цветочки, листочки и др.) для украшения сарафанов девочек.

Выполняют работу. При необходимости обращаются к воспитателю. Наклеивают хоровод на фон (зелённая трава, поляна с цветами).

Упражнение в практических навыках работы с бумагой, ножницами, клеем, мелкими деталями.

6.Предлагает рассмотреть детские работы, оценить качество выполнения(сочетание цвета, фона, размещение деталей)..

Анализируют выполнение работ.

Умение строить высказывание в соответствии с образцом, формирование объективного оценивания собственной работы.

7. Творческая деятельность: слушание, пение хороводов, организация сюжетных игр по теме занятия.

Включаются в творческую, игровую деятельность.

Упражнение в проявлении эмоционального проживания событий через игровую деятельность.

Логика образовательной деятельности  (подготовительная группа).

Познание (расширение кругозора).

«Птицы на крыльях весну принесли».

Интеграция областей: Познание,  коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Действие воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1.Включает аудиозапись: «Голоса птиц весной».

Слушают аудиозапись.

Развитие слуха.

2. Рассказывает о детском празднике «Сорок сороков» - прилет птиц к родным гнездовьям; как отмечали этот праздник в старину на Руси.

Вступают в разговор. Рассказывают о том, как встречают птиц весной в нашем городе, детском саду.

Активизация речевой деятельности, ознакомление с традициями и обычаями русского народа.

3. Раскладывает на столе изображения перелетных птиц и просит отобрать птиц, прилетающих первыми - вестовые.        

Рассматривают, называют и отбирают вестовых птиц.

Классификация птиц. Умение воспринимать наглядный материал и обсуждать.

4. Д/и «Угадай загадку» если ребенок отгадал правильно, то включает аудиозапись с голосом этой птицы.

Разгадывают загадки. Прослушивают голоса птиц.

Развитие сообразительности, узнавание птиц по голосам.

5. Физминутка. Игра «Селезень утку догонял»

Считалкой выбирают «селезня» и «уточку». Водят хоровод, поют, «селезень»догоняет уточку.

Умение двигаться в хороводе,  развитие интереса к народным играм.

6. Беседа о перелетных птицах, об участии человека в охране птиц.

Вступают в беседу, ведут диалог с воспитателем, рассказывают о том, какую пользу приносят птицы, о своём участии в охране птиц.

Умение правильно вести себя в природе. Формирование умения вступать в беседу.

7. Читает заклички, где просит прилететь птиц и принести  тепло и ключи от весны.

Дети повторяют  закличку вместе с воспитателем.

Ознакомление с закличками.

8. Рефлексия. Организовывает чаепитие с крендельками и жаворонками испеченными из теста.

Пьют чай, читают заклички, приметы о птицах, весне.

Умение общаться, быть доброжелательными.

Логика образовательной деятельности  (подготовительная группа).

Безопасность. «Путешествие».

Интеграция областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Действие воспитателя.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1.Воспитатель задаёт вопросы

-Кого называют путешественником?

-С приходом весны, люди начинают собираться в походы, путешествия. На чём можно путешествовать?

-А опасно ли путешествовать одному? Почему?

Отвечают, что путешествовать можно на машине, лодке, пароходе, поезде, пешком…

Делают вывод, что путешествовать опасно одному или группой 2-3 человека, т.к. если что - то случится, то помочь некому.

Активизация речевой деятельности, умение отвечать на вопросы, свободно общаться с воспитателями и сверстниками.

2.Предлагает поиграть в путешественников, которые отправятся в дремучий лес, куда не ступала нога человека.

Принимают предложение стать путешественниками.

Заинтересованность к игровой деятельности.

3. Показывает рюкзак, куда положила многие вещи необходимые в случае трудных ситуаций. Предлагает рассмотреть их.

Вынимаю вещи, рассматривают, запоминают их и так же аккуратно кладут в рюкзак.

Умение действовать в команде.

4. Знакомят с важным условием: каждый должен придумать свой способ выхода из трудной ситуации и не повторять, если его уже показали.

Знакомятся с условием. Договариваются с воспитателем о том, что любой предмет необходимый и которого нет в рюкзаке, можно взять в группе.

Умение удерживать в память при выполнении действий, несложное условие, подбирать недостающих для игры предметов.

5.Спрашивает детей:

 -Готовы ли к путешествию?

Отвечают, что готовы, берут с собой рюкзак и представляют, что они в дремучем лесу (игра начинается).

6.Знакомит с препятствиями:

  6.1.«Впереди ручей - его не перешагнуть (чертит линию около 1м шириной). Вы должны его перейти. Каждый должен подумать и показать как переберётся».



Дети знакомятся с препятствиями и показывают способы выхода из ситуации: перепрыгивают с разбега, с шестом, снимают обувь и переходят в брод, переносят товарища на себе, подают руку и помогают перепрыгнуть, бросают камни, ветки, чтобы по ним перейти…

Умение использовать накопленный двигательный опыт.

  6.2.Зачерпывает воду из ручья:

«Очень хочется пить, но мы забыли взять с собой воду. Я набрала воду из ручья, но она грязная (показывает). Надо её очистить».

Фильтруют через бинт, отстаивают, предлагают кипятить, достают вручную примеси…

Умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения возникнувших  проблем.

  6.3. «Один из игроков провалился в яму (сдвигает столы – внутри пустой квадрат). Придумайте способы, чтобы вытащить его из ямы».

Вытаскивают за руки, с помощью верёвки, бросают пни в яму и т.д.

Развитие чувство товарищества и взаимопомощи.

  6.4.»Проводит ваткой, смоченной красной гуашью по руке выбравшегося из ямы и говорит:

-Идёт кровь, как остановить»?

Обрабатывают йодом, зелёнкой, перевязывают тканью, платочком, прикладывают лист подорожника…

Умение оказывать первую помощь.

  6.5. «Стало в лесу темно и холодно. Наш товарищ потерял нож, как найти его в темноте»?

Предлагают зажечь спичку, свечу, лист бумаги, ветку и т.п.…

Адаптация к различным жизненным ситуациям.

  6.6. «Стало светло, как  согреться в холодном лесу»?

Одевают свитер, предлагают разжечь костёр…

Умение отстаивать свою точку зрения.

  6.7. «Теперь, пусть каждый придумает как будет спать, где и на чем он устроится»?

Отвечают: в палатке, шалаше, на земле, на ветках, плече друг друга…

Развитие логического мышления и сообразительности.

  6.8. «Забыли потушить костёр. Потушите её разными способами».

Предлагают задуть, залить водой, закрыть, помахать каким -  либо предметом и др.

Умение соблюдать правила поведения в лесу.

7.Рефлексия.

Обращается к игрокам:

-Сегодня вы были путешественниками. Вам понравилось? Если бы вы оказались в настоящем лесу и никого кроме вас не было бы рядом, смогли бы вы все это сделать самостоятельно?

Отвечают, что им всё очень понравилось и они с удовольствием поиграли бы ещё. Отмечают препятствия, которые были наиболее интересны.

Создание эмоционального настроя, воспитание дружбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема : Солнышко и трава.

НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема: Солнышко и трава.Программное содержание: Учить детей создавать элементарный пейзаж, пользоваться карандашами ра...

Как весна солнышку помогала

Непосредственно – образовательной деятельностиРечевое развитие ( итоговое)...

праздник весны: "Солнышко лучистое"

Ручьи звенят, сверкая  шумят и тут и там, Настал весенний праздник  у наших милых мам!...

Солнышко в траве

Формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме....