«Весной солнышко как трава растёт».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Весной солнышко как трава растёт».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество» «Труд».
Задачи:
1.Познание
-Воспитывать интерес к родной природе. Показать силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь человека.
-Расширить представления о неживой природе: солнце является источником жизни, света и тепла.
-Систематизировать знания о труде работников сельского хозяйства весной (хлебороб).
-Развивать умение наблюдать за растениями и животными как живыми барометрами погоды, предсказывать погоду по наблюдениям. Дать представление о смене времен года. Познакомить с часами. Закрепить умение делить круг на четыре части, правильно обозначать части целого.
Коммуникация.
-Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова
-Чтение художественной литературы.
Воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе. Развивать умение отгадывать загадки. Внимательно слушать стихи.
Социализация.
-Подчиняться правилам игры.
Художественное творчество.
-Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности.
Учить рисовать с натуры, точно передавать форму и колорит цветов в букете. Показать особенности натюрморта.
Труд.
-Развивать умение доводить начатое дело до конца. Упражнять в навыках посева семян пшеницы. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов).
Безопасность.
-Развивать умение находить разные способы для решения задачи, активизировать мышление, творческое воображение.
-Развивать чувство товарищества и взаимопомощи, воспитывать умение анализировать мнения и высказывания сверстников.
-Формировать навыки самостоятельной и умственной практической деятельности, направленные на достижения определённых целей.
Материалы и оборудование.
1.Иллюстрации и картины о выращивании хлеба, работе хлеборобов на поле, сельскохозяйственной технике.
2.Макет земли, бумага с нарисованной солнцем и орбитой, макет часов, картон, клей, проволока, ножницы, краски, карандаши.
3.Текст рассказа М. Глинской «Хлеб».
4.Ваза с цветами.
5.Иллюстрации времен года (весна, лето, осень, зима).
6.Иллюстрация картины И. Репина «Пахарь».
Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).
Познание (расширение кругозора).
«Труд хлебороба весной. Посадка семян пшеницы в грунт».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».
Деятельность воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемый результат. |
Проблема: Дети часто крошат хлеб, выбрасывают кусочки не доедая. | ||
1.Загадка: Отгадать легко и быстро. Мягкий, пышный и душистый Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. | Разгадываю загадку, рассуждают, делают вывод, что это хлеб. | Умение разгадывать загадки, делать умозаключения. |
2. Д/и «Узнай по вкусу» | Пробуют кусочки пшеничного и ржаного хлеба с закрытыми глазами, угадывают на вкус пшеничный и ржаной. Рассказывают чем отличаются кусочки на вкус. | Развитие вкуса. |
3. Чтение рассказа М.Глинской «Хлеб». | Обсуждают прочитанный рассказ. | Активизация речевой деятельности. |
4.Физминутка. «Колос». | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Согласование речи и движения. |
5.Беседа о труде земледельца с демонстрацией картин, иллюстраций сельскохозяйственной техники, которая помогает хлеборобам. | Вступают в беседу. Рассматривают картины. Запоминают названия техники, рассказывают о том, какую помощь оказывает та, или иная техника. | Формирование представлений о предметах облегчающих труд людей на селе. |
6. Игра с мячом «Подбери слово». | Ловят мяч и называют однокоренные слова, к слову хлеб. | Образование родственных слов. |
7. Показывает семена пшеницы и предлагает выйти на огород, каждому ребёнку посадить в землю зернышко. | Готовят почву на огороде и сеют зёрна, затем поливают из лейки. | Получение навыков посева семян. |
8. Рефлексия. Подводит итог деятельности. | Делают вывод: чтобы получить кусочек хлеба нужно очень долго и хорошо трудиться. | Воспитание чувства бережливости и уважение к труду хлебороба. |
Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).
Познание (расширение кругозора).
«Смена времён года. Конструирование из бумаги макета часов».
Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Деятельность воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемый результат. |
1.Ситуативный разговор «Почему наступила весна?» | Рассуждают, высказывают своё мнение. | Активизация речевой деятельности. |
2.Воспитатель показывает как происходит смена времен года: рисует на листе бумаги солнце и орбиту по которой движется макет земли. Когда северное полушарие поворачивается к солнцу, южное отворачивается от солнца. На северном полушарии тепло, а на южном прохладно. | Участвуют в беседе, экспериментируют движение земли вокруг солнца (макет) по орбите. | Развитие познавательного интереса. |
3.Рассказ воспитателя о том, что солнце это великий труженик, оно отапливает всю планету. | Слушают воспитателя. | Умение принимать информацию. |
4.Предлагает д/и «Что бы было, если бы не было солнца». | Высказывают предположения. | Активизация речевой деятельности. |
5.Физминутка. Подвижная игра «Часы». | Выполняют действия в соответствии с текстом. | Укрепление и сохранение здоровья. |
6. Показывает как можно определить по солнцу время. | Слушают воспитателя. | Развитие познавательного интереса. |
7.Предлагает сделать макет часов из бумаги. Знакомит детей с циферблатом, стрелками на часах. | Рассматривают макет часов, знакомятся с основными частями, запоминают их названия. | Ознакомление с часами. |
8.Даёт задание: вырезать по шаблону круг из картона (циферблат). | Рисуют по шаблону круг и вырезают. | Умение работать по шаблону. |
9.Предлагает поделить на 4 части круг, отметить ровно 3часа, 6 часов, 9 часов, 12часов. | Делят круг на 4 части. | Умение делить целое на части. |
10.предлагает вырезать стрелки (минутные и часовые) и прикрепить с помощью шурупа к циферблату. | Вырезают стрелки по шаблону и прикрепляют к циферблату. | Умение делать разметку с помощью шаблона. |
11.Знакомит с показаниями часовой и минутной стрелки. | Отмечают цифры 3, 6, 9, 12 и знакомятся с показаниями часовой и минутной стрелки. | Умение считать тройками. Различение отдельных временных интервалов. |
12.Рефлексия. Д/и «Который час». | Показывают на часах «ровно 3,6,9,12 часов». | Умение определять время по часам с точностью до одного часа. |
Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).
Художественное творчество (рисование с натуры).
«Букет цветов».
Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Деятельность воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемый результат. |
1.Проблема: Что подарить маме? | Обсуждают, предлагают, что можно подарить маме. Приходят к решению: нарисовать букет тюльпанов в вазе. | Активизация речевой деятельности. |
2.Чтение стихотворения: Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан Нежный, бархатный тюльпан. | Слушают воспитателя. | Активизация внимания. Привитие чуткости к поэтическому слову. |
3. Предлагает рассмотреть тюльпаны: из скольких частей она состоит? Какая из этих частей самая большая? На что похожи листья? Как правильно расположить лист бумаги и выбрать материал. | Рассматривают, выбирают материал по желанию (краски, карандаши, гуашь, восковые мелки). | Развитие наблюдательности, закрепление знаний о строении цветка, умение подбирать материал. |
4. Ставит условие нарисовать точно такие же цветы, по цвету и в такой же вазе. Показывает приёмы рисования. | Вспоминают приёмы рисования и смешивания краски для получения новых оттенков. Пробуют рисовать на отдельных листах. | Развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков. |
5. Физминутка «Цветы». | Выполняют действия по тексту. | Согласование речи и движений. |
6. Предлагает приступить к рисованию и включает аудиозапись Чайковского «Апрель». | Изображают букет цветов с натуры. Выделяют в рисунке главное расположением на листе и цветом. | Умение передавать средствами рисунка характерные особенности тюльпанов. |
7. Рефлексия. Организует выставку рисунков. | Отбирают понравившиеся рисунки и дают оценку. | Умение анализировать и видеть красоту созданного изображения. |
Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).
Познание (расширение кругозора). «Пробуждение природы».
Интеграция областей: «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Коммуникация».
Действие воспитателя. | Действие воспитанников. | Ожидаемый результат. |
1.Предлагает послушать детскую песенку «Весенняя капель». | Слушают аудиозапись, подпевают припев: «Открывайте шире двери, просыпайтесь люди, звери...» | Создание эмоционального настроя. |
2.Читают стихотворение А. Модзолевсого «Появление весны». | Слушают стихотворение и вступают в беседу. | Умение слушать стихотворение. |
3.Проводит беседу о весне, (демонстрируя иллюстрации и картины о весне) обращает внимание на тающий снег, ручейки, яркое солнце и небо. | Рассуждают и делают вывод о том, чтобы пробудилась живая природа необходимо тепло, свет-который дает солнце. | Активизация речевой деятельности. Умение делать умозаключение. |
4.Предлагает рассмотреть картину «Весна на реке», рассказывает о половодье, ледоходе. | Рассказывают ранее заученное стихотворение Тютчева «Весенние воды», рассматривают картину, активизируют в речи слова «половодье», «ледоход». | Развитие познавательного интереса. Ознакомление с явлениями в природе. |
5.Предлагает подумать и составить небольшой рассказ о пробуждении деревьев. | Составляют рассказ и делают вывод, что для пробуждения деревьев необходимо солнце, вода. | Умение составлять небольшой рассказ. Активизация природоведческого словаря. |
6.Проводит импровизацию: «В весеннем лесу». Включает музыку Чайковского «Апрель» (помогает наводящими вопросами). | Надевают маски животных (белка, заяц, волк, лиса, медведь и т.д.) и рассказывают о том, как живется им в лесу весной. | Развитие познавательного интереса, расширение представлений о приспособлении животных к окружающей среде. |
7.Задаёт вопросы: чтобы зверям жилось хорошо, лес должен быть чистым, здоровым. А кто лечит лес? Предлагает рассказать о том, как человек помогает птицам. | Рассказы о весенних заботах птиц (найти подружку, свить гнездо, вывести птенцов). Вспоминают какую помощь оказывали птицам зимой, весной (кормушки, скворечники). | Умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. |
8.Д/и «В городе, селе» раздаёт сюжетные картинки и предлагает отобрать сюжет о труде в деревне и городе весной. | Отбирают сюжетные картинки, рассуждают: чем отличается труд в деревне и городе. | Расширение представлений о труде взрослых. |
9.Рефлексия. Предлагает вспомнить пословицы, поговорки, приметы о весне. приглядываясь к природе | Вспоминают пословицы, приметы о весне, делают вывод: вот так у природы учились наши предки доброте, мудрости, труду. | Ознакомление с приметами весны. Развитие наблюдательности, внимания к живым синоптикам. |
Логика образовательной деятельности
(подготовительная группа). Познание (ФЭМП).
Время, часы. Состав числа.
Решение арифметических задач.
Интеграция областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Действие воспитателя | Деятельность воспитанника | Ожидаемый результат |
Читает загадку «Что идет, не двигаясь с места?» Задает вопрос: Как можно определить время? | Предлагают варианты ответов. Отвечают, что время определить можно при помощи солнца, песочных часов, наручных и настенных часов и т.д. | Умение отгадывать загадки. Активизация речевой деятельности. |
2.Показывает часы и читает стихотворение: «День и ночь часы идут и совсем не устают. Только стрелки друг за другом Отмеряют круг за кругом. Не узнать который час, Если нет часов у вас». | Слушают стихотворение и следят за перемещением стрелок. | Уточнение знаний о назначении часов. |
3.Предлагает рассмотреть часы: стрелки – часовая и минутная, циферблат. | Рассматривают часы. Обращают внимание на то, что одна из стрелок короче - часовая, длинная - минутная. | Развитие познавательных процессов. Ознакомление с часами. |
4.Знакомит с принципом работы часов. Задаёт вопросы: - Что показывает маленькая стрелка? - Что показывает большая стрелка? - Почему на циферблате находятся цифры от 1 до 12. | По заданию воспитателя передвигают стрелки. Устанавливают разное время. Узнаю, что за сутки часовая стрелка делает два полных оборота, а минутная делает полный оборот за каждый час. | Умение пользоваться часами. |
5.Раздает макеты часов и дает задание: - Покажите на макете часов ровно 5 часов? - ровно 1 час, и т.д. | Рассматривают макет часов и выполняют задания. | Закрепление навыка определения времени по часам. |
6.Физминутка П/и «Часы» | Выполнение движений в соответствии с текстом, следят за осанкой. | Сохранение и закрепление здоровья. |
7.Д/и «Распредели числа в домики» Записывает числовой ряд от 0 до 9 на доске и рисует числовой домик. На крыше дома написан номер дома. (Аналогично строится домик для других чисел). | Дети распределяют числа в клеточках каждого этажа, так чтобы их сумма была равна номеру дома. | Закрепление знаний о составе числа. |
8.Читает задачи в стихах, предлагает решить и записать в тетрадях решение задач. | Дети слушают воспитателя, решают задачу, записывают решение. | Умение правильно формировать арифметическое действие, давать полный ответ на вопрос задачи. |
9.Рефлексия: предлагает игру «Веселый счет» | По карточкам составляют задачи, делят на части. | Умение составлять задачи по частям. |
Логика образовательной деятельности (в подготовительной группе).
Художественное творчество (аппликация). «Весенний хоровод» (симметричное вырезывание).
