Модель создания воспитательной культурной среды по патриотическому воспитанию, в том числе средствам искусства.
методическая разработка (подготовительная группа)
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой измененияв содержании работы дошкольных образовательных организаций.Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».
Наше дошкольное учреждение осуществляет образовательный процесс с учетом природных, климатических и культурных традиций Донского края и включает следующие компоненты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_razvitiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучшая модель воспитывающей культурной среды на уровне дошкольного образования»
«Модель создания воспитательной культурной среды по патриотическому воспитанию, в том числе средствам искусства».
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой измененияв содержании работы дошкольных образовательных организаций.Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».
Наше дошкольное учреждение осуществляет образовательный процесс с учетом природных, климатических и культурных традиций Донского края и включает следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Донского края;
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.
Целью:развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов, как культурно-эмоциональных переживаний.
Задачи:
1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края
2.Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
3. Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.
4. Создание условий для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).
5. Развитие творческого потенциала ребёнка, проявляющегося в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремленииизменять и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
6. Развитие опыта творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации
Оптимальные условия для повышения качества образования | |
Актуальные практики патриотического воспитания | Эффективные технологии патриотического воспитания |
Организация музеев патриотической направленности | Целевой модуль Цель Задачи |
-музей «Русская изба», -музей «Мы живем в краю родном» -музей «Наше родное село» | Содержательный модуль Содержание технологии строится по проектам: 1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад). 2.«Вот эта улица, вот этот дом». 3.«Село, в котором я живу». 4. «Мой край родной, мой край казачий». Процессуально-деятельностный модуль
Диагностико-результативный модуль Результат Диагностические методы |
Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей | |
Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма |
Основу модели развития патриотического воспитания составляют:
1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в МБДОУ:
- музей «Русская изба»,
- музей«Мы живем в краю родном»
-музей «Наше родное село»
2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально – деятельностные модули которой представлены проектами:
1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2.«Вот эта улица, вот этот дом».
3.«Село, в котором я живу».
4. «Мой край родной, мой край казачий»
Работа проводится по следующим принципам
-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и отработке на этой основе ценностных ориентаций и смыслов;
-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
-интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры;
-диалогичности, реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".
Содержание работы раскрывает культурно – познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Работа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание работы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Срок реализации программы составляет 2 года.
Этапы
Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2020г.):
Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2020- апрель 2022 гг.):
Третий этап - итогово-аналитический (май 2022 г.):
В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2020г.):
- создана нормативно-правовая база;
- организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников;
- усовершенствованасистема оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;
- разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
- был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности.
В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2020- апрель 2022 гг.):
- апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
- осуществляется деятельность музеев патриотической направленности–
- музей «Русская изба»,
- музей «Мы живем в краю родном»
-музей «Наше родное село»
Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы мини-музеи в групповых ячейках.Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «мини-музей». Самое главное, что дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
С педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастер-классы;
Работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы:были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов;отслеживаются результативность.
В процессе третьего этапа–итогово – аналитического (май2022 г.):
- будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования основ патриотизма;
- анализ деятельности музеев патриотической направленности;
- обобщены результаты.
Описание позитивных изменений в результате реализации модели
- Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению.
- Созданы оптимальные условия (программно-методические -банк методических разработок по данному направлению; кадровые, материально-технические) для повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Педагоги и родители(законные представители) активнововлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.
Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения.
Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма у дошкольников.
Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализациимодели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"
В материале описаны требования созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....
Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию.
Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию....
Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...
Создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию
Для утверждения национального самосознания этнос всегда выбирает какие-то объективные события, факты, идеи, личности, периоды истории, памятники архитектуры, продукты питания или иные факты материальн...
Модель организации предметной пространственной среды по патриотическому воспитанию
Инновационная практика создания РППС по патриотическому воспитанию в том числе средствами искусства...
Моделирование воспитывающей культурной среды по патриотическому воспитанию на основе национальных ценностей.
Модель патриотического воспитания в ДОУ...