Экологического воспитания дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологического воспитания дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения.
«Все, чему учат человека, должно быть
не разрозненным, частичным, а единым, целым».
Я. А. Каменский
Экология-особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Природа — это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Экология не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь. Здоровая экология- это здоровый человек.
Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.
Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно- нравственных начал личности. Физическая культура - составная часть общего воспитания в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое и психологическое совершенствование, всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология, физкультура и психология тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного и внеурочного процесса могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Повышение эффективности образования детей в области физической и психологической культуры в области экологии возможно путем интеграции этих предметов. Достичь этого можно за счет использования на занятиях различных средств и методик: игры, квэсты с экологической направленностью, различные конкурсы, викторины, экскурсии и походы.
В младшем дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, экономить воду и т. д.). Вырабатываются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь физкультура и психогимнасти.
На уроках физической культуры дети получают знания об организме, охране своего здоровья. Узнают, что такое здоровый образ жизни. Дети узнают, как с помощью природных факторов закалять свой организм.
При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (перепад температуры, сильный ветер, снег и т. д.) укрепляется иммунитет. Происходит адаптация организма к условиям внешней среды (процессы терморегуляции). Занятия физическими упражнениями стимулируют умственную деятельность. Психогимнастика в свою очередь выступает поддержкой позновательной и эмоционально-личностной сферы развития. Физические упражнения в связке с психогимнастикой помогают создать условия для успешного обучения каждого ребёнка.
При движении (выполнении различных упражнений на воздухе) происходит взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление к изменяющимся условиям.
В образовательном учреждении в процессе физкультурно-экологической работы мы используем такие формы как: игры с экологической направленностью, конкурсы, физкультурно-экологические праздники.
Игры психологической направленности экологично тренируют психомоторные функции, помогают воспитать ребёнку в себе эмоциональность и чувствительность.
Наиболее интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы. В играх ярко выражена познавательная деятельность. Во время игры «звери на прогулке», дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу. Очень любят дети игры: «Кто где живет?», «Волки во рву», «Шишки, желуди, орехи» и т. д.
На прогулке дети учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе. Наиболее часто мы используем такие темы: «поиск осенних примет», «парк зимой», «осенний лес» и т. д.
Во время физкультурно-оздоровительных праздников проводим различные эстафеты: «сбор мусора», «собери урожай», «знаки». Такие эстафеты повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «знаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить что можно делать а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т. д. Можно вешать кормушки, поливать растения и т. д. Нейропсихологические приемы работы с детьми , в свою очередь ,помогают развивать коммуникативные и двигательные способности, снимают напряжение и сокращают дистанцирование во время общения.
Как видим из вышеизложенного, физическая культура и оздоровительные методики из психологии развивают и закрепляют знания полученные во всех образовательных областях.
В процессе оздоровительно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.Исходя из многолетней практики установлено, что дети очень хорошо усваивают учебный материал во время занятий с использованием оздоровительных методик физической культуры и нейропсихологии, так как данные методики улучшают работу всех органов и систем - двигательной, нервной, сенсорной и т. д. Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.Наша цель – добиваться высоких результатов в оздоровительно-экологической работе, посредством интеграции этих видов деятельности.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
В нашем детском саду «Теремок» с помощью интегрированных занятий и развлечений, во время которых дети не только делают упражнения, осваивают движения, но и вспоминают известные сказки, стихи, изучают цифры, счёт и т. д., дети получают возможность лучше усвоить трудный материал с помощью подвижных игр, заданий на смекалку и быстроту реакций, заусить считалки и стихи. Загадки применяются в зависимости от цели занятий.
Такая система физического и психологического воспитания в детском саду позволит, на наш взгляд, существенно повысить интерес детей к занятиям и усвоить знания. Ведь если знания даны в занимательной форме, они усваиваются быстрее, прочнее и легче.
Интегрированные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической и интеллектуальной активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
Физкультурно-оздоровительная работа – это система различных физкультурных мероприятий, направленных на оздоровление занимающихся людей.
Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми.
Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Список литературы:
1. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей /Л. А. Бойко //Начальная школа, - 2005. № 6
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Спб., Детство-пресс, 2002.
3. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во Владос - пресс, 2005
4. Ж. М. Глозман А. Ю. Потанина А. Е. Соболева. "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте" + Диагностический альбом
5. Семенович А.В. "Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники".
6. Сигел, Дэниел Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста / Дэниел Сигел. - Москва: Наука, 2016. - 272 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС....
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование стало некотъемлемой частью дошкольной педагогики.Формирование экологической культуры- это средство воспитания у детей правильного и осознанного отношения к природе....
Сказочные истории в системе психолого-¬педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.
Дошкольный возраст является тем периодом жизни, когда ребенку начинает открываться мир человеческих отношений. Именно данный возрастной этап является сенситивным к социокультурному становлению дошколь...
Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...
Требования ФГОС образования нового поколения к экологическому воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогикиКонец формы...