Интеграция областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Деятельность воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемый результат. |
1.Беседа «Что такое хоровод?» | Слушают воспитателя. Вступают в беседу. | Активизация речевой деятельности. Вызвать познавательный интерес. |
2.Предлагает встать в хоровод и исполнить хороводную песню «Ай да, береза» | Встают в хоровод и исполняют хороводную песню. | Знакомство с русским хороводом. |
3. Предлагает рассказать, как дети двигались в хороводе, держась за руки. Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением танцевальных коллективов в танцах-хороводах («Березка» и др.), иллюстрации к сказкам, вспомнить мультфильмы, где есть весенние хороводы. | Отвечают ан вопрос, обмениваются впечатлениями. Рассматривают иллюстрации к сказке «Снегурочка». | Развитие наблюдательности, расширение представлений о русском танце, костюмах участников хороводов. |
4.Показ способа вырезывания из сложенной бумаги нескольких фигурок девочек в хороводе. | Рассматривают, на пробном листе упражняются в вырезывании. | Умение запоминать алгоритм деятельности. |
5.Предлагает приступить к самостоятельной работе, выбрав цвет бумаги, мелкие детали из различных материалов (крашеное пшено, манка, печатки с мелким оттиском, нити, цветочки, листочки и др.) для украшения сарафанов девочек. | Выполняют работу. При необходимости обращаются к воспитателю. Наклеивают хоровод на фон (зелённая трава, поляна с цветами). | Упражнение в практических навыках работы с бумагой, ножницами, клеем, мелкими деталями. |
6.Предлагает рассмотреть детские работы, оценить качество выполнения(сочетание цвета, фона, размещение деталей).. | Анализируют выполнение работ. | Умение строить высказывание в соответствии с образцом, формирование объективного оценивания собственной работы. |
7. Творческая деятельность: слушание, пение хороводов, организация сюжетных игр по теме занятия. | Включаются в творческую, игровую деятельность. | Упражнение в проявлении эмоционального проживания событий через игровую деятельность. |
Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).
Познание (расширение кругозора).
«Птицы на крыльях весну принесли».
Интеграция областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Действие воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемые результаты. |
1.Включает аудиозапись: «Голоса птиц весной». | Слушают аудиозапись. | Развитие слуха. |
2. Рассказывает о детском празднике «Сорок сороков» - прилет птиц к родным гнездовьям; как отмечали этот праздник в старину на Руси. | Вступают в разговор. Рассказывают о том, как встречают птиц весной в нашем городе, детском саду. | Активизация речевой деятельности, ознакомление с традициями и обычаями русского народа. |
3. Раскладывает на столе изображения перелетных птиц и просит отобрать птиц, прилетающих первыми - вестовые. | Рассматривают, называют и отбирают вестовых птиц. | Классификация птиц. Умение воспринимать наглядный материал и обсуждать. |
4. Д/и «Угадай загадку» если ребенок отгадал правильно, то включает аудиозапись с голосом этой птицы. | Разгадывают загадки. Прослушивают голоса птиц. | Развитие сообразительности, узнавание птиц по голосам. |
5. Физминутка. Игра «Селезень утку догонял» | Считалкой выбирают «селезня» и «уточку». Водят хоровод, поют, «селезень»догоняет уточку. | Умение двигаться в хороводе, развитие интереса к народным играм. |
6. Беседа о перелетных птицах, об участии человека в охране птиц. | Вступают в беседу, ведут диалог с воспитателем, рассказывают о том, какую пользу приносят птицы, о своём участии в охране птиц. | Умение правильно вести себя в природе. Формирование умения вступать в беседу. |
7. Читает заклички, где просит прилететь птиц и принести тепло и ключи от весны. | Дети повторяют закличку вместе с воспитателем. | Ознакомление с закличками. |
8. Рефлексия. Организовывает чаепитие с крендельками и жаворонками испеченными из теста. | Пьют чай, читают заклички, приметы о птицах, весне. | Умение общаться, быть доброжелательными. |
Логика образовательной деятельности (подготовительная группа).
Безопасность. «Путешествие».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Действие воспитателя. | Деятельность воспитанников. | Ожидаемые результаты. |
1.Воспитатель задаёт вопросы -Кого называют путешественником? -С приходом весны, люди начинают собираться в походы, путешествия. На чём можно путешествовать? -А опасно ли путешествовать одному? Почему? | Отвечают, что путешествовать можно на машине, лодке, пароходе, поезде, пешком… Делают вывод, что путешествовать опасно одному или группой 2-3 человека, т.к. если что - то случится, то помочь некому. | Активизация речевой деятельности, умение отвечать на вопросы, свободно общаться с воспитателями и сверстниками. |
2.Предлагает поиграть в путешественников, которые отправятся в дремучий лес, куда не ступала нога человека. | Принимают предложение стать путешественниками. | Заинтересованность к игровой деятельности. |
3. Показывает рюкзак, куда положила многие вещи необходимые в случае трудных ситуаций. Предлагает рассмотреть их. | Вынимаю вещи, рассматривают, запоминают их и так же аккуратно кладут в рюкзак. | Умение действовать в команде. |
4. Знакомят с важным условием: каждый должен придумать свой способ выхода из трудной ситуации и не повторять, если его уже показали. | Знакомятся с условием. Договариваются с воспитателем о том, что любой предмет необходимый и которого нет в рюкзаке, можно взять в группе. | Умение удерживать в память при выполнении действий, несложное условие, подбирать недостающих для игры предметов. |
5.Спрашивает детей: -Готовы ли к путешествию? | Отвечают, что готовы, берут с собой рюкзак и представляют, что они в дремучем лесу (игра начинается). | |
6.Знакомит с препятствиями: 6.1.«Впереди ручей - его не перешагнуть (чертит линию около 1м шириной). Вы должны его перейти. Каждый должен подумать и показать как переберётся». | Дети знакомятся с препятствиями и показывают способы выхода из ситуации: перепрыгивают с разбега, с шестом, снимают обувь и переходят в брод, переносят товарища на себе, подают руку и помогают перепрыгнуть, бросают камни, ветки, чтобы по ним перейти… | Умение использовать накопленный двигательный опыт. |
6.2.Зачерпывает воду из ручья: «Очень хочется пить, но мы забыли взять с собой воду. Я набрала воду из ручья, но она грязная (показывает). Надо её очистить». | Фильтруют через бинт, отстаивают, предлагают кипятить, достают вручную примеси… | Умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения возникнувших проблем. |
6.3. «Один из игроков провалился в яму (сдвигает столы – внутри пустой квадрат). Придумайте способы, чтобы вытащить его из ямы». | Вытаскивают за руки, с помощью верёвки, бросают пни в яму и т.д. | Развитие чувство товарищества и взаимопомощи. |
6.4.»Проводит ваткой, смоченной красной гуашью по руке выбравшегося из ямы и говорит: -Идёт кровь, как остановить»? | Обрабатывают йодом, зелёнкой, перевязывают тканью, платочком, прикладывают лист подорожника… | Умение оказывать первую помощь. |
6.5. «Стало в лесу темно и холодно. Наш товарищ потерял нож, как найти его в темноте»? | Предлагают зажечь спичку, свечу, лист бумаги, ветку и т.п.… | Адаптация к различным жизненным ситуациям. |
6.6. «Стало светло, как согреться в холодном лесу»? | Одевают свитер, предлагают разжечь костёр… | Умение отстаивать свою точку зрения. |
6.7. «Теперь, пусть каждый придумает как будет спать, где и на чем он устроится»? | Отвечают: в палатке, шалаше, на земле, на ветках, плече друг друга… | Развитие логического мышления и сообразительности. |
6.8. «Забыли потушить костёр. Потушите её разными способами». | Предлагают задуть, залить водой, закрыть, помахать каким - либо предметом и др. | Умение соблюдать правила поведения в лесу. |
7.Рефлексия. Обращается к игрокам: -Сегодня вы были путешественниками. Вам понравилось? Если бы вы оказались в настоящем лесу и никого кроме вас не было бы рядом, смогли бы вы все это сделать самостоятельно? | Отвечают, что им всё очень понравилось и они с удовольствием поиграли бы ещё. Отмечают препятствия, которые были наиболее интересны. | Создание эмоционального настроя, воспитание дружбы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема : Солнышко и трава.
НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема: Солнышко и трава.Программное содержание: Учить детей создавать элементарный пейзаж, пользоваться карандашами ра...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Поможем Весне солнышко вернуть"
Конспект НОД в подготовительной группе...
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста по теме: «Весна. Солнышко и дождик.»
Игровое занятие для закрепления темы Весна...
Как весна солнышку помогала
Непосредственно – образовательной деятельностиРечевое развитие ( итоговое)...
Конспект кружковой работы. Заучивание русских народных закличек о весне: "Солнышко", "Весна - красна"
Средняя группа...
праздник весны: "Солнышко лучистое"
Ручьи звенят, сверкая шумят и тут и там, Настал весенний праздник у наших милых мам!...
Солнышко в траве
Формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме....