ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья

Статья посвящена проблемам формирования предпосылок УУД  у детей в ДОУ, предпосылок их развития. Описаны предпосылки личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Актуальность обусловлена усвоением такого интегративного качества, как универсальные учебные действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.291

В.А. Бутькова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Статья посвящена проблемам формирования предпосылок УУД  у детей в ДОУ, предпосылок их развития. Описаны предпосылки личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Актуальность обусловлена усвоением такого интегративного качества, как универсальные учебные действия.

Предпосылки, дети, школа, умения.

Новые социальные запросы определяют цель образования: всестороннее развитие ребенка, в том числе, формирование ключевой компетенции «умение учится». Проблема подготовки ребенка к школе была актуальна во все времена. В настоящее время актуальность обуславливается многими факторами, в том числе и введением ФГОС ДО.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введен  А.Г Амословым, он подразумевает способность обучаться, т.е. умение ребёнка саморазвиваться, самосовершенствоваться, за счет присвоения ребенком нового социального статуса.

В действующем ФГОС ДО прописано, что в ходе освоения Программы дошкольного обучения и воспитания дошкольник приобретает интегративное качество, такое как универсальное учебное действие, т.е. возможность действовать по определенным правилам, образцам деятельности.

Также нужно учитывать, связи школьного обучения и дошкольной образовательной организации, она строится не только на подготовке к школе. Важным компонентом при формировании УУД является самоценность детства, т.е. использование только методов и приемов, которые знакомы ребенку при общении с педагогом.

Предпосылки УУД у детей формируются ходе основной деятельности детей дошкольного возраста, т.е. в игре. В процессе игры у детей развивается  фантазия, творчество и другие. Игровая деятельность помогает детям взаимодействовать с другими людьми. Ребенок, который не прошел этап игры со сверстниками быстро устает от учебы и теряет  интерес к ней. Значит, игра является проводником от дошкольника к школьнику, потому что формирует любознательность, потребность к получению знаний.

Способность обучаться – обязательный  компонент каждого человека, он важен не только в процессе учебы, но и для нормальной адаптации в обществе, для карьерного роста уже в профессиональной деятельности.

В период дошкольного возраста дети приобретают первичный опыт УУД. Именно опыт прожитый ребенком, становится основой саморазвития и воспитания его как личности.

При формировании УУД необходимо учитывать стиль общения и руководства педагога. Он должен активировать ребенка к деятельности как совместной, так самостоятельной для достижения поставленной цели. При эмоциональном развитии ребенка большое влияние оказывает общение с взрослыми, сверстниками, потому что в ходе совместной работы у ребенка формируется такое чувство, как эмпатия и формируются эмоциональные эталоны. Общественное отношение ребенка к окружающим его людям формируется в дошкольном возрасте, т.е. именно в период дошкольного возраста закладываются зачатки личности человека.

Для того, чтобы сформировать предпосылки УУД можно применять разнообразные способы и методы, такие как:

  • обращение внимания на игру, на стиль взаимодействия детей;
  • активизировать все виды творческой работы ребенка;
  • вознаграждение деятельности детей на занятиях, оценивание их интересов, любознательности;
  • способствовать развитию коммуникативной деятельности детей;
  • развитие различных способов выражения речи, вербальных и невербальных.

Учебная деятельность детей является компонентом развития познавательной деятельности. Способность сообща решать образовательную задачу не является главным компонентом формирования учебной деятельности.

Можно сделать вывод, что оптимальные средства для формирования УУД являются задания, имеющие такие формулировки, как объяснение, рассказ, всевозможные доказательства, наблюдения, различные выводы и другие. Такие задания активируют у детей умение анализировать предметов и объектов, целью которого является выделение признаков предмета, отличие от других объектов действительности, классификации предметов по различным категориям, т.е. выделение объектов на основе их уникальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ

презентация по теме: Универсальные учебные действия...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода

Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...