Семинар-практикум: Организация эффективной работы по оптимизации двигательной активности детей»
материал
Цель: учить педагогов построению модели режима двигаельной активности, учитывая возрастные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум: Организация эффективной работы по оптимизации двигательной активности детей»
Цель: учить педагогов построению модели режима двигательной активности, учитывая возрастные особенности детей.
Задачи:
- Учить педагогов осуществлять выбор форм двигательной активности в режиме дня ДОУ.
- Развивать презентативные и рефлексивные умения педагогов.
- Воспитывать умение работать в команде.
План проведения семинара-практикума
- Вступительное слово заведующего
- Особенности двигательной активности ребенка дошкольного возраста
- Двигательная активность в режиме дня ДОУ
- Разработка циклограммы двигательной активности в разных возрастных группах
- Вступительное слово заведующего
Программа «От рождения до школы» Н. включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Задачи физического воспитания:
Оздоровительная: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
- Что такое здоровье?
(В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие).
- Как вы думаете, какие факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма?
(Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка (Рунова М. А.)
Движения – это первые источники смелости, выносливости, решительности, проявление важных человеческих качеств. (Маханёва М. Д.)
Психологи отмечают, что потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду – увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач, а также предметно-развивающая среды не всегда способствует полноценному физическому развитию детей.
- Особенности двигательной активности ребенка дошкольного возраста
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.
Именно в раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движение, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.
Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Характерна эта проблема и для нашего детского сада.
Потребность в движении заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями - физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности детей.
При анализе режима дня детей младшего дошкольного возраста выявились факторы, ограничивающие двигательную активность детей. Программой « Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. на проведение занятий во 2-х младших группах детского сада отводится 165 минут в неделю: 45 минут это занятия по физической культуре и 30 мин – музыкальные занятия. Остальные 90 минут отводится занятиям, когда дети проводят большую часть в статичном положении (за столами, на ковре, стоя), а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление.
Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости силы.
Много времени в группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняют в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.
В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей.
В каких единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего - условных шагах. Для этого используется специальный прибор – шагомер. Это так называемый объем движений. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста при 12-часовом пребывании в детском саду (из них 2часа сон) он равен 7.5- 9.5 тысяч, у детей старшего возраста равен 11000-12500 тысяч шагов.
Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается.
Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 45 - 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.
Таким образом, по результатам диагностики общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей. Так, число детей 3-4 летнего возраста, у которых отмечается более благоприятный уровень двигательной активности, составило 35% то общего числа обследованных, а 65% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности самостоятельности.
В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность).
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается « малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.
Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.
Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной активности дошкольников.
Условия, необходимые для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха:
1) спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества. Всё оборудование размещается так, что оно доступно для детей.
2)Большое внимание должно уделяться организации двигательной активности прогулке. На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование, а так же на прогулке используется разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности.
3) Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.
Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.
Формированию самооценки способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.
Таким образом, необходимо показать детям зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков.
А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.
Обучение двигательным умениям и навыкам требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно-логической– при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Таким образом, можно вывести такую формулу:
Движение + Движения = Основа основ | ||
Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития | Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его психики, способностей, жизненной активности | Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания |
- Двигательная активность в режиме дня ДОУ
Помните фразу «движение – это жизнь»? С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен человек, зависит и состояние его здоровья.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада в плане физвоспитания. Что для этого необходимо?
Специально созданные условия (материальная база – помещение, образование, педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и тому подобное, воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении).
Нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Циклограмма двигательной активности детей младшего возраста
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Прием на улице. Основные виды движений. 3 минуты
5 минут
5 минут
2 минуты
5 минут
Всего: 20 минут
Прием в группе 4 минуты 3 минуты 4 минут 5 минут
4 минуты Всего: 20 минут | Попрыгаем как «зайчики» (на двух ногах на месте). | Попрыгаем как «мячики» (вверх с места) | Попрыгаем как «лягушата» (вверх с места доставая предмет) | Попрыгаем как «воробушки (с продв. вперед на расстояние 2-3 м) | Попрыгаем как «кузнечики» (в длину с места) | |
Полетаем как «птички» (чередование бега врассыпную с бегом в условленное место по сигналу) | « Быстрые ножки» (бег с изменением темпа, в медленном до 1 мин, в быстром 10 метров) | « 1,2,3- к дереву беги» бежать по сигналу воспитателя в указанное место) | «Кто самый быстрый и ловкий» ( убегать от догоняющего) | « Кто первый» (бег на перегонки) | ||
«Птички клюют зернышки» (чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой) | «Курочка и цыплята» (ходьба парами, широкими и мелкими шагами со сменой направления по сигналу и взмахом рук) | « Идем в гости» (ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую) | «Солдаты» ( ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колена) | Карусель (ходьба в колонне по кругу взявшись за руки со сменой направления по сигналу и с ускор. и замедлением темпа) | ||
«Цапли» (стоять на одной ноге 4-8 сек) | «Идем по узкой дорожке» (переставляя пятку одной ноги к носку другой) | « Цапли» | Покружимся как «листочки, снежинки» | «С кочки на кочку» (ходьба в колонне по одному, приставным шагом вперед, назад) | ||
«Самый меткий» (прокат. мяча под дугу с целью сбить кеглю) | «Подбрось и поймай» ( бросания мяча вверх и ловля двумя руками) | « Кто самый ловкий» (ловля мяча, брошенного воспитателем, расстояние 70-100 см) | « Мой веселый мяч» ( бросание мяча двумя руками о землю и ловля его стоя на месте) | « Кто дальше» ( метание на дальность правой и левой рукой) | ||
Оздоровительная ходьба вокруг детского сада (7 минут) | ||||||
Игра «Дарц» | «Меткий стрелок» (бросание мяча двумя руками снизу вдаль) | «Ловкие ребята» (катания мяча друг другу с увеличением расстояния) | «Догони мяч» (ползание на четвереньках за катящимся мячом) | «Разноцветные мячи (катания мяча между предметам) | ||
Попрыгаем как «мячики» ( с продвижением вперед на 2 метра) | « Веселые петрушки» (прыжки на двух ногах из обруча в обруч) | «Шустрые мышки» (прыжки со сменой положения ног) | Попрыгаем как «зайчики» (на двух ногах вокруг предметов) | «Ловкие котята» (прыжки на двух ногах вверх с места, доставая подвешенный предмет) | ||
«Лесные жучки» (ходьба на носочках с перешагиванием через предметы) | «Большие и маленькие ножки» (ходьба парами широкими и мелкими шагами со см.направ.сигналу) | « Тиши мыши» (ходьба в колонне по одному «змейкой», огибая предметы) | «Карусель» (ходьба по кругу со сменой направления) | «Солдаты» (ходьба в колонне по 1-му с высоким подниманием колена)
| ||
« Кто больше» (бросание мяча вверх и ловля его двумя руками) | «Скорей лови» (ловля мяча брошенного воспитате-лем 70-100 см) | Игра «Дарц» | «Самый меткий» (прокатывание мяча под стулом) | « Попади в корзину»
| ||
«Гимнасты» (ходьба по скамейке) | «Ловкие жучки» (ползание на четвереньках между предметами | «Внимательные ребята» (строевые упражнения повороты) | Пролезание в обруч | «Музыкальная пауза» | ||
7:55-08:06 | Утренняя гимнастика (массирующая дорожка 2 и 4 недели) | |||||
8:55-9:00 | Хороводная игра | Подвижная | Игры с движением под текст | Подвижная | Малоподвижная | |
9:00-9:45 Переходы (через 1-й этаж) | ФИЗО (3 минуты) | МУЗОт (3 минуты) | ФИЗО (3 минуты) |
| МУЗОм (2 минуты) | |
10:15-12:00 Прогулка. Приветствие детей других разными способами бега(6 минут) Подходить к объекту наблюдения разными способами ходьбы 4 минуты
Подвижные игры 10-12 минут
Самостоятельная двигательная активность Индивидуальная работа по основным видам движений Всего: 32 минуты | Бег с выполнением заданий | Бег «змейкой» | Бег с изм. темпа: в медленном 50-60 сек, в быстром на расст. 10м | Бег обычный с чередованием на носочках | Бег в колонне по одному: по прямой, по извилистой | |
«Как солдатики» (с высоким подниманием колена) | «Будь внимателен (с выполнением заданий: с остановкой, приседанием, поворот.) | «Лиса и лисята» (ходьба на носочках) | «Ловкие котята» (ходьба змейкой) | «Дружные ребята» ( парами, в колонне по одному) | ||
Игры с мячом, на ориентировку в простр., строевые упражнения | Игры с бегом, сюжетные | Игры на метание, катание на санках, скольжение | Игры с прыжками, предметами | Игры на развитие равновесия, прогулка на участ. | ||
«Достань до игрушки» «Не задень» (подлезание под дугу, не касаясь земли) | «Донеси и не урони» (мешочек) «Будь внимателен» (перешагивание через шнуры) | «Попади в ворота» (прокатывание мяча с целью сбить кеглю) «Прыгуны» (прыжки через предметы, высотой 5-10 см) | «Попади в баскетбольную корзину» «Лошадки» (бег с изменением темпа) | «Катить мячик по дорожке» (прокатывание мяча по дощечке) «Добрось до игрушки» | ||
Ходьба, равновесие | Катание, бросание и ловля | Бег, строевые упражнения (повороты) | Метание, подлезание, пролезание | Прыжки | ||
Оздоровительная ходьба вокруг детского сада 400 метров с увеличением нагрузки. 10 минут | ||||||
15:00-15:10 | Ходьба по массажным дорожкам с выполнением упражнений. Гигиенические процедуры. | |||||
15:35-15:55 Самостоятельная деятельность детей. | «Попади в баскетболь. корзину»
| «Ловкие котята» (лазанье по лестнице и спуск с нее) | «Достань до игрушки»
| «Донеси и не урони» (мешочек)
| «Будь внимателен» (перешагивание) Двигательный час | |
Прогулка 15:55-17:00 3 минуты
5 минут
5 минут
Подвижные игры (10-12 минут) Самостоятельная двигательная активность.
Индивидуальная работа по основным видам движений. Всего: 27 минут | Попрыгаем как «воробушки» (с продвижением вперед на расстояние 2-3 м) | Попрыгаем как «лягушата» (вверх с места доставая предмет) | Попрыгаем как «зайчики» (на двух ногах на месте). | Попрыгаем как «кузнечики» (в длину с места) | Попрыгаем как «мячики» (вверх с места) | |
« Кто первый» (бег наперегонки) | «Веселая карусель» (бег по кругу взявшись за руки с ускор. замед. темп | «Поезд» (бег в колонне друг за другом с остановкой по сигналу) | «Быстрые ножки» (бег с изменением темпа, в медленном до 1 мин, в быстр.10м | «Будь внимателен» (бег с выполнением заданий) | ||
«Лиса и лисята» (ходьба на носочках) | «Как солдатики» (с высоким подниманием колена) | «Не ошибись» (ходьба с выполнением заданий) | «Курочка и цыплята» (х. парами, шир.и мел. шагами со сменой направ. по сигналу и взмах рук) | «Птички клюют зернышки (чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой) | ||
Игры с прыжками, предметами | Игры с мячом | Игры на развитие равновесие | Игры с бегом | Игры на метание, катание на санках | ||
«Лошадки» (бег с изменением темпа) | «Цапли» (стоять на одной ноге 4-8 сек) | «Донеси и не урони» (мешочек)
| «Катиться мячик по дорожке прокатыв мяча по дощечке) | «Прыгуны» (прыжки через предметы, высотой 5-10 см) | ||
Метание, подлезание, пролезание | Прыжки | Ходьба, равновесие | Катание, бросание и ловля | Бег, строевые упражнения (повороты) | ||
| Оздоровительная ходьба вокруг детского сада 1 круг (5 минут) |
| ||||
17:40-19:00
Самостоятельная двигательная деятельность. | «Догони мяч» (ползание на четвереньках за катящимся мячом) | «Разноцветные мячики» (катания мяча между предметами) | «Меткий стрелок» (бросание мяча двумя руками снизу вдаль) | «Дарц» | «Ловкие ребята» (катания мяча друг другу с увеличением расстояния | |
«Кто самый ловкий» (перепрыгивание через 3 скакалки) | «Кто дальше» (бросание мешочка) | «Гимнасты» (скамейка) | «Не задень» (пройти мимо двигающегося предмета) | «Бежит мячик по дорожке» (катание мяча по скамейке) | ||
- Разработка циклограммы двигательной активности в разных возрастных группах
Педагогический практикум по физической культуре (в форме деловой игры).
Педагоги разбиваются на 2 команды (путем жеребьевки – геометрические фигуры двух цветов).
Педагоги делятся на две команды.
1 задание
Раскройте содержание предложенного направления работы по формированию двигательной активности у детей дошкольного возраста. Команды называют по очереди формы двигательной активности.
Физкультурные занятия, секции
Музыкально – ритмические занятия
Утренняя гимнастика
Корригирующая гимнастика после сна
Физкультминутки
Пальчиковые гимнастики
Хождение босиком по солевым дорожкам
Хождение босиком по дорожкам здоровья после сна
Прогулки
Подвижные игры
Спортивные упражнения
Спортивные игры
Народные игры
Дни и недели здоровья
Спортивные досуги и праздники
Туристические походы
Пешие прогулки
Психогимнастика
Артикуляционная гимнастика
Релаксационные упражнения
Зрительная гимнастика
Оздоровительная ходьба
Все виды деятельности, дополняя, и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего пребывания его в дошкольном учреждении.
Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы. Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Этому способствуют подвижные игры и упражнения.
2 задание
- Назвать подвижные игры и игровые упражнения
с элементами ходьбы и бега для детей младшего и старшего возраста
с элементами прыжков для детей младшего и старшего возраста
с элементами ползанья и лазанья для детей младшего и старшего возраста
с элементами метания, бросания и ловли для детей младшего и старшего возраста
на ориентировку в пространстве для детей младшего и старшего возраста
3 задание
- Назовите варианты физкультурных досугов.
Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):
• игры малой и средней подвижности (2—3 раза);
• аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
• игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
• игра малой подвижности.
Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода:
• до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
• одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая — развитие скорости, быстроты реакции.
Третий «Веселые старты» строится в основном на играх-эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группах):
• игра-эстафета (не должно быть более трех этапов); (повторить 3—4 раза);
• аттракционы, не несущие большой нагрузки;
• конкурс считалок, загадок, пословиц;
• эстафета.
Четвертый строится на элементах одной из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах):
• деление группы на две равные по силам команды;
• перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
• обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
• выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
• подведение итогов.
Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах) :
• дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
• воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;
• проведение подвижной игры;
• предлагается прослушать мелодичную музыку;
• после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;
• дети двигаются под музыку.
4 задание
Командам предлагается разработать и записать на приготовленных листах бумаги режим двигательной активности в младшей, средней, старшей, подготовительной группах.
Работа проводится в течение 15 минут. После этого следует презентация режима двигательной активности, в которой участвуют все педагоги.
Проект решения:
- Оптимизировать двигательную активность детей в режиме дня путем распределения физической нагрузки.
- Календарное планирование оптимального двигательного режима осуществлять в соответствии с возрастом детей.
Срок исполнения: постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ»
Работа по формированию физических навыков детей с родителями...
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9744766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"float: right;","width":"448"}}]]Двигательная активность играет важную р...
План тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке»
В помощь старшему воспитателю ДОУ : план тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке» и приложение к нему:1. Карта а...
Семинар-практикум «ИКТ - как эффективный прием для развития познавательной активности детей».
Методические материалы проектной группы ДОУ «Эффективные приемы для формирования познавательного развития детей»....
Семинар-практикум для воспитателей «Игра как средство развития двигательной активности детей»
Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и &nd...
анкета на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ».
анкетировании на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ».С целью дальнейшего планирования работы по данному направлению....