Модель создания воспитательной культурной среды по патриотическому воспитанию, в том числе средствам искусства.
методическая разработка (подготовительная группа)

Савченко Татьяна Юрьевна

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой измененияв содержании работы дошкольных образовательных организаций.Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».

Наше дошкольное учреждение осуществляет образовательный процесс с учетом природных, климатических и культурных традиций Донского края и включает следующие компоненты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_razvitiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучшая модель воспитывающей культурной среды на уровне дошкольного образования»

«Модель создания воспитательной культурной среды по патриотическому воспитанию, в том числе средствам искусства».

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой измененияв содержании работы дошкольных образовательных организаций.Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».

Наше дошкольное учреждение осуществляет образовательный процесс с учетом природных, климатических и культурных традиций Донского края и включает следующие компоненты:  

  • познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;
  • эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
  • эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Донского края;

- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.

 Целью:развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов, как культурно-эмоциональных переживаний.

Задачи:

1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края

2.Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.

3. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.

4. Создание условий для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).

5. Развитие творческого потенциала ребёнка, проявляющегося в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремленииизменять и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.

6. Развитие опыта творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации

Оптимальные условия для повышения качества образования

Актуальные практики патриотического воспитания

Эффективные технологии патриотического воспитания

Организация музеев патриотической направленности

Целевой модуль

Цель

Задачи

-музей «Русская изба»,

-музей «Мы живем в краю родном»

-музей «Наше родное село»

Содержательный модуль

Содержание технологии строится по проектам:

1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад). 2.«Вот эта улица, вот этот дом».

3.«Село, в котором я живу».

4. «Мой край родной, мой край казачий».

Процессуально-деятельностный модуль

        

Диагностико-результативный модуль

Результат

Диагностические методы

Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей

Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма

Основу модели развития патриотического воспитания составляют:

1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в МБДОУ:

  - музей «Русская изба»,

- музей«Мы живем в краю родном»

-музей «Наше родное село»

2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально – деятельностные модули которой представлены проектами:

1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

2.«Вот эта улица, вот этот дом».

3.«Село, в котором я живу».

4. «Мой край родной, мой край казачий»

Работа проводится по следующим принципам

-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;

-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и отработке на этой основе ценностных ориентаций и смыслов;

-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;

-интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства:  архитектуры,  музыки, литературы, живописи и скульптуры;

-диалогичности, реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".

Содержание работы раскрывает культурно – познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Работа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности   ребёнка,   в    его   эмоционально-эстетические   и   социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание работы предусматривает знакомство дошкольников с   историей родного края, изобразительными, музыкальными,   литературными     произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет    региональный    компонент    художественно-эстетического образования      дошкольников.      Содержание      выступает      средством, стимулирующим     изобразительно-творческий,     конструктивный     опыт ребёнка,   потребности   к   самовыражению  своих   чувств,   ценностей  и мироощущений.

Срок реализации программы составляет 2 года.

Этапы

Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2020г.):

Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2020- апрель 2022 гг.):

Третий этап -  итогово-аналитический (май 2022 г.):

В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2020г.):

- создана нормативно-правовая база;

 - организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников;

- усовершенствованасистема оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;

- разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;

- был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности.

В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2020- апрель 2022 гг.):

- апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;

- осуществляется деятельность музеев патриотической направленности–

- музей «Русская изба»,

- музей «Мы живем в краю родном»

-музей «Наше родное село»

Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы мини-музеи в групповых ячейках.Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «мини-музей».  Самое главное, что дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

С педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастер-классы;

Работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы:были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем  информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов;отслеживаются результативность.

В процессе третьего этапаитогово – аналитического (май2022 г.):

- будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования основ патриотизма;

- анализ деятельности музеев патриотической направленности;

- обобщены результаты.

Описание позитивных изменений в результате реализации модели

  1. Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению.
  2. Созданы оптимальные условия (программно-методические -банк методических разработок по данному направлению; кадровые, материально-технические) для повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Педагоги и родители(законные представители) активнововлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.

Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения.

Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма  у дошкольников.

Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализациимодели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"

В материале описаны требования  созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....

Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию.

Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию....

Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

     Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...

Создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию

Для утверждения национального самосознания этнос всегда выбирает какие-то объективные события, факты, идеи, личности, периоды истории, памятники архитектуры, продукты питания или иные факты материальн...

Модель организации предметной пространственной среды по патриотическому воспитанию

Инновационная практика создания РППС по патриотическому воспитанию в том числе средствами искусства...