«Игра и ее роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Уважаемые родители! В этой статье я познакомлю вас с тем, как развиваются психические процессы в игре у ребенка дошкольного возраста, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития, которая позволит ребенку стать субъектом взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_ee_rol_v_stanovlenii_lichnosti_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра и ее роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста»
В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе. Игра возникла в ходе исторического развития в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, когда на основе развития общества включение детей в производительный труд отодвигается во времени.
Игра понимается как особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий, и самое главное, представляющей условия для формирования коммуникативных умений ребенка. Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии, а объём исследований, посвящённых проблеме игры, доказывает, что она всегда была объектом внимания учёных содержание.
Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка: развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития, которая позволяет ребенку становиться субъектом взаимодействия.
В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существеннейшее влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она «источник развития и создает зону ближайшего развития». В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики,
от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Существуют различные игры. В соответствии с современными представлениями о природе игры и подходами к ее классификации, предложенными кафедрой детства РГПУ им. А. И. Герцена, выделяются следующие виды игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка игры — экспериментирования игры с природными объектами игры со специальными игрушками
- игры связанные с исходной инициативой взрослого
Обучающие игры | досуговые игры |
автодидактические | интеллектуальные |
сюжетно-ролевые | забавы |
подвижные | развлечения |
музыкальные | театрализованнные |
дидактические | компьютерные |
- игры народные, связанные с традициями этноса
обрядовые | тренинговые | досуговые |
культурные | интеллектуальные | забавы |
семейные | сенсомоторные | подвижные игры |
сезонные | адаптивные | игры-соревнования |
Одни игры развивают мышление и кругозор детей, другие — ловкость, силу, третьи коммуникативные умения. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В игре формируется такое качество личности ребёнка как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности.
Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.
Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.
Задачи воспитания и развития ребенка в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, прежде всего, в его эмоциональной и интеллектуальной сферах.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение, выполняя несколько функций:
игра —образование; игра — труд; игра— серьезная форма воспитания; игра— способ познания окружающего мира; игра — тренинг чувств.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать индивидуальные познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, сюжетно-ролевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Современная семья и ее роль в становлении личности ребенка"
Современная семья в последнее время сильно отличается от понятий "традиционная семья и традиционное воспитание"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Сегодня учеными уже доказано, насколько состояние всего нашего глобального мира напрямую зависит от уровня духовности и нравственности людей. Когда мы говорим о «духовности», «духовном развитии», гово...
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...
Становление родительской компетентности как ключевой компонент развития личности ребенка дошкольного возраста.
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошло...
Статья "Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста"
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное зн...
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка....
,,Значение воспитания семейных ценностей в становлении личности ребенка дошкольного возраста"
статья.Воспитание детей-это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями. Особенно важно формирование семейных ценностей в раннем, когда личность ребенка только начинает формироваться